Север-1. Дела заполярные ч. I

СЕВЕР-1. Дела заполярные Ч.I

Мой сосед по даче Андрей Николаевич Воронов, капитан второго ранга в запасе, военный пенсионер. У него на дачной веранде летом вывешивалась небольшая картина, но особого внимания я на ней не заострял. Висит себе и пусть висит. Но…  однажды я просто уткнулся в нее. Екнуло что-то внутри, родным каким-то это место показалось… хотя, чего тут сказать… никогда я в тех местах не был.  Спрашиваю:
   
- Андрюха! Что за шедевр у тебя на стене? Лицезрю уж который год сей угрюмый пейзаж, и в толк не возьму, про что это?
      
- Да, дружок моего зятя Владимира ему подарил, когда он в Североморске прибывал. Художник–любитель, Евгений Бондарев. Он даже заграницей выставлялся. Знаешь певицу Ваенгу? Так это с тех мест, Североморск когда-то Ваенгой звался…
      
Вот те на! Что мне до певицы!  Это же Ваенга! Та самая, с аэродромов которой в 42-ом полярным днем и полярной ночью взлетали Илы оперативных групп 36-ой авиадивизии на блокировку немецких аэродромов на территории Финляндии и Норвегии, дабы дать возможность пройти морским караванам союзников в Мурманск. И с осени 43-го по весну 44-го вновь и вновь повторяли те же боевые задания, что и в 42-ом. Штурман Прокудин, участник всех трех заполярных оперативных групп, вспоминая об третьей своей командировке в Ваенгу, говорил, что в составе последней старожил осталось всего несколько человек, остальных уже в живых не было…
 
Прошло некоторое время и как-то по случаю беседовал с историком Сергиенко. Речь зашла о боевой работе оперативных групп 36 авиадивизии в Заполярье. Анатолий Михайлович тогда рассказал о своей встрече с главным маршалом авиации Александром Евгеньевичем Головановым, которая случилась при следующих обстоятельствах. Как читатель уже знает из главы «XXI век начался. Знакомство с историком», что «…в1973 году в Иркутске отмечалось тридцатилетие создания 8-го Смоленского авиационного корпуса дальнего действия. К тому времени 8-ой Смоленский особый дальнебомбардировочный авиационный корпус ВВС СССР был действующим. В Иркутске располагался его штаб». Решался вопрос в «тесном кругу»: командир 8-го отдельного бомбардировочного авиационного корпуса генерал авиации Агурин Л. И., начальник политотдела корпуса генерал Бжезовский М. В. и лектор политотдела корпуса майор Сергиенко А.М., как и с кем это мероприятие проводить.

Было принято решение пригласить главного маршала авиации Голованова А.Е. на данный юбилей, а в качестве «гонца» с «пригласительным билетом» отправить в столицу майора Сергиенко, который особо и не возражал…

Прибыв в Москву, Анатолий Михайлович направился в комитет ветеранов Дальней авиации, где и заполучил маршальский телефон. Позвонил, представился, доложил о причине беспокойства главного маршала и договорился о встрече, которая и состоялась в комитете ветеранов. 

Беседа, как вспоминает историк, продлилась минут тридцать и основное время в ней уделялась выяснению вопроса: почему именно полкам 8-го ак ДД выпала честь участия в обеспечении прохождения морских караванов союзников по программе ленд-лиза в северные порты Мурманска и Архангельска в период 1942-1944 годов. Как поведал маршал, 36-я авиадивизия дальнего действия в тот момент по месту базирования оказалась самой северной, и только по этой причине была и выбрана для осуществления Авиацией дальнего действия задания, поставленного самим Верховным главнокомандующим, а затем, заполучив опыт заполярных боевых действий, ей уже замены не было…
 
А как принималось это решение на самом высоком уровне рассказывает сам Александр Евгеньевич в своей книге «Дальняя бомбардировочная» в главе «Наша тактика боевой работы»:

«...В одну из майских ночей позвонил А. Н. Поскребышев и передал, что мне нужно приехать в Кремль. Я поинтересовался, кто сейчас у Сталина.

— Моряки, — ответил Александр Николаевич.

За семь минут дороги я так и не смог себе представить, зачем я понадобился Сталину при докладе моряков.

