Тюркский язык 1500 лет от орхоно-енисейской письме

Тюркский язык 1500 лет от орхоно-енисейской письменности до азербайджанского языка без изменений
 В последние годы в сравнительно-историческом языкознании широко применяется метод глоттохронологии. Метод глоттохронологии основывается на постулировании наличия в любом языке основного слоя лексики, играющего решающую роль при исследовании языкового родства. В данный слой лексики входят важнейшие названия частей тела и организма человека, названия объектов и явлений природы, названия элементарных действий, важнейшие местоимения и некоторые другие понятия. Согласно глоттохронологии, данная часть лексического фонда языка очень медленно и неохотно поддается обновлению, причем темп ее изменения во всех языках одинаков. Наиболее устойчивые слова языка были выделены американским лингвистом М. Сводешом, который составил так называемый "лексикостатистический список" (он существует в двух вариантах, включающих 200 и 100 слов; второй вариант более распространен). Список М. Сводеша может использоваться для установления последовательности расхождения языков и для установления времени расхождения родственных языков. При этом подсчитывается число слов, имеющих общий источник. Чем меньше число подобных слов, тем раньше произошло разделение рассматриваемых языков. На основе таких подсчетов для нескольких языков можно определить порядок их выделения из общего праязыка.
 Известный российский учёный С. Е. Яхонтов в статье «Глоттохронология: трудности и перспективы» пишет: «Глоттохронология есть метод определения давности разделения родственных языков по количеству слов,  имеющих в них общее происхождение.
Представляется очевидным, что родственные языки с течением времени все более отдаляется друг от друга. Если так, то по степени различия между двумя родственными языками можно судить о давности их разделения. Конкретное глоттохронологическое исследование состоит в том, что слова диагностического списка переводятся на два интересующих нас языка, и затем подсчитывается число совпадающих слов. При переводе выбираются наиболее обычные обозначения соответствующих понятий. Совпадающими считаются слова, имеющие в двух
языках одинаковое значение и восходящие к одному и тому же слову языка-предка.
Фактически глоттохронология очень часто применяется к языкам, которые либо еще не
изучались сравнительно-историческим методом, либо применение к которым этого метода не
дало окончательных результатов (например, вопрос о существовании алтайской семьи пока не
решен, несмотря на длительную традицию исследований в этой области). Языки после их
разделения вовсе не обязательно развиваются независимо друг от друга. Если они
продолжают использоваться на смежных территориях, в условиях, допускающих контакты и
взаимное влияние, то различия в их лексике будут меньше ожидаемых, и вычисленное время
разделения окажется меньше действительного. В таком положении находятся, например,
славянские, а также многие романские и тюркские языки. Глоттохронология дает наиболее
близкие к истине результаты, если сравниваемые языки разошлись между пятью тысячами и
полутора тысячами лет назад».
 Для составления 100 словного списка я воспользовался базисной лексикой орхоноенисейских надписей и «Словаря» Махмуда Кашгари, знаменитых памятников
древнетюркской письменности VIII- XI веков. Таким образом, мной был составлен список
основных слов в тюркских языках периода примерно 1300-1000 летней давности. Была составлена таблица, показывающая эквиваленты древних тюркских слов в восьми современных тюркских языках (азербайджанский, узбекский, казахский, татарский, чувашский, алтайский, тувинский и якутский).
 В результате глоттохронологического анализа мы выявили, что со времени создания Первого Тюркского Каганата (1500 лет назад), а также за
тысячу лет, прошедших со времени написания в Багдаде Махмудом Кашгари тюркского
словаря в тюркских языках, входящих в огузскую, кыпчакскую и карлукскую группы своё значение изменили в среднем от 3 до 5 слов. За это же время предки чувашей и якутов потеряли соответственно 20 и 21 слово. В среднем же во всех тюркских языках за 300 лет из базисной лексики «выпадало» одно слово. Таким образом, мы можем предположить, что, для того, чтобы в базисной лексике чувашского и якутского языков было заменено 20 слов, понадобилось не менее 6000 лет (20 слов х 300 лет). То есть, мы можем предположить, что распад древнетюркской общности произошёл в IV тыс. до н.э. Видимо, именно тогда, в IVтыс. до н.э., в поиске новых пастбищ, предки современных чувашей и якутов, покинули историческую прародину. В дальнейшем, под натиском новых тюркских плем;н предки чувашей заселили верховья Волги и здесь смешались с местными финно-угорскими народами.
А предкам якутов, пришлось пройти весьма длинный путь, прежде, чем они в конце XIII века н.э. не обрели новую родину на берегах Лены. За 4500 лет, пока якуты добирались до новых земель, они по пути породнились с монгольскими (буряты), тунгусскими (эвенки) и многими другими сибирскими народами, что и отразилось на фонетике и лексике современного якутского языка.
 Необходимо отметить, что знаменитый английский лингвист Дж.Клоусон, первым применивший глоттохронологический анализ к оценке «алтайской» теории, особо отмечал «сверхстойскость» тюркских языков: «В течение исторического периода монгольские языки оставались исключительно стойкими к изменениям, а тюркские - сверхстойкими. Вряд ли есть основание предполагать, что эта устойчивость - недавнее явление».
 Распад древнетюркской общности.
1. протобулгары - 4-3 тыс. до н.э - путь через Кавказ на север:> Северное Причерноморье(киммерийцы, гунны, хазары)) > Северное Поволжье (проточуваши). В дальнейшем часть протобулгар переселилась на территорию Прибайкалья (протоякуты).
2. протоуйгуры (лобноро-таримцы), протоалтайцы, протохакассы, прототувинцы - 3-2 тыс. до. н.э. -путь по Евразийской степи на восток: Волга>Урал> Енисей>Таримская впадина(протоуйгуры).
3. протохунны (протокыпчаки) - 2 тыс. до. н.э.- путь по Евразийской степи на юго- восток:Волга>Урал > Мангышлак> Алтай> Монголия-Ордос (хунны).
4. протоогузы (скифы, юэчжи, «пазырыкцы», тюркюты, огузы)-середина первой половины первого тысячелетия до н.э. путь на восток: Закавказье > Памир > Монголия > Алтай (юечжы-пазырыкцы). Другая группа огузов переселилась на территорию СеверногоПричерноморья (скифы Геродота)


Рецензии