Сухум. Озеро Рица

 Во время проведения очередного «планового инструктажа» нашей группы Энвер поинтересовался, не желают ли туристы равнинной Белоруссии «пойти в горы»? Вернее, поехать? На – озеро Рица?

Жители плоскогорья своё желание «покорить вершины» подтвердили дружными возгласами:

— Да-да, конечно, хотим!

Прошу прощения у читателя за постоянное «сползание» в гастрономическую тему: она уместна в данном контексте.
 
 В раннем детстве моим любимым лакомством были конфеты «подушечки». В летнюю жару их сахарная присыпка таяла; сласть превращалась, выражаясь медицинским языком, в конгломерат (соединение каких-либо клеток, тканей, в единое целое). Вот из этого, сладкого «сплава», мама и выделяла нам, детям, столь желанные, деформированные конфеты.

 В разговорах взрослых я слышала названия «шоколадных» конфет, предназначенных для потребления «небожителями»: «Ромашка», «Ласточка», «Весна», «Озеро Рица». Значение первых трёх названий я, дошкольница, понимала. Что же означало сказочное слово «Озерарица», мне было невдомёк. Может быть, какая-нибудь волшебница, добрая фея?

В День Победы в родительском доме собирались папины друзья-партизаны. Возвращались в разговорах в военное прошлое, предавались воспоминаниям о своих боевых товарищах, рассказывали интересные истории из партизанского быта, пели военные песни.

На песенном этапе празднования вспоминали о малолетней «артистке». Водружали меня на основательную табуретку, сделанную искусными руками отца и, наперебой, предлагали исполнить ту или иную военную песню.
 
Я всегда начинала своё «выступление» отрывком из произведения Николая Рыленкова «Баллада о маленьком разведчике»

«В разведку шёл мальчишка четырнадцати лет…» – по памяти, рассказывала я, о трагической судьбе юного патриота. За стихотворением следовали военные песни, слёзы сорокалетних «ветеранов» войны, аплодисменты и, неизменное угощение «артистки из погорелого театра».

 В тот раз, после выступления, дядя Володя, друг отца, протягивая мне бумажный кулёк, сказал:

— Это тебе, Нэлька, конфеты «Озеро Рица»!

Поблагодарив дарителя, в укромном месте, в одиночку, я съела три конфеты. Завёрнутые в простенькие фантики, продолговатой прямоугольной формы, покрытые шоколадной глазурью, нежного молочного вкуса, конфеты просто таяли во рту. Значительно позже я узнала, что, по оригинальной рецептуре, в молочную помадку производители добавляют коньяк и портвейн. Была ли соблюдена рецептура в тех, моих детских конфетах, не знаю.

 С большим сожалением я отдала маме, хлопочущей на кухне, оставшиеся конфеты. Мама протянула мне ещё две; оставшееся лакомство вечером было разделено между, более скромными, нежели я, детьми.

 Засыпая, я думала о доброй волшебнице, через папиного друга передавшую мне желанные конфеты, названные её именем: «Озерарица».
 
Только в школьном возрасте я узнала, кем, вернее, чем, была, «озёрная» фея.
 
 После предложения Энвера «пойти в горы» детские воспоминания мгновенно промелькнули в мыслях. Вероятно, мои дошкольные реминисценции, отразились на лице.

— Что-то не так, Нелли? Тебя что-нибудь смущает? – уточнил наблюдательный куратор.
 
— Нет, всё – так! А, когда отправляемся в горы, Энвер? – живо возвратилась я в настоящее.
 
 – Сегодня договорюсь, завтра утром сообщу всё: стоимость, время и место отправления автобуса, оплата экскурсовода, другие детали поездки.

— А ты не поедешь? – удивилась я.

— Нет, не поеду – я был на озере сто раз! Ведь мы, экскурсоводы, делимся по территориальному признаку. Есть специалисты по Пицунде и Гаграм, Новому Афону, озеру Рица и т.д. Я, например, путеводитель – сухумский!

Увидев моё удивлённое лицо, шутливо добавил:

— У медиков ведь также существует разделение труда: хирурги, терапевты, гинекологи!

 Мне нечего было возразить.

Поездка на главную природную достопримечательность Абхазии запомнилась мне на всю жизнь. Узкая горная дорога-серпантин, оснащённая сферическими зеркалами безопасности; небольшие «карманы» для заезда встречного автотранспорта; возвышающаяся над проезжей частью, скала, с одной стороны и, пропасть, с другой.
 
Смех, сотрясавший автобус на выезде из Сухума, при въезде на горную дорогу, прекратился. Притихшие пассажиры старались не смотреть в окна.

Моя шея, в критической ситуации, временно вышедшая из-под контроля центральной нервной системы, повернула голову к оконному проёму именно в тот момент, когда автобус проезжал, как мне показалось, самый узкий участок серпантина. Я обмерла от страха: под нами простиралась бездна. Мысленно попросив у всего мира прощения за «грехи, вольные и невольные», я вцепилась в руку мужа и зажмурила глаза.
 
