Открытие Красного Буерака

  Береговой участок Красного холма называется «Удрики», возвышается над Красивой Мечой рядом с устьем и служит отличной наблюдательной площадкой с правого берега. Приехал я сюда на прогулку 29 июля и в безымянном овраге открыл древнейшее языческое святилище, населённое нерукотворными каменными изваяниями.
  Лето 2009 года выдалось тёплым и сухим, стояла ласковая погода, а в попутчики напросился знакомый Семён. Мы посетили разрытое археологами, ныне потерянное и забытое место кургана Волотова Могила, сделали фотоснимки красочных пейзажей, известняков, выступающих из горы, полюбовались живописной панорамой Подонья, отведали диких яблок, красивых с виду, но противных на вкус, и уж было собрались уезжать домой. Однако всё дальнейшее пошло по сказочному сюжету, словно волшебная яблонька взбодрила кислым соком.
  Вдруг я встрепенулся:
  – Сеня, пойдем, прогуляемся до оврага, там тоже лежат какие-то камни.
  Эти огромные каменные глыбы между Тютчево и Иншаковкой наблюдались от собственной усадьбы на другом берегу Мечи с расстояния двух километров прямой видимости. Добраться до них можно было только через брод, да и повода для похода раньше не возникало. С момента своего рождения смотрел я на них издалёка и полагал, что торчат из горы обычные известняки, которых по берегам разбросано очень много.
  Семён охотно согласился. Подошли к буераку в его начальной верхней части. Камни оказались крупными голышами-песчаниками и хорошо смотрелись с берега. Сразу пришли в изумление: из земли выступал шишковатый панцирь огромной черепахи до трёх метров в диаметре! Ниже по оврагу торчал хребет дракона, покрытый панцирями, а к нему прислонился замшелый, серо-синий лобастый одноглазый мамонт, разумеется, с бивнем и с хоботом. Эта плита в натуральную величину представляла правую половину его тела, тела мохнатого. Из-под шерсти, свисавшей до земли, виднелась короткая передняя нога. При более тщательном рассмотрении и долгом разбирательстве, он годился на роль скотьего бога Велеса. В последующих публикациях некоторые персонажи Красного Буерака поменяли свои имена и уточнили назначение.
  Спустились вниз и позировали друг другу, и радовались, как дети, но главные чудеса ещё не начинались.
  Семён заканчивал съёмку этих статуй, а я прошёл ещё несколько метров сквозь редкий кустарник, которым поросли склоны. Вот тут и явилось оно, настоящее чудо! Прямо на меня красными каменными глазами в упор глядела голова великана размером в человеческий рост. Вот тебе и «бой Руслана с Головой»! Невозможно описать смятение, испытанное мной в тот момент!
  Через несколько минут всё же обрёл дар речи и стал звать друга:
  – Перестань снимать ерунду! Иди ко мне, смотри, что я нашёл!
  Он тоже растерялся и стал бормотать:
  – Это колдун, колдун в овраге…, я его так буду называть.
  Я возразил:
  – Может быть и колдун, но, скорее всего, это какой-то языческий бог. Видишь, перед ним лежит каменный алтарь.
  Потом уже дома стал перелистывать книгу о языческих богах, всё так и оказалось.
  Постепенно радостная дрожь в руках улеглась, а мы стали снимать статую с разных ракурсов. Восторженности не было предела!
  – Смотри, Сеня, как этот гигант похож на боксёра-богатыря Николая Валуева!
  – Да! Он будто в нокауте лежит на животе, только вот глаза открыты, а смотрит вперёд. А длинный какой, метров на пять.
  – Это он уже пришёл в сознание, сейчас встанет и всыплет нам по-полной, чтобы не насмехались.
  Через годы, при тщательном рассмотрении, ужасная, слегка перекошенная физиономия гиганта оказалась четырёхликой, а у самой земли обнаружились скрещенные на груди руки. Второе лицо, изваянное в профиль, уместилось на левой щеке первого главного, нос к носу. Третье – было сконструировано из элементов двух первых с наклоном вправо на 45 градусов, причём левый глаз зорко служит для всех трёх изображений, а первое и третье лица имеют общий нос. Четвёртое лицо отразило симметрию третьего, поэтому смотрело на юго-запад. Над всей композицией сверху устроилась большая змея.
  Пока Семён занимался съёмкой глазастого Колобка с огромным ртом и скромными поджатыми ушками, больше похожего на батискаф, который катился рядом с этим великаном, и, развесив собственные уши, слушал сказки, как он «от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…», я, как более нетерпеливый, спустился ещё ниже и по¬пал туда, где обитало настоящее диво Красного Буерака.
