Не стойте у порога. 1, 2, 3

                НЕ СТОЙТЕ У ПОРОГА. 1,2,3.

Уже две недели, я с мужем нахожусь у старшего сына в гостях.
Нам у него хорошо. Вроде приободрились, и уже не так горестно, как было до этого.
Да и сноха все твердит, что до весны мы вас никуда не отпустим. Даже не надейтесь. А в случае чего оставайтесь у нас, пока вам не надоест.
Такие слова хорошие услышать, ну просто до слез.
А шли к ним, всякое про себя думая. А вдруг и им мы, как нахлебники.
Зима. Сугробы. И мы мелкими шагами шли по улице отыскивая знакомый дом. Постучали в ворота. Никто не вышел. Пришлось поднять сучковатую палку и постучать. Залаяла соседская собака. Услышали
- Кто там.
Бодро ответила
- Свои... Свои... Открывай.
Это внук. Взрослый. Когда вошли в комнату, сноха сидела с внуком. Увидев нас, она очень  удивилась. Не ожидала. Быстро посадила малыша на детскую кроватку и стала помогать нам раздеться.
- А как это вас Аркадий отпустил в такое время?... Скользко ведь. Что случилось?...  Почему не позвонил нам, что вы тронулись...
Муж молча слушал.
Это значит, он предоставил мне объясниться. Ведь действительно не от хорошей жизни, мы с самого рассвета тронулись на междугородний автовокзал, чтобы потом 6 часов трястись по дороге к ним. Тем более в таком возрасте. Мужу 78 лет, а мне 68 лет. Возраст далеко не юношеский. Ехать в такую даль, да ещё через перевал.
Я когда - то со смехом говорила мужу
- Давай родим 11 детей, и когда постареем, будем ездить в гости к каждому на 1 месяц. Составим график. Один месяц, а это январь, будем дома, а остальные 11, у детишек. И вот так из года в год. Не успеем надоесть никому из них, и будем всегда в почете, и в уважение.
На что он мне отвечал:
- А ты уверена, что мы сможем всем обеспечить достойную жизнь?...
В итоге родили 2х сыновей.
Смех смехом, но эти слова все чаще и чаще стали возникать в моей голове, с той поры, как мы переехали жить к младшему сыну на постоянно.
И вот в таком возрасте, мы поехали, даже не предупредив его, что уехали к его старшему брату Даниле.
Сошли на автовокзале и тут к нам со всех сторон таксисты. Видят стареньких и все наперебой чуть ли не за руки, хотят втащить в свои автомобили.
Муж мой человек резкий и притом с громовитым голосом. Сразу всех осадил.
- Отошли все от нас.
Пронзительный ветер с мелким снегом. Он такой колючий и кусачий. Медленно, чтобы не подскользнуться к остановке. Нам нужно ехать минут 10.
Ну вот с трудов влезли на ступеньки автобуса. Посленовогодние дни. Вроде все должны сидеть по домам, а людей полный салон. Место никто не уступил. Да мы к этому привыкли уже. Молодежь без уважения к старости. А что винить чужих. Свои дети не лучше. Надо бы водителям не говорить ежеминутно
- Оплачивайте за проезд, а говорить - Молодые люди уважайте старость! Уступите место пожилым...
Может быть тогда все стало бы по другому.
Но так случилось, что все говорят то, что для них выгодно.
Я вцепилась в поручни, чтобы не свалиться. Всё таки ехать столь долго, не каждому по здоровью. Да ещё два раза приходилось просить водителя остановиться по малой нужде.
Ну вот и наша остановка. Я иду следом за мужем. Страшно упасть. Мои подруги, одна около трех месяцев лежала в постели. Трещина тазобедренного сустава. А вторая, уж год прикована к постели. Тоже аналогичный случай.
Так что нужно поберечь себя. Иду следом и думаю - Господи и за что такая нам старость. Что же такого мы натворили по жизни, что приходится  в суровую зиму ехать без приглашения. Хотя что за чушь я несу, как это к своим детям и ещё нужно спрашивать разрешение. Это до чего нужно дожить.
Как бы стоишь у порога и не знаешь пригласят в комнату, или попросят выйти.
Муж большей частью молчит. Я знаю, он на меня сердитый в душе, но ничего не говорит мне, чтобы не травмировать итак мою подорванную нервную систему. Я понимаю его и потому с благодарностью к нему.
А ведь это он решил в ночь на такой шаг. То есть  уехать ничего не сказав сыну.
Со  снохой была перепалка, и чтобы у нас не перешло в ссору, я вышла с кухни.
А было так. Прошли новогодние праздники. Я с утра везде перемыла полы, это я так для себя решила. Не могу без дела сидеть. Приготовила для себя и для мужа завтрак. И все поставив на стол, позвала своего кушать. В раковине полно грязной посуды. Как то так получилось, что нам приходится кушать отдельно. Да нас это поначалу смущало, а потом привыкли. А что, все равно у них свои разговоры, у нас свои. Я так и сказала мужу - Саша, да какая разница вместе или не вместе кушать. Главное их устраивает, да и ладно.
Позавтракали перемыли посуду, разложили и тут сноха зашла вся в раздражение. Спрашиваю - Что то не так?...
В итоге, частично она сказала, я частично ответила, и чтобы не убивать нервы молодому поколению, я вышла.
Муж следом. Видя моё расстроенное лицо сказал:
- Собери вещи. Только самое необходимое, и завтра поедем к Даниле. Мы уже давно его не навещали.
Как то сразу настроение поднялось. Собрала в дорожную сумку то, что нужно, и вот, спозаранку поехали в дальнее путешествие.

