Даль с дудочкой

Мой дедушка со стороны бабушки ( я уже недавно про него рассказывал) был ветеран войны и труда. И поэтому много чего видел и знал. Но война - это травма. Кому-то удается после нее восстановиться, кому-то нет. Обычно ветераны типа моего деда, страдают депрессиями, напиваются на симпосиях, угрожают спрыгнуть с национальных достопримечательностей, у них плохо с зубами и они все разводятся. Однако, бывают исключения. Таким исключением стал мой дедушка. Несмотря на то, что всю последнюю  войну он прошел пешком как хоббит - сначала туда, а потом, тем же макаром, обратно. 
 
Мы с ним часто болтали обо всем на свете. Он обычно посмеивался над людьми, которые еще совсем недавно держали строй вместе со спартанцами и шли в бой с песнями Тиртея на устах, а сейчас лижут жопы своим начальникам. Иными словами он был очень умным, и поэтому не упускал случая меня подъе*бнуть. В тот раз он спросил меня:
- Скажика, пацан (дед звал меня пацаном лет до 27, вплоть до первой диссертации), а чем отличается русская трагедия от русской комедии?
 
Я сначала заменживался, поскольку несмотря на то, что мой пытливый децкий ум конечно же обуревали многочисленные философские вопросы и проблемы устройства мироздания, о которых я стеснялся спросить у взрослых и потому доходил до всего сам. Дед угадал в моем смущении глубинный имманентный кризис знания, похлопал меня по плечу, прям как когда-то верховный главнокомандующий царь Спарты Агид его самого, а потом подсказал правильный ответ. 
- Слушай сюда, пацан. В русской трагедии все одиноки и все умирают, как, напремер, у Шекспира. Горы трупов, море крови в финале, а из живых только Олег Даль с дудочкой и океан невзгод впереди. В русской же комедии примерно всё тоже самое, но только все умирают счастливыми.      
 
Это стало для меня еще одним откровением и поводом перечитать "Братья Карамазовы"  Ведь ключевое слово в реплике деда было не Шекспир и не смерть, а одиночество. То, что мы умираем в одиночку, особенно страшно. Но это не хуже, чем жить в одиночку. Такое вообще редко кто вытерпит. Поэтому когда рядом с вами родная душа -и не важно кто - ваш дедушка, добрый друг или любимая женщина, тогда вдруг оказывается, что вместе с этим другим, может быть удивительно хорошо. Здесь самое главное, чтобы тебе эти люди тоже нравились, чтобы была взаимность. А то получится какой-то идиотизм быть другом человека, который тебя совершенно не прикалывает.


Рецензии