Войдя в кабинет Верховного, я увидел там наркома Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецова, командующего военно-морской авиацией генерала С. Ф. Жаворонкова, командующего ВВС генерала А. А. Новикова, В. М. Молотова, Г. М. Маленкова и некоторых других товарищей. Было видно, что меня ждали.

— Нужно помочь морякам, — обратился ко мне Сталин. — Караваны судов, идущие из Англии, несут большие потери от авиации противника. Нужно пресечь ее деятельность.

Пока я мало что понял, так как у моряков была своя авиация, и в чем я должен помогать, мне было не совсем ясно.

— Что мы должны делать, товарищ Сталин? — спросил я.

— Вам нужно использовать свои тяжелые четырехмоторные самолеты для нанесения ударов по аэродромам противника, расположенным на территории Норвегии и Финляндии, перебазировав самолеты на северные аэродромы. Есть у вас желание помочь в этом деле?

— Конечно, товарищ Сталин, но я хотел бы знать, откуда эти самолеты будут работать.

— Пойдите вместе с Маленковым, Новиковым и моряками в другую комнату, ознакомьтесь со всем и дайте нам ваши предложения.

Мы вышли, и меня ознакомили с задачами, которые предстояло выполнить, ознакомили также и с аэродромами, откуда должны были летать наши самолеты. К моему удивлению, на названных аэродромах длина летного поля была всего лишь 800 метров и подходы к ним закрыты сопками. О полетах тяжелых кораблей с таких аэродромов не могло быть и речи.

— Кто же посоветовал товарищу Сталину использовать тяжелые воздушные корабли на аэродромах, на которые они не могут сесть и с которых им с боевой нагрузкой не взлететь? — спросил я у Г. М. Маленкова.

Ответа не последовало.

— Предложение это несерьезное, — обратился я опять к Маленкову, — и нужно об этом прямо сказать товарищу Сталину.

— Решение уже фактически принято, и вам нужно подумать, как его выполнить, — услышал я в ответ. — Товарищу Сталину доложено, что ваши самолеты могут летать с этих аэродромов, если вы этого захотите. Поэтому вам нужно продумать все и не спешить с заключениями.

Я понял, что, говоря так, Маленков как бы предупреждал меня, что этот вопрос уже докладывался Сталину и тот поставлен в известность, что Голованов, видимо, будет отказываться от выполнения данной задачи, начнет приводить всякие доводы, к чему нужно быть готовым.

— Могу ли я знать, кто внес это предложение? — осведомился я. Ответа опять не последовало.

— Ну что ж, пойдемте докладывать, — сказал я.

Войдя к Сталину и встретив его вопрошающий взгляд, я сразу доложил, что названные аэродромы не могут принять тяжелые самолеты.

— Вы что, шутите? — спросил Сталин. — Товарищи же говорят, что предложенные аэродромы годны для этих самолетов!

— Аэродромы, товарищ Сталин, для этих самолетов непригодны, — ответил я.

Все молчали.

— Вы хотите, чтобы караваны судов дошли до нас?

— Хочу, товарищ Сталин.

— Так в чем же дело?

— Дело в том, что на предложенные аэродромы эти самолеты сесть не могут, не смогут также с них и взлететь.

— Зачем же мы тогда строим такие воздушные корабли? Придется отобрать у вас и завод и самолеты.

— Ваша воля, товарищ Сталин...

— Мы видим, вы просто не желаете бить фашистов? — услышал я. Разговор принимал нехороший оборот. Таким тоном Сталин со мной еще ни разу не разговаривал.

— Я могу сам пойти на первом корабле на указанный аэродром и разбить машину при посадке, товарищ Сталин, — отвечал я. — Но я не имею права бить людей и самолеты и не принять мер, зависящих от меня, чтобы этого не случилось. Я не знаю, кто мог внести вам такое безграмотное предложение.

Наступила длительная пауза. Решительные ответы возымели свое действие. Нужно было или отдавать приказ о перебазировании тяжелых воздушных кораблей, или отказываться от этой неразумной затеи. Желающих взять на себя ответственность за проведение этой операции не находилось. Еще раз подтвердилась истина, что куда легче давать всякие советы и предложения, да еще такие, в которых дающий советы не разбирается, чем самому их выполнять.

Ни к кому не обращаясь, Сталин сказал:

— Что же мы будем делать?