Продолжение.   ЭльХан.

                НЕ СТОЙТЕ У ПОРОГА. 2.

Мы когда уехали от Аркаши, не сказав ему ничего, я думала, что он тут - же позвонит и скажет теплые слова нам. Или по крайней мере спросит, отчего мы уехали не сказав им ничего. В общем, по всякому захочет выяснить причину. Но видимо эти выяснения ему были не нужны. А наоборот, он стал говорить старшему брату, что жить с родителями это большая беда и неразбериха. Наговорил кучу всего. Данил выслушал его и просто сказал:
- Родители переехали к вам ради тебя. Надеясь на то, что ты никогда не будешь забывать об этом. Они понадеялись на тебя. Мне сейчас некогда. Я спешу на работу. Не беспокойся за маму и папу, я никому не позволю их обидеть.
Я хоть и стара, но слух у меня до сих пор замечательный, и дикция сохранилась. Пока зубы целёхонькие, а вот у мужа вставные челюсти. Так порой, когда он оставит в ванной, у младшего сына, так тут - же начинается концерт на всех "струнах."
Внучка кричит
- Боююююсь! Там дедушкины зубы....
Сноха говорит с раздражением нашему сыну:
- Скажи отцу, пусть уберёт свою челюсть и не оставляет в комнате общего пользования. Надоело уже говорить одно и тоже.
Муж мой глуховат на одно ухо. А мне слышать такое очень неприятно. Я понимаю. Конечно, нелицеприятно, но ведь можно как то по другому сказать. Более мягче.

Так вот, когда мы только приехали, я вначале сделала замечание мужу. Но когда увидела его смущение, то не стала больше говорить, а сама промывала и лОжила в его затемнённую коробку с водой.
Но я ведь не солдат на посту, порой не успевала убрать.
Года у мужа не те, чтобы помнил всё и вся. Мы жёны должны понимать это и ограждать своих мужей от стрессовых ситуаций. Что я и делала.
Так вот я вернусь к телефонному разговору.
После того разговора, Данил ушёл на работу, а я заперлась в ванной комнате и проплакала с полчаса. Умоюсь под струёй воды. Вытрусь и опять слёзы набегают. Думаю, ну что же это я натворила под старость. Зачем же продали все хозяйство и приехали к сыну. Зачем?...
Ну что же делать. Уже ничего не исправить. Сама же нашу старость загнала в клетку.
Для женщин всегда находится работа. Я видела, как трудно Алёне. Её сыновья тоже облегчали своим жёнам жизнь. На выходные приносили своих детей к матери. И она нянчилась с ними. Поистине ничего не меняется. Всё идет по накатанной.
Пока родители помогают они хорошие, но как только все соки выжмут, они уже не нужны. За разговорами, я никогда не хаяла и не ругала Аркашу. Не хотелось между детьми вносить ссору. Да и что мне даст, если я начну жаловаться. Итак им ясно, что не могут из благополучия, старые люди проделывать такое путешествие.