— Хорошо, что пятилетнего сына Дениса не взяли с собой. Если с нами что-нибудь случится, мои родители ребёнка поднимут, он им – как сын, – «успокаивала» я себя, предугадывая в уме, дальнейшее развитие событий.

«Икарус» продолжал движение с прежней скоростью; водитель рассказывал, сидящим неподалёку пассажирам, очередную байку. Муж внимательно посмотрел на меня:

— Что случилось? Ты так побледнела!

— Немного укачало, ты же знаешь, какой у меня никудышный вестибулярный аппарат! – с притворным оптимизмом ответила я.

— Слава Богу, а то я уже за тебя переживал! – успокоился Володя.

К счастью, никто из пассажиров автобуса не заметил панического эпизода, приключившегося со мной. Придя в себя, я начала размышлять о мирских делах:
 
— Хорошо, что пожилые, шестидесятилетние, туристы не поехали на экскурсию, а то пришлось бы их «ратаваць» (бел. – спасать). А, тут, как оказалось, мне самой, чуть не понадобилась помощь!

Мы благополучно доехали до конечной точки маршрута. Экскурсовод пригласил туристов на смотровую площадку. Я мгновенно забыла обо всех своих дорожных страхах: развернувшаяся перед зрителями панорама завораживала.

Горное озеро с кристальной, сине-голубой водой, было обрамлено горными массивами: Ацетук, Арихуа (Агепст) и Пшегишха. Высокие горы с заснеженными вершинами; их склоны, покрытые изумрудными пихтовыми лесами, сменяющиеся альпийскими лугами. В насыщенной зелени хвойных деревьев – вкрапления золота и багрянца лиственных деревьев и пальм. Ощущение нереальности увиденного пейзажа…

 Дав нам возможность насладиться божественной красотой, экскурсовод приступил к повествованию:

— Учёные предполагают, что, высокогорное озеро Рица образовалось около двухсот пятидесяти лет назад, после землетрясения. Часть горного массива Пшегишха обрушилась в реку Лашипсе, образовав естественную преграду. Озеро находится на высоте примерно девятисот пятидесяти метров над уровнем моря. В озеро впадает множество безымянных рек и ручьёв, а вытекает только одна – река Юпшара.
 
Услышав это сообщение экскурсовода, я сразу же вспомнила школьные уроки о жемчужине Сибири – Байкале, из которого также вытекает только одна река – Ангара.

«Стало быть, обе водные жемчужины Советского Союза, сибирская – озеро Байкал и абхазская – озеро Рица, являются реципиентами (получателями). А донорами быть не желают – не хотят делиться своей чистейшей водой!» – мысленно перевела я, в медицинскую плоскость, полученную информацию.

Путеводитель рассказал старинную абхазскую легенду о девушке Рице и её братьях. В стародавние времена на месте нынешнего озера находилась долина и река, на берегах которой пасла стада скота красавица Рица. Три брата девушки, Ацетук, Агепст и Пшегишха, занимались охотой.

 Однажды разбойники похитили девушку, на крики о помощи которой, примчались братья-охотники. Пшегишха бросил в разбойников свой меч, который упал в реку и перекрыл ей путь: долина превратилась в гигантское озеро. Рица вырвалась из рук похитителей, но поскользнулась и упала в образовавшееся озеро. Братьям не удалось спасти девушку; они окаменели от горя и стали высокими горами рядом с озером, охраняя вечный покой погибшей сестры.

В этом трогательном месте повествования у некоторых сентиментальных женщин, на глаза навернулись слёзы, контрастирующие с моей, едва заметной улыбкой.

 Экскурсовод недоуменно посмотрел на меня: непонятно, что смешное в трагической судьбе девушки, усмотрела эта странная туристка?

Я неопределённо пожала плечами: не рассказывать же, в самом деле, о моих детских представлениях, об «Озерарице»?

 Ведь, в образах героинь: вымышленной мною доброй феи, волшебницы и легендарной красавицы Рицы, главные женские добродетели – трудолюбие, доброта и красота, совпали…


Рецензии
Добрый вечер, уважаемая Нелли!

Да, дороги в горы не всегда по душе жителям равнин. Думаю, бокальчик вина – лучшее лекарство от атак акрофобии. Это так, на будущее. )

Интересный лейтмотив: "Озерорица" – Озеро Рица. Представления о том, что за названием конфетки кроется, и услышанная легенда, слились почти в единое целое. Лакомства в детстве всегда вкусные, а слушать легенды в любом возрасте приятно.

Улыбка Ваша вызвала удивление экскурсовода, но он ведь рассказ этот не читал. Я же, зная причину, улыбаюсь Вам в ответ.

Всего доброго и хорошего!

Николоз Дроздов   04.06.2023 20:32     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемый Николоз!

Искренне благодарю за отзыв!

Боюсь, что "бокальчик вина" не поможет: для меня даже четвёртый этаж - уже высота.

Ничего не поделаешь: "приземлённый" я человек.

Спасибо за ответную улыбку.

С теплом и добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   05.06.2023 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.