Ответа не последовало.

«А почему все-таки решили, что эту работу должны выполнять тяжелые самолеты? Почему уперлись в невозможное, когда есть возможное?» — думал я.

— Вы сами можете что-либо предложить? — услышал я голос Сталина, обращенный ко мне.

— Мне не совсем понятно, товарищ Сталин, почему все уперлось в тяжелые корабли.

— У вас есть другие предложения? — спросил он.

— Я считаю, что поставленную задачу вполне можно решить самолетами Ил-4. Все аэродромы, где базируется авиация противника, находятся в радиусе действия этих самолетов. Аэродромы, которые предлагаются, для базирования Ил-4 подходящие.

— Вы убеждены, что Ил-4 выполнят поставленную задачу?

— Да, убежден. Они выполнят ее лучше, чем тяжелые корабли.

— Вы берете на себя ответственность за это?

— Да, беру.

— Ну что же, тогда давайте так и решим, — заключил Сталин.

Ни единого возражения присутствующими не было высказано. Так закончился столь неприятно начатый разговор, предотвративший неоправданные потери.

Во исполнение решения Ставки к 20 мая 26 лучших экипажей из дивизии полковника В. Д. Дрянина перебазировались на один из северных аэродромов, где и была сформирована оперативная группа, приступившая к выполнению поставленных задач: уничтожению самолетов противника на аэродромах Лакcельвен, Хейбугтен, Луостари, Киркенес и других. В связи с важностью поставленной задачи группу возглавил командир дивизии полковник В. Д. Дрянин. Надо сказать, что эффективность работы этой группы была весьма высокой. Пробыв на Севере около месяца, группа возвратилась в свои части. Однако в сентябре эта группа вновь была перебазирована на Север, где опять обеспечивала проводку караванов союзников в течение месяца. Эта работа велась и в последующие годы».
***
Когда я активничал в своем Живом Журнале «Дух и плоть АДД», то заимел друга из Казани - Сергея Красильникова. Он, как благодарный потомок, держит сайт «Sk16.ru», посвященный памяти деда Филиппова Сергея Дмитриевича, летчика-истребителя, летчикам 255-го ИАП ВВС СФ, где его дед служил, а также летчикам - защитникам Советского Заполярья.

На форуме этого сайта я открыл тему «АДД в Заполярье», в которой принял участие некто под ником «igor» /Игорь Викторович Борисенко. Авт.-сост./. В своих комментариях он сослался на один «фолиант» под названием «ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ», изданную в 8 выпусках Военмориздатом в 1945 -1950 г. «Igor» любезно предоставил мне информацию из этого источника по каждому вылету оперативных групп 36 АД «Север-1,2».

Тогда в 2013 году в Сети этот труд обнаружить не удалось, и только вчера меня осенило опять «попытать счастье». И мои потуги были вознаграждены! Обнаружились «ХРОНИКИ» в «Коллекции Президентской библиотеки». Естественно, я воспользовался этой, так вовремя подвернувшейся возможностью. Уже к имеющимся материалам /Журнал боевых действия 36 АД за 1942 год, воспоминания непосредственных участников тех далеких событий и кое-какие архивные материалы/ «ХРОНИКИ» будут полезным фоном моего последующего повествования.

Итак, пришло время «стряхивать архивную пыль».