Потому, как редко младший сын звонил, ясно, что у него нет никакого беспокойства насчет нас. Вот так мы распознаём характера своих детей. Вроды обоих родила я, а вот каким таким образом рождаются такие разные по характеру дети.
Я очень сильно старалась помочь Алене. Рано вставала и поутру уже готовила завтраки. Следила за мужем, чтобы он где то, что то сделал не так.
Он мужчина умный, видит всё эти старания и молчит. А мог бы сказать - Видишь, я же тебе говорил, что не нужно терять свой угол, и свою крышу.
Так оно и было. Он ведь артачился. А мне с каждым годом страшнее и страшнее, а особенно тогда, когда он начинает кашлять или заболевал.
Потому с уговорами к нему, поехать к старшему или к младшему. Он то хотел к Даниле. Он в точности как и он. А вот Аркадий, он как бы подстраивается под характер. Однажды отец сказал на него - Хамелеон. И как был прав.
Обычно говорят, что мать распознает характер детей своих ещё в утробе, но я говорю честно, для меня старший был непонятен тем, что был конкретным, немногословным. А  младшенький, так он был очень общительным.
Ну чего уж там. Я заметила, что у мужа интуиция срабатывала намного лучше, чем у меня.

Алёна очень старалась для  нас. Всегда с ясной улыбкой к нам. Справлялась о здоровье. Видно нам, что она от всей души. Чего не замечали от Светы.
Как вспомню о ней, так настроение съезжает вниз.
А на дворе уже апрель месяц. Я уже бОльшей частью во дворе. Муж тоже занят огородом. Хотелось бы погостить ещё, но он мне с вечера сказал, что пора ехать домой.
Я к нему с уговорами:
- Саша, ну давай поживем до лета. Всё таки от нас тоже какая то помощь.
А он у меня такой, сказал раз и нужно делать так.
Он мне объяснил, что с пенсией могут быть проблемы.
Ну короче, с вечера предупредили сына и сноху, что пора домой. Они видят, что уговоры бесполезны. Давно знают характер отца.
Сын хотел купить билеты на самолет, но мы сразу отказались. Только автобусом и все дела.
Но сын решил по другому. Он договорился с соседом и тот нас повез на личном авто до самого дома. Попрощались очень тепло, и вот мы в дороге.
Мы знали, что дом пуст. Света с Аркадием поехали на отдых в Крым, а ключи оставили у моей знакомой. Они там ещё должны были пробыть три дня.
А мы уже в 5 утра в дороге. За окном темно. Ночь была беспокойной, и потому не выспались. Машина ехала легко. И вот так, под шуршание колес, я задремала.
Проснулась тогда, когда мы уже проехали бОльшую часть пути. Муж беседовал с водителем. Наверное не спал весь этот путь, чтобы Паша не уснул за рулём. Вспомнла, как Данил выговаривал братишке:
- За все это время, пока родители были у меня, неужели ты не мог навестить хоть раз.
Знаю, что Аркадий ответил что то такое, что не понравилось брату. Я поняла что тот нелестно отозвался о нас.
В итоге услышала - В общем, если родители тебе обуза, привози их ко мне, с их вещами. Понял.
Как бы я не старалась, чтобы между ними не пробежала кошка, вот оно и случилось, без моего ведома.
Что поделать, я уже здесь совершенно бессильна. Обычно когда приезжаешь откуда то в дом, то сердце очень радостно стучит. А тут ничего такого и близко.
Вошли, как будто в чужой дом. Немного отдохнули. С дороги попили чай с бубликами. И я начала уборку. В другое время за час бы все прибрала, а тут приходилось с отдыхом. Короче, к полуночи все прибрала, помыла, почистила.
А через два дня приехали наши.

Как бы ни старались они выглядеть радостными, маска сразу же слетела после того, как начались стихийные разборки. И начала сноха:
- А чего это вы когда уехали не сказали нам ни слова, а как собрались назад, так Данил нас стал учить. Мы разве вас обижали. Чего жалуетесь на нас. Вроде старые, а...
Муж хоть и глуховат на одно ухо, а тут всё услышал. И его взорвало. А голосище у него ого - го! Так загудел, что у снохи челюсть отвисла.
- Ты чего орешь соплячка. Если сын мой у тебя под каблуком сидит, то я никогда не позволю, чтобы какая то невоспитанная зараза, выговаривала нам. Иди умойся с дороги, и посиди у себя в комнате! С сегодняшнего дня не нарывайся на скандал!...
Сын хотел вставить слово, но отец уже разбушевался и его не остановить.
- А ты вообще помолчи. Жена твоя вон у тебя на голове сидит, и рулит тобой. Не думал, что у меня такой сын паршивый придурок.
Короче, с того дня у нас убийственное отношение. И посерёдке везде я.
Начинаю тихо ходить или разговаривать, так он мне - Почему так тихо говоришь! Почему шепчешь? Ты же знаешь у меня ухо не слышит. Кого боишься? Этих боишься?... А они тебя не считают за человека, зачем подстраиваешься под них. Пусть они ходят на цыпочках перед тобой.
 
