Две исповеди

Это был крохотный остров посередине огромного, но мелкого озера. Глубина его достигает всего 2-3 метров, поэтому местные еще с древности прозвали его болотистым морем, оно было настолько широким, что с одного берега никак не возможно было разглядеть другой.
Но в тот день ни острова, ни озера не было видно.  Небо становилось белее обычного, шел сильный снегопад.

Проехав по узкому самодельному мостику, машина остановилась у ворот, где юноша, одетый в фуфайку, убирал снег громадной лопатой. Взглянувши ему в лицо, я никак не ожидала увидеть нечто подобное у стен монастыря, на меня смотрело лицо молодого уголовника.

Какая же красота ждала нас внутри ворот! Повсюду высоченные многовековые деревья, небольшая белая церквушка, постройки середины тысячилетия, своим строгим, но идеальным и даже приветливым фасадом она приглашала нас войти внутрь.

Навстречу нам вышел настоятель этого монастыря. Их тут жило всего несколько человек, сам он, пару монахов и молодые люди, ступившие на скользкую дорожку-  на перевоспитании.

Меня всегда привлекают две вещи: многие люди могут бесконечно смотреть на огонь и воду, я же могу бесконечно любоваться природой и архитектурой.
В том месте эти две формы слились в одно целое.

В открытой двери церкви появилась черная кошка с умнейшими глазами, встав рядом с хозяином, она спокойно смотрела на нас и изредка виляла хвостом.
Женщина приблизилась к кошке и начала фотографировать ее на телефон.
Я увидела, как настоятель закатил глаза и глубоко вздохнул.
- Женщина! Держите себя в руках!- грозно прикрикнул он. – Давайте хоть на несколько минут забудем о кошках, архитектуре, природе, телефонах, давайте задумаемся о вещах по- настоящему важных.
Женщине не удалось  сделать стоящей фотографии кошки, и  она предприняла попытку снова, наклонившись всем корпусом и вытянув руки вперед.
- Женщина! Я же сказал! Держите себя в руках!

Выкрикивая слова ораторским голосом, призывая нас вспомнить о религии, о христианстве, вновь обратиться к Иисусу, неужели, он остался бы не неулечённым Им самим, Всевышним, в его постыдном желании привлечь к себе внимание толпы. "Неужели, ты боишься проиграть кошке?"

После долгого и пространного разговора о назначении человека на Земле, нам позволили зайти внутрь церкви. Русло разговора неожиданно изменилось.
- "Ко мне как- то раз, тоже на экскурсию, как Вы, пришла женщина. Про таких натур, как она, говорят, вот она- страстная женщина. Она постоянно спорила со мной, высказывала свое мнение, все члены ее тела тряслись, она никак не могла устоять на месте, замереть, дергалась то голова, то руки, то ноги- иногда все вместе. У нее был громкий, звонкий голос, говорила она отрывисто. Ее возмутил мой разговор про женщин, на что я подвел ее к иконе богоматери с маленьким Иисусом и сказал ей , смотри!"
- Смотри на ее взгляд!

Я перевела глаза на икону, встретилась глазами с Нею.
- "Видите ли, у нее абсолютно беспристрастный взгляд. Женщина должна быть кроткой, как Богоматерь. Излишняя эмоциональность это грех. – эти слова настоятель произнес с нескрываемым удовольствием. – На мгновение  тело той женщины обрело покой…- настоятель окинул нас взглядом.-  Но не прошло и минуты, как она вернулась в свое прежнее состояние. Но я был рад, что хотя бы на чуть-чуть,я смог приоткрыть ей глаза на Истину. "

Отнюдь, среди публики царила странная атмосфера: словно дети, которых заставили слушать уроки в школе, учителя, который поучает молодые умы, но его рассказ о неудавшимся личном опыте, который он воздвиг как нерушимую теорему, заведомо ошибившись уже с самого начала; и дети чувствуют внутреннее противодействие, но оно остается невысказанным из-за авторитета учителя перед учениками. Все, что дети могут, это лишь смотреть.
Таковы были и мы. Мы только смотрели.
А я смотрела на ту икону.

Икона есть икона. Человек есть человек. Почему у Нее такой безэмоциональный взгляд?

Взгляните в глаза своей матери. Отнюдь не безэмоциональность Вы там отыщите, а безграничную любовь и обожание Вас- Ее детей и сынов. И еще большую выразительность приобретают глаза влюбленной женщины.

"Оставьте свои личные трагедии. Оставьте свой горький опыт. Оставьте все в прошлом. Живите настоящим и думайте о будущем. В последнее время я часто об этом думаю."- так сказывала женщина на борту плавучего ресторана на реке Волхов. Это была ее небольшая исповедь.  Она говорила , говорила и не могла уже более остановиться, а мы сидели и слушали, внимали ее слову, и не могли с ней не согласиться. Это были до боли правильные слова.

В церкви я оглянулась назад и заметила ту черную кошечку. В месте, где ее никто не мог видеть, в месте, где ее никто бы не побеспокоил, в месте, где ей тепло, у батареи, она сидела там и смотрела куда-то вдаль. Взгляд ее был полон дум, кошачьих дум…


Рецензии
Чудесная новелла...

Олег Михайлишин   07.03.2021 19:48     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Виолетта Мерцалова   07.03.2021 19:50   Заявить о нарушении