БОЕВОЙ ПРИКАЗ №1, ШТАБ 36 АД, ЯРОСЛАВЛЬ, 21.05.42, 14:00, КАРТА 1.000.000

1/ 36 АД 21.5.42 Двадцатью самолетами перебазируется на аэродром ВАЕНГА /район МУРМАНСК/ с промежуточной посадкой на аэродроме ЯГОДНИК /25 км. юго-восточнее АРХАНГЕЛЬСК/ на острове на р. Северная Двина.
С 22.5.42 по 29.5.42 разрушает летное поле и уничтожает матчасть на аэродромах: ТРОМСЕ, СТЕРМАЕН/?/, ВАРДУФОСС. Готовность к боевым действиям исходу 22.5.42.
Маршрут: аэродром взлета, АРХАНГЕЛЬСК, ВАЕНГА.
а/ 42 АП 21.5.42 в составе 11-ти самолетов перебазироваться на аэродром ВАЕНГА с промежуточной посадкой на аэродроме ЯГОДНИК.
б/ 455 АП 21.5.42 в составе 10-ти самолетов перебазироваться на аэродром ВАЕНГА с промежуточной посадкой на аэродроме ЯГОДНИК.
2/ Для разведки погоды от каждого полка выслать по два самолета, которым доносить фактическую погоду через 30 минут.
3/ Командирам группы назначаю моего заместителя - полковника Дзамашвили, штаб группы из состава штаба дивизии. Заместителем командира группы – майор Бабенко.
4/ Для обеспечения боевой работы кроме летных экипажей иметь техников самолета, механика и специалистов. На каждом самолете должно быть не более 6-ти человек, для переброски остального состава будут присланы по одному самолету ПС-84 /управление дивизии – 9 человек перебрасывается вместе с 455 АП/.
5/ На всех самолетах иметь бомбовооружение для подвески бомб крупного калибра.
6/ Группа после перелета поступает в распоряжение Командующего ВВС Северного Флота – генерал-майора Кузнецова.
7/ Вылет моим распоряжением.
8/ КП – ЯРОСЛАВЛЬ.

КОМАНДИР 36 АВИАДИВИЗИИ ПОЛКОВНИК /ДРЯНИН/
ВОЕНКОМ 36 АВИАДИВИЗИИ СТ. БАТ. КОМИССАР /ГАЙШТУТ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 36 АВИАДИВЗИИ ПОЛКОВНИК /ПОРУЧАЕВ/
Верно: Пом. нач. оперативного отдела 36 АД капитан /Колчин/.
Получено 21 мая 1942 г. в 16:40. [ЦАМО, Ф. 22056, О. 0234267, Д. 0001, Л. 67]

А что поведает по этому поводу нам Журнал боевых действий /ЖБД / 36 ад ДД [ЦАМО, Ф. 20121, Оп. 1, Д. 38] ?

ЖБД. Оперсводка № 035 от 22.5.42 г. / штаб 36 АД, Ярославль/: 36 АД днем 21.5.42 г. и в ночь на 22.5.42 г. с основных аэродромов базирования боевых вылетов не производила. Части занимались учебно-тренировочными полетами и подготовкой к перелету на оперативный аэродром.

42 ДБАП днем 21.5.42 г. производил подготовку матчасти к перелету на оперативный аэродром и облет самолетов №№ 1818, 649 в воздухе, <произведено> три полета - налет 2 часа 10 минут. С аэродрома Выползово прибыли пять экипажей на самолетах №7718, 7717, 6815, 7801 и 7714. В ночь на 22.5.42 г. полеты не производились по причине отсутствия матчасти для учебно-тренировочных полетов.

455 ДБАП днем 21.5.42 г. произвел по кругу и в зону 22 полета с налетом 4 часа 58 минут. С оперативного аэродрома прибыли пять экипажей на самолетах №№ 7503, 7208, 7419, 6620 и 7310. В ночь на 22.5.42 г. полеты не производились. Готовил матчасть к перелету на оперативный аэродром.
***
ЖБД. Оперсводка № 036 от 23.5.42 г. /штаб 36 АД, Ярославль/: 36 АД 22.5 и в ночь на 23.5.42 г. с основных аэродромов базирования боевых вылетов не производилось.

42 и 455 ДБАП проводили подготовку к перелету на оперативный аэродром. Личный состав полков не занятый подготовкой к перелету работал по маскировке гнезд самолетов, очистки аэродрома и занимался командирской учебой по расписанию. В 455 ДБАП вернулся самолет № 7414 с места вынужденной посадки из района Любим.
***
ЖБД. Оперсводка № 037 от 24.5.42 г. /штаб 36 АД, Ярославль/: 36 АД днем 23.5 и в ночь 24.5.42 г.  с основных аэродромов базирования боевых вылетов не производила.

42 ДБАП днем 23.5.42 г. в период 09:35 – 16:00 на аэродром в район Мурманска перелетела группа в составе 10 экипажей: самолеты №№ 7718, 7717, 6717, 6518, 15 5, 7714, 649, 7801, 1818 и 7803. С маршрута вернулись два экипажа: летчик Васильева самолет № 7717 из-за срыва колпака в кабине стрелка-радиста; летчика Гужева по причине не убирания шасси. Неисправности были устранены и самолеты перелетели на оперативный аэродром.

