Перочинный ножик

Была у меня в четвёртом классе мечта - купить перочинный ножик.
Нужен он мне был не столько в качестве психологического оружия против возможных обидчиков (а обидчиков хватало), сколько для игры. Очень в то время, среди ребят, были популярны игры, в которых использовался нож. А иметь свой - было очень престижно.
Обратиться к родителям с просьбой купить мне такую игрушку я не мог -  получил бы отказ.
Первой причиной отказа было бы то, что нож - это опасно. Можно порезаться, или не дай бог ещё кто пострадает. При моём скромном росте и телосложении,  вполне резонно было подумать, что нож нужен мне для мести обидчику.
Второй причиной - отсутствие лишних денег. На тот момент нож стоил 1 рубль 20 копеек. Кстати купить его мог без проблем любой желающий. Впрочем, в то время (1983г.) не было ни каких ограничений. Любой школьник мог свободно приобрести сигареты, алкоголь, колюще-режущие предметы, свободно распространяемые в розничной сети. Достаточно было сказать, что покупаешь для папы или дедушки.
И я придумал хитроумный план.
Каждый день мне выдавали деньги для обедов в школьной столовой, и строго наказывали, чтобы я использовал их по назначению. А я экономил, откладывая по 10-20 копеек.
Были среди одноклассников ребята, которые добывали деньги в азартных играх: в "трясучку" или "пристенок". Некоторые пользуясь силой отнимали у тех кто слабее. Оказаться в числе подобных ребят (игроков)я не хотел - родители сильно огорчились бы. Да и в школе к игрокам учителя относились как к преступникам.
Когда был накоплен рубль, я приобрёл 3 лотерейных билета, в надежде, что будут среди них и выигрышные.  Один билет и правда выиграл 1 рубль. Оставался вопрос как объяснить покупку билета за 30 копеек. Естественно остальные билеты были выброшены.
Решил соврать, что я его нашёл. Придумал историю, о том, что взял в городской библиотеке книжку, и в ней был вложен этот билет.
Так и сделал. Однако родители решили преподнести мне "урок честности" и найти обладателя выигрышного билета. Для чего начали выяснять из какой именно книжки был билет. А затем предложили пойти в библиотеку и по номеру читательского билета выяснить того, кто брал книгу до меня.
Дело дошло до того, что для выяснения "владельца", меня в библиотеку одного не отпустили. Со мной пошёл папа. Пришлось по пути сознаться, что билет я купил на сэкономленные на обедах деньги  (про два невыигрышных билета я умолчал).
Рассказал папе, что мечтаю купить складной нож. Предложил на причитающийся выигрышный рубль купить 3 новых билета. При этом подумал, что в случае аналогичного везения в лотерее мне придётся экономить на обедах ещё. Чтобы получить 3 выигрышных билета придётся купить ещё  штук 6 - а это ещё 1 рубль 80 копеек.
Однако папа сказал, что тоже однажды пытался выиграть в карты, но проигрался. И подытожил: "Игры на деньги не приведут ни к чему хорошему. А играть с государством вообще бесполезно".
Я снова накопил на 3 лотерейных билета, однако в этот раз мне не повезло - не выиграл ни один. Больше я с государством не играл. А нож купил на сэкономленные на обедах деньги без всяких хитроумных планов. И долго прятал его от родителей, пока не потерял в лесу, собирая грибы.


Рецензии