О Новом человеке и педагогических системах

Отто фон Бисмарк (1815-1898) утверждал "В конечном счете войну выигрывает школьный учитель".

Значимость систем образования всем нам очевидна и непреложна. Это понятно на бытовом уровне - мы озабочены тем, какое образование получат наши дети, или мы сами озабочены собственным образованием или повышением квалификации. В связи с этим часто вспоминается старая мысль легендарного канцлера Германии Отто фон Бисмарка о том, что "В конечном счете войну выигрывает школьный учитель".

Осенью 2020 года Никита Сергеевич Михалков (1945 - по н. вр.) "зарубился" идейно по вопросам системы образования с Германом Грефом. Герман Оскарович Греф (1964 - по н.вр) - на обвинения Никиты Михалкова в свой адрес в кастовости и пособничестве глобалистам-технократам благоразумно отмолчался...

Однако, чтобы понять суть современной полемики об образовании и воспитании режиссера и общественного деятеля Никиты Сергеевича Михалкова (1945 -по н.вр.) с главой Сбербанка Германом Оскаровичем Грефом (1964 - по н. вр.) следует нам подняться над бытовым восприятием образования на некоторый (хотя бы начальный) теоретический уровень понимания систем образования.

Давайте же, при этом условимся, что "система образования" - есть одобряемый гражданским обществом и санкционированный государством (проплаченный им) комплекс ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ личности". И там, в этих наших "теоретических эмпиреях", конечно, обнаружится, что "система образования" существует не сама по себе - она отвечает на запрос общества и государства на "производство человека" (термин Ф. Энгельса) - на школьно-вузовскую "отливку" определенного типа личности, необходимой для самовоспроизводства этих самых "общества" и "государства".

Таким образом, можно утверждать, что Российская империя царя-батюшки Николая II развалилась в 1917 году, не поняв наступавшей тогда на Россию 4-ой технологической укладности (нефти, газа и двигателей внутреннего сгорания) и не сумев через свою систему богоцентрического, сословного, раздробленного в стандартах образования, дать России нужный для её дальнейшего индустриально-промышленного воспроизводства тип личности "солдата индустриальной революции".

А лидеры Октябрьского переворота в России 1917 года во главе с В.И. Лениным (1870-1924) и Л.Д. Троцким(1879-1940)это поняли...
Они и предъявили миру сформованные из советских детей-беспризорников патриотически настроенные промышленные трудовые армии (которые легко трансформировались в армии военные).

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), жена В. И. Ленина, явилась организатором системы образования в СССР.
При этом "система образования" (педагогическая "отливка" личности) была исполнены такими деятелями, как Надежда Константиновна Крупская (организационное воплощение идеи внецерковной, единой, обязательной, трудовой школы), Матвей Самойлович Погребинский, Антон Семёнович Макаренко (согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д.Дьюи, Г.Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. Молодое советское государство предъявило как самое своё значительное достижение именно этот новый тип воспитанной им личности интеллигенции Европы в лице находившегося в эмиграции на острове Капри Максима Горького. В конце-концов, М. Горький покинул своё итальянское курортное затворничество ради того, чтобы приехать в Страну Советов и лично посмотреть на удивительные достижения СССР. Имеется фотоснимок, на которомизображены, слева направо: Глеб Иванович Бокий (1879-1937), член Коллегии ВЧК/ОГПУ СССР, начальник Спецотдела при ВЧК/ОГПУ СССР, куратор системы ГУЛАГ СССР.  Максим Горький (1868-1936), писатель, европейский интеллектуал. Матвей Самойлович Погребинский (1895-1937), сотрудник ЧК-ОГПУ-НКВД СССР, основатель и руководитель Болшевской трудовой коммуны №1, автор педагогической книги-опыта "Фабрика людей".

Следует отметить, что и М.С. Погребинский, и А.С. Макаренко конкурировали за внимание к своим педагогическим опытам Советского государства. Оба они принадлежали к "чекистской педагогике" (М.С. Погребинский был кадровым чекистом, а А.С. Макаренко осуществлял свой педагогический эксперимент в рамках ЧК/ОГПУ Украинской ССР).

Антон Семенович Макаренко (1888-1939), руководитель колонии имени Максима Горького и коммуны имени Ф. Дзержинского, литератор, с 1935 года сотрудник центрального аппарата НКВД УССР, в Киеве.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939), руководитель колонии имени Максима Горького и коммуны имени Ф. Дзержинского, литератор, с 1935 года сотрудник центрального аппарата НКВД УССР, в Киеве.
Системы образования для перевоспитания малолетних преступников "ПЕРЕКОВКА", основанные "Погребинским-Макаренко" были впоследствии использованы с начала 30-х гг., в развернувшейся системе ГУЛАГ-а для "перепрошивки" сознания взрослого населения СССР из "бывших" - зажиточной прослойки российской крестьянской массы, мелких буржуа, дворян, криминального элемента, Координировал данные процессы, протекавшие в ГУЛАГ-е, высокопоставленный чекист Глеб Иванович Бокий (официальный куратор ГУЛАГ-а).

Можно отметить, что советские педагогические системы свою цель по производству "Нового (советского) человека" и "перепрошивке" сознания царских "верноподданных" выполнили: "Новые советские" победили фашистскую Германию, первыми вышли в космос, сделали самую смелую попытку построения государства социальной справедливости, служившего маяком очень многим народам планеты. Какой педагогический и государственный пример может предъявить современная Россия в обстоятельствах наступающей на нас 6-ой укладности, - NBIC-революции..?


Рецензии