В 10:50 с аэродрома Выползово перелетел экипаж летчика Ершова самолет № 6601. При осмотре после посадки обнаружена поломка 34 рамы.

455 ДБАП днем 23.5.42 г. в период 08:18-12:15 перелетел на оперативный аэродром в район Мурманска в составе 10 экипажей, самолеты №№ 7218, 7313, 7419, 6620, 7208, 943, 249, 7408, 7503. Личный состав работал по маскировке гнезд самолетов и восстанавливались два неисправных самолета.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «22 мая: 20 ДБ-Зф и два ПС-84 перелетели из Ярославля на аэродром Ягодник и были подготовлены к дальнейшему перелету в Ваенгу. (Дело ШТ № 1537. л. 55 об., 59.)

25 мая: Четыре ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска (с аэродрома Ягодник) в Ваенгу, где в 20:53 произвели посадку; остальные самолеты 36 авиационной дивизии из-за плохих метеорологических условий из Архангельска не вылетали. (Дело ШТ № 1164, л. 82)

26 мая: 16 ДБ-Зф 36 авиадивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска в Ваенгу. (Дело № 1939, л.82)

27 мая: В связи с движением союзного конвоя PQ-16 из Исландии в Мурманск, противник развернул до шести подводных лодок в районе между параллелями 72—74°и меридианами 15—25°.

Четыре лодки выходили из районов Варде, Киркенеса, Танафьорда. Противником велась непрерывная воздушная разведка движения конвоя с донесениями в Бардуфосс о месте, курсе и скорости конвоя.

С 1:53 до 14:39 в море были обнаружены до 41 вражеского бомбардировщика, из них десять Хе-111 и 31 Ю-88, действовавших из районов Бардуфосс и Банак. (Дело № 1939 л. 93.)

В течение дня до 21:30 противник авиацией и подводными лодками непрерывно атаковал конвой PQ-16. В результате атак было потоплено авиацией пять транспортов и подводными лодками—один транспорт, в том числе корабль Противовоздушной обороны «Эмпайр Лоуренс»; несколько транспортов было повреждено; один транспорт буксировался обратно в Исландию; польский миноносец «Гарлянд» из состава эскорта был поврежден, имел на борту восемь человек убитых и 40 раненых и самостоятельно следовал в Кольский залив. (Дело № 1939. л. 97; дело ШТ № 1164. л. 138.)

С 17:00 до 18:00 авиация противника дважды пыталась бомбардировать Мурманск. В 17:06 пять Ю-87, шесть Ме-110 и девять Ме-109 сбросили бомбы в районе Мурманска; 15 бомб попало в воду и на скалы. В 17:08 семь Ю-88 и восемь Ме-109 вновь пытались нанести бомбовый удар по Мурманску. Истребительная авиация и зенитная артиллерия не допустили вражеские самолеты к городу и порту. (Дело ШТ № 1164, л. 147: дело № 1939. л. 97: дело ШТ № 1538. л. 30.)

В 21:00 м. эскадренные миноносцы «Грозный», «Сокрушительный» и «Куйбышев» вышли в море для встречи и эскортирования конвоя PQ-16. (Дело № 1939, л. 93: дело № 5207, л. 8 об.)

Командующий Северным флотом донес Народному Комиссару Военно-Морского флота, что самолеты ДБ-Зф из-за плохой погоды прибыли в Ваенгу к исходу дня 26 мая. Подготовка к вылету заканчивалась. В настоящее время аэродромы Северного флота и 14-й армии были закрыты туманом. Вылет самолетов был намечен на 11:00 27 мая. (Дело ШТ № 1164. л. 109.)

Командующий Северным флотом донес командующему Карельским фронтом, что самолеты 36-й авиационной дивизии прибыли в Ваенгу к исходу дня 26 мая. Удар намечался по Луостари, Хебуктен и Банак одновременно в 4:00 26 мая. Аэродромы армии и флота в 3:50 затянуло туманом. Удар был перенесен на 11:00 27 мая (Дело ШТ № 1164. л. 109.)