В общем понятное дело, что так продолжаться не может. Кому то из нас нужно прогнуться. Потому, как ведет отец, он и не собирается ничего менять.
Пенсию мы получили за все месяцы. В другое время он бы сказал, чтобы я отдала   часть денег, а так получилось, что он все деньги припрятал и не даёт мне. Так и сказал - Я знаю тебя. Ты же сразу все отдашь им. Не забывай, что на них нет надежды.
Наверное он прав. Нам старикам нужно позаботиться самим о своей старости.

Продолжение.   ЭльХан.

                НЕ СТОЙТЕ У ПОРОГА 3.
 
Я же говорю, что когда в доме живут два хозяина и две хозяйки, то очень трудно сохранять мир и согласие.
Муж мой вообще стал неуправляемым. Любой взгляд сына, снохи он воспринимал с агрессией. Мне же приходилось сидеть тихо. Все бразды отношений он взял на себя. Он специально все делал очень громко. Будто хотел ссор.
От всего этого. у меня постоянно стала болеть голова и это видимо на нервной почве. Сердце покалывало. Не говорила ничего мужу, потому что боялась, что он станет переживать.
Разборки произошли у меня со снохой. Когда муж вышел прогуляться. Она уже не так агрессивна, чем была до нашего отъезда.
Правда ко мне она уже не обращалась со словами - мама. А я уже ничему не удивлялась. Это её право как ко мне обращаться. Если ей нормально, пусть по имени и отчеству.  Она так начала:
- Вы скажите папе, что он портит нервы не мне, а своему сыну. Зачем он так делает. Ночами не спит, а громыхает дверями. Ночами нужно спать, а не куролесить по дому. А его сын между прочим работает, и ему нужно высыпаться.
А у меня тут же произошла защитная реакция на мужа, хотя я понимала, что сноха права. Ночами нужно спать.

задала вопросы.
- А ты думаешь почему у папы пропал сон?...
А вы до сих пор не поняли его характер?... Если его довели, то никто уже ему не указ. Надо решать вопрос уже по другому. То есть найдите нам отдельную квартиру, или дачу. Определите нас на самостоятельное проживание... И вам хорошо, и нам будет хорошо.
- Хорошо. А где достать деньги?... Мы ведь не полезем на ипотеку или на займ. С государством шутки плохи. Как мы можем пойти на такой риск.
Странно то, что они, дети думают только о себе. А о том, что мы понадеялись на их совесть, на их сознание, и на их отношение, и потому сожгли за собой мосты. Об этом они не думают?...
Понадеялись, что они будут учитывать нашу глухоту, плохое зрение, на нашу не способность быстро на все реагировать.
И правильно сказала одна моя знакомая, что не знаешь, что будет с вами, если вы решитесь отдать свою старость на руки детям.
- Может докормят вас. А может добьют...
Я тогда посмеялась, но поняла, что все эти изречения, они взяты из жизни.
А снохе я ещё добавила, что дети, все, без исключения вбирают все в себя из поведения родителей.
- Света, тебе кажется, что твоя дочурка ничего не видит, но ты знай, что из 100 процентов, около 90 процентов все перенимают то, что видят дома. Вы и есть для них наглядное пособие. Пример. Со временем они повзрослеют, и всё вам вернут.
 
Раньше, когда мои сыновья были маленькими, они у меня были на первом месте. А на сегодняшний день, моя душа была рядом с мужем. Когда мы жили у старшенького, он там был спокойным, а приехав к младшему, стал опять ужасно нервным. Следил за моим поведением, за поведением сына. Следил за отношением снохи к нам.
Мне казалось порой, что он весь зациклен на том, чтобы все порушить у сына. Если я начинала его уговаривать, утешать, успокаивать, он начинал злиться на меня. И все равно, я говорила ему, что ему никак нельзя вбивать клин между супругами.
Однажды ночью у нас произошел скандал из за того, что я его попросила не хлопать сильно дверями. Так и сказала:
- Ну Саша, Аркаше утром на работу, а ты ходишь как слон.
Вот все его недовольство опрокинулось на меня:
- Ты совсем сдурела! Кого ты  жалеешь?... Посмотри на них, для них мы отработанный материал. Они даже нас не приглашают за стол, где такое видано. А ты мне, все говоришь  - Они же дети.. Они же дети... Какие дети!... У тебя вообще нет ни грамма самозащиты. Ты ради детей жертвуешь всем.
Я молчала лишь потому, чтобы он успокоился. Но мое молчание ещё больше начинало его злить. Несмотря на предутреннее время, начал громко говорить.
А голос у него я опять повторяю, очень громкий. И тогда, я с укоризной глянула на него и просто вышла с комнаты.