  Неожиданно передо мной взвился на дыбы огромный каменный тираннозавр трёхметрового роста. Он смотрел одним глазом, слегка повернув в мою сторону голову, сучил передними ногами и высунул длинный язык. Горбатый и слегка уродливый, но не страшный. Потом он оказался известной в русской истории фигурой – Каменным Конём, а в сказках – Коньком-Горбунком. Из этой же глыбы с оборотной стороны высунулась голова моржа и, тоскуя по родной стихии, смотрела на северо-восток в сторону Ледовитого океана. Были неплохо видны его усы, бивни, ноздри.
  Сзади, на уровне головы Конька-Горбунка, из горы выступал плоский прямоугольный камень – другой жертвенник. При домашнем анализе снимков проявился ещё один персонаж – Горыня, плоское лицо которого отчётливо смотрится в левый профиль на фоне русла Красивой Мечи, если смотреть или снимать под срез верхней столовой поверхности камня. В тот день не удалось разглядеть наскальное изображение его сына, порубанного Змея-Горыныча, наверное, велико было смятение от уже увиденных чудес.
  Змей, с уцелевшей головой и с поднятым крылом, отчётливо и контрастно красуется на снежном покрывале в солнечный зимний день. На его шее зияет большая рваная рана, в которой виднеются обрезки кровеносных жил, а две другие головы валяются неподалёку на дне оврага. Одна из них походит на мёртвую голову большой собаки. При съёмке с другого ракурса, эта каменная глыба кажется обломком статуи Перуна, глядящей на мир пристальным божественным взором. Другая – сомкнула челюсти и веки.
  Статья «Красный Великан» зародилась тут же на месте, и написанная в жанре сказки, публиковалась в журнале «ЛГ: итоги недели», №33, 10 августа 2009 и стала второй из моих статей. А дебютировал автор в 60 лет статьёй «Волотова Могила» 11 июня 2009 года, в газете «Лебедянские Вести» №73 и в журнале «Итоги Недели» №28 от 06 июля 2009-го.  В первый же день я придумал название оврагу и поспешил дать каменным персонажам предварительные имена, которые со временем уточнились. Даже Каменного Коня обозвал «тираннозавром» – уж больно похожим казался в первый момент. Да и для травоядного существа у него немного коротковата морда, поэтому правы были татары, называвшие его Каменным Львом – хищником Арсланом. Дело в том, что динозавров открыли в 19 веке, а древние люди их не знали. Русские углядели коня – лучшего друга и помощника, которого боготворили в те времена, а татары увидели в нём свой древнейший символ.
  Фраза, сказанная на месте открытия: «Такая фигура непременно отметилась в русской истории! Она стоит на древнейшей дороге Руси», – оказалась провидческой. Сведения о древней Столповой дороге, проходившей через эти места в исторические времена, и Донском торговом водном пути уже были мне известны.
  С находкой летописной цитаты из описания путешествия в Кафу русского посла Голохвастова в 1499 году: «Клалися в судно на Мече у Каменнага Коня», – стало понятно, что за памятник служил знаком для древней пристани в устье Красивой Мечи. Меня мгновенно осенило – вот он, легендарный казачий Каменный Конь из документов о Сторожевой службе! Этот лебедянский Конь значится в исторических документах до Смутного времени, отражён в статьях известных историков, о чём расскажу в главе «Каменный Конь из устья Красивой Мечи».
  История лебедянского Каменного Коня была забыта. Её запутала и затмила раскрученная недобросовестными историками биография Коня-камени из Ефремовского уезда Тульской губернии, показанная в документах только после Смутного времени.
  Природные скульптуры вызывали у древних людей реакцию сходную с моей: потрясение порождало суеверные фантазии, вплоть до обожествления. Всё заканчивалось поклонением и копированием богов с этих каменных оригиналов. Красный Великан, с большой долей допущения, в первых моих публика¬циях вписался в образ древнейшего ведического бога Варуны, а позднее, довольно точно – в определение многоликого языческого Световида. Все изваяния Красного Буерака оказались персонажами русских сказок, или древних мифов, или метафорическими символами.
 Данный сайт не позволяет публиковать произведения с иллюстрациями, поэтому глава "Открытие Красного Буерака" в полном объёме с красочными фотографиями опубликована на блоге сайта лебедянских писателей https://lebedyanpoetry.jimdofree.com
Николай СКУРАТОВ. Январь 2021.
 Продолжение следует в главе "И у камней бывают имена".


Рецензии
Данный сайт не позволяет публиковать произведения с иллюстрациями, поэтому глава "Открытие Красного Буерака" в полном объёме с красочными фотографиями опубликована на сайте "Каменный Конь" - http://kamenny-con.narod.ru/index/otkrytie_kamennogo_konja/0-161

Николай Прокофьевич Скуратов   27.10.2023 09:54     Заявить о нарушении