Военный Совет Карельского фронта запросил Военный Совет Северного флота почему, несмотря на благоприятную метеорологическую обстановку 26 мая, Военно-воздушные силы Северного флота не действовали по аэродромам противника согласно приказу Ставки Верховного Главнокомандования, поскольку неприбытие дальних бомбардировщиков не мешало действовать по аэродромам Киркенес и Луостари. (Дело ШТ № 1538. л. 40.)

В 15:00 Военный Совет Северного флота ответил на запрос Военного Совета Карельского фронта, что на 23:00 26 мая союзный конвой, шедший в Мурманск, находился на меридиане 12°. Самолеты, базировавшиеся на Киркенес и Луостари, опасности для конвоя не представляли. Они будут представлять особую опасность к исходу настоящих суток и в течение завтрашнего дня. В настоящее время в воздухе находилась авиация 14-й армии, наносившая удары по Кнркенес и Луостари. В 16:00 должны были вылететь для нанесения удара по Банак самолеты ДБ-Зф. (Дело ШТ № 1164, л. 117.)
***
БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ №1
Опергруппы 36 АД, Ваенга, 27.05.42 г., 10:00. Карта 1 000 000

1/ Противник сосредоточил материальную часть на аэродром Лаксельвен. Активными действиями пытался сорвать морские перевозки и вывести из строя порт Мурманск.
2/ Опергруппа 36 АД 27-28.05-42 г. в составе 14 самолетов уничтожить материальную часть противника и разрушить летное поле аэродрома Лаксельвен. Маршрут полета согласно схемы.
3/ Опергруппа 42 АП 27-28.05-42 г. уничтожить материальную часть противника и разрушить летное поле аэродрома Лаксельвен /х/. Заход под углом 45°. Уход от цели с левым разворотом. Бомбовая зарядка комбинированная: кассеты с АО-10, ФАБ-250, ФАБ-100, ФАБ-50. Н <высота> бомбометания 3700. При благоприятных метеоусловиях из-под нижней кромки облаков, но ниже 600 м. Наряд 6 самолетов. Вылет в 16:30.
4/ Опергруппа 455 АП 27-28.05 -42 г. уничтожить материальную часть противника и разрушить летное поле аэродрома Лаксельвен/х/. Заход под углом 45°. Уход от цели с левым разворотом. Бомбовая зарядка комбинированная: ФАБ-250, ФАБ-100, ФАБ-50. Н <высота> бомбометания 3100. При благоприятных метеоусловиях из-под нижней кромки облаков, но ниже 600 м. Наряд 8 самолетов. Вылет в 17:00.
5/ Полет над морем 5000 м. Подход к цели с приглушенным мотором. Обноруженные морские суда обходить.  ШВРС Мурманск работает на волне 648. Позывной «МК» проигрывает патефонные пластинки через каждые 3 минуты, на фоне музыки дается позывной. Вылет на цель и возвращение прикрываются истребителями от меридиана Вайда губа до аэродрома.

/х/ Запасная цель Варде.

Командир группы, военком группы, начальник группы. [ЦАМО, Ф. 22056, Оп. 0234267, Д. 0001, Л. 69].
***
Фрагмент из «Штурманских указаний на боевые вылеты опергруппы 36 АД в ночь с 27 на 28.05 – 42 г.»:

1/ Бомбардирует аэродром Лаксельвен /матчасть, летное поле, служебные здания/.
2/ Маршрут и расчетные данные: /согласно таблице, авт.-сост./
Длина маршрута – 1217 км. Время на маршруте 4 часа 28 минут. Общее время полета 5 часов 30 минут.

Самолетовождение осуществить по компасу визуальной ориентировки. Контроль пути по ФМПУ. /Промер угла навигационными бомбочками/. Прокладка фактического пути на карте. Определение РМ по широковещанию Мурманск – Архангельск.

Бомбометание произвести с горизонтального полета, сбрасывание по сигналу ведущего звена.

Штурман группы майор /Червяков/.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «27 мая. В 20:17 м. шесть ДБ-Зф с высоты 3000 м бомбардировали аэродром Лаксельвен (Банак); наблюдался разрыв бомб на летном поле; самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. Один ДБ-Зф сделал вынужденную посадку в районе мыса Черный.

В 22:30 восемь ДБ-Зф, летавшие на бомбовый удар по Лаксельвен (Банак), из-за низкой облачности вернулись с бомбами. (Дело ШТ № 1164