А так, как мою грудь распирала обида, то я тихонько открыла двери и вышла во двор. Время было около 4х утра. То что я сделала, это не входило в мои планы. Я просто хотела успокоится и все. Но мои ноги сами понесли меня в сторону водохранилища. Я в детстве жила  между двумя озёрами, и всегда вода меня успокаивала. И теперь я шла по состоянию души, к воде. Если не успокоиться сейчас и немедленно, то наверняка мне было бы очень плохо.
Около озера валун. Откуда его привезли, вот это удивительно. Он гладкий в виде маленькой палубы корабля. Присела, ни о чем не думая.  Вода она действительно очень успокаивает. Подул прохладный ветерок. Наверняка уже 5 утра. Обычно в это время всегда дует вот такой ветерок с прохладой. Увидела силуэт человека. Он шел ко мне. Сердце сжалось от страха. Мозг простукал - Ну вот, дождалась маньяка. Сейчас подойдет и придушит. Лицом к нему. Пусть видит, что я пожилая, и наверняка пожалеет. Ну уж больно знакомая фигура. Ну вот подошёл и обнял.
- Ты что удумала! И как мне без тебя. Я же не смогу...
Лучше бы ничего не говорил, или же поругал, так это было бы нормально.
А тут со своей жалостью и получилось, что я просто размякла и слезы ручьем.
А он видимо подумал, что я пришла топиться. Муж есть муж. Забеспокоился и пошел по моему следу, как овчарка. Впервые вдвоем встретили рассвет у озера. Красота такая! Как будто опять вернулась  молодость. Вот послышалось щебетание птиц. Возвратились, а дома тишина. Они даже не заметили нашего отсутствия.

А здесь уже в нашей комнате он начал:
- Ира, как ты думаешь, мы сможем жить отдельно. С Аркадием у нас ничего не получится. Ты же видишь он нам чужой. К Данилке поехать, но у него своя семья. Нам по всякому нужно жить рядом с этими, но не вместе.
А я как то об этом даже не думала. А что думать, мы ведь прекрасно знали, что Аркадий на те деньги, что мы привезли, купил машину. Да ещё недавно они всей семьёй ездили отдыхать в Крым. Какие же могут быть у них деньги. У Данилы внучка, дети. Тоже все деньги уходят на еду, на оплату коммунальных услуг, да на прочие расходы. Машина есть, но старенькая.
Поделилась этим. Услышала - Опять заладила свое, дети... Да у них это...
А о нас не подумала как нам жить в такой обстановке. А может быть мне уже научиться летать чтобы не будить господ?...
Короче, муж видимо что то замыслил.
Вскоре сын проснулся. Муж увидев, что тот проснулся, зашёл за ним в кухню. Где сын стал готовить себе завтрак.
Дверь приоткрыта. Слышно даже, как шипит на сковороде глазунья. Все слышу
- Аркадий, а твоя жена не может тебе приготовить завтрак и проводить тебя на работу?..
Ты когда - нибудь видел, чтобы твоя мама меня не провожала на работу? Чтобы просыпалась только после того, как я ухожу из дома?... Нет у тебя порядка дома. У тебя баба командует в твоем доме. Отдай ей штаны, а сам надень ее юбку. В общем где хочешь доставай деньги и покупай нам домик, квартирку или дачу. Продавай машину, занимай деньги, что хочешь делай, но вместе жить не будем и баста!... Видеть вас не хочу.

Слышала, как скрипнула дверь в спальной комнате. Наверняка Света все слышала.
Делать замечание не хочется. Ведь он старается за нас. Если бы сын не вел себя вот так, и от отца бы не услышал ультиматума.
В итоге, через несколько дней Аркаша сказал отцу и мне - Собирайтесь. Пока поживите там просто, а через полгода, эту дачу я куплю для вас.

Продолжение.   ЭльХан.


Рецензии