Мечта

Это были те дни, когда уходила эпоха. Только что не стало большой страны. Но мы были еще живы. Учились, общались, ходили в гости. Я знал, где снимает квартиру Андрей. И просто пошел к нему. Тогда мы были нищими студентами одного университета, но учились на разных факультетах. У меня почти не было денег. По дороге я купил два литра кока-колы, чтобы не приходить с пустыми руками. Он открыл мне дверь, и очень обрадовался. У него тоже ничего не было. Ни картошки, ни хлеба. Но внезапно Андрей улыбнулся. Он с гордостью и как-то торжественно выставил на стол литровую бутылку спирта Рояль крепостью 96 градусов. Пошарил по шкафам: даже макароны закончились. Мы не были попрошайками. Стыдно было кому-то звонить, чтобы занять деньги. Мы просто сели пить. Наливали в стаканы спирт, сверху поливали колой и опрокидывали в себя эту горячую влагу.

Андрей рассказывал о своей мечте. Он очень хотел побывать в Париже.

- Ты представляешь, - шептал он. - Мы идем с тобой по Елисейским полям. В красивых шляпах, а рубашки с бабочками! Парижанки на нас заглядываются. А нам их не надо! Потому что мы держим путь в Мулен-Руж. Вот там настоящие красотки! Они будут для нас танцевать канкан, а мы с тобой курить сигары.

Все в комнате изменилось. Старый диван расплывался и превращался в версальскую кушетку, а грязные шторы свисали дорогим балдахином. Люстра из простого стекла  переливалась драгоценными камнями.

Мы не заметили, как выпили эту литровую бутылку. Я собрался уходить. Андрей уже плохо стоял на ногах и не мог отойти от стола, чтобы проводить меня до двери. Я с трудом поднялся и вышел. Помню, как я враскачку, как маятник, спускался с пятого этажа пешком. Вокруг меня все бешено вращалось. Последнее, что я увидел-открытую дверь подвала, и качнулся в ту сторону.

Я очнулся лицом в грязи. Выплюнул землю изо рта. Кто-то ползал по ногам. А, это крысы грызли мои ботинки. Мне вдруг стало страшно, что они могли съесть мое лицо. Я присмотрелся. В маленькое подвальное окошко была видна темнота с проблесками огней. Я встал, отряхнул грязь и вышел на улицу.

Когда я пришёл домой, старенькие родители были очень встревожены.

-Где ты был? Почему не пришёл ночевать?

И тут голова стала быстро соображать. Получается, что я лежал в подвале больше суток. Проклятье! Надо было узнать, как там Андрей. На следующее утро я снова позвонил в его квартиру. Дверь была приоткрыта. Я зашел. Но в квартире никого не было.

Через день позвонили в деканат на его факультет и сообщили, что он в реанимации с алкогольным отравлением, но к нему придти нельзя, потому что он в коме. Нельзя – значит немедленно надо идти. В коридоре реанимации мне молча показали на каталку.

Сверху лежала простынь. Я дернул ее, и увидел, что Андрей не дышит.
Я плелся назад, загребая опавшую листву ногами и думал только об одном: «Почему не я?»

Через десять лет я шел по Елисейским полям, выряженный в шляпу и эту дурацкую бабочку. В Мулен-Руж я достал припасенную сигару, поджег ее спичкой и неумело затянулся. Слезы в глазах мешали смотреть на отплясывающих дам. Публика кричала и свистела. Внезапно я услышал по-русски восхищенный знакомый голос:

-Вот это танец!

Я резко обернулся. Это точно был он. Я не мог ошибиться. Андрюха, Андрюшка, ну ты где? Все смотрели на сцену. И лишь я один, развернувшись в зал, искал Андрея, вглядываясь в эти счастливые лица. А они не могли понять, что делает этот странный чудак в таком веселом месте.


Рецензии
Я тоже помню этот Рояль. Пили, когда ничего другого не было. Говорят, это православная церковь организовала торговлю этим спиртом. Несет ли она ответственность за это?

Олег Поливода   11.10.2022 14:11     Заявить о нарушении
Я думаю, церковь здесь ни при чем. У нее своих грехов хватает. Сами мы виноваты. Молодые, глупые. Но тогда какие-то отважные были и романтичные...

Юрий Шель   11.10.2022 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.