Алексей Скворцов. Моя война

   Это предварительное - http://proza.ru/2015/03/13/1478
    Моя война.
  Отец моего товарища Николая Скворцова и сын БатькА из деревни Ураково. Ныне его (Алексея Васильевича) уже пять лет, как нет в живых. А потому, наверное, могу рассказать его воспоминания во время наших поездок из Ураково, когда я его подвозил  в районную больницу.
   
  - Родился я в мае 1924 года. А призвали меня в армию в 1942. Направили поначалу  в учебный полк в Шую Ивановской области.  Голодно, холодно и постоянное ожидание посылок из дома с сухарями. Кому-то из нас, и мне тоже, выдали красивые с виду английские ботинки. Блестящие  и с толстой подошвой. Но потом оказалось, что они были сделаны из пропитанного чем-то картона и вдрызг распадались от влаги  во время наших учебных занятий в зимнее время.   И когда у меня их как-то ночью скомуниздили я не особо расстроился.
   
  И вот февраль 1943-го. Мы закончили наше обучение в запасном полку. Нас обмундировали в добротные полушубки. Получили хорошую обувку, шапки, рукавицы. Кормежка началась по  фронтовой  норме  и маршем наше соединение отправилось во Владимир.
   Там  на железнодорожной станции нам показали множество  товарных вагонов-теплушек на запасных путях – выбирайте любую и оборудуйте  для отправки вашего подразделения  на фронт.
    Открыли. А в них в набой скрученные в клубок мерзлые трупы в немецкой  форме. Февраль 43-го. И это были  (понял много позже) военнопленные 6-й армии немцев из-под Сталинграда. Их везли оттуда уже полузамерзших и, конечно, ни о каких печках в вагонах речи не шло.
   А мы деревянными кольями выламывали из вагона те трупы. Подмели. Прибрались.  Оборудовали нары, поставили печки и отправились на фронт.  Оказалось в район  Курского выступа.
 Вот когда к этой битве уже начали готовиться (прим. авт)
   
  Там уже летом я получил тяжелое ранение в район плеча и правой руки.  За те бои я был награжден орденом Славы. Подлечился в госпитале в Подольске и был выпущен домой для последующего восстановления.
   
  Приехал в свою деревню. Отец (беглый БатЕк - прим автора) к тому времени был отловлен и  арестован.  Дома с матерью малолетние сестры и младший братишка. Никакого просвета в их полуголодной жизни  и полное мое нежелание отправиться назад во фронтовую мясорубку.
    Но время от времени меня вызывали для мед освидетельствования в Мар Посад.  Ходил, конечно. Но перед этим вымачивал свою раненую руку в ледяных родниках под Ураковской горой. Ее почерневшую представлял на  врачебной комиссии. Так и получил полный отказ (комиссование) от повторного  призыва и фронта.
   
   А в конце 44-го или начале 45-го с матерью мы поехали в Москву на прием к Калинину. Меня, как кавалера ордена Славы  допустили к нему. И я изложил Михаилу Ивановичу историю ареста своего отца и тяжёлое состояние семьи. . Он меня понял и отцу дали амнистию. Через некоторое время я поехал в Пензу и забрал его в одном из лагерей.

    А потом в первые послевоенные годы я работал бригадиром в лагере для репрессированных крымских татар. Это в низовьях реки Кокшаги, где они работали на весеннем сплаве леса и мерли как мухи в холодной воде среди льдин.
   Вот так его война и завершилась!

    На фото  он в 2010 году. 65 юбилей Победы.
  А вот еще знаковое событие из его жизни - http://proza.ru/2017/05/27/818
   
   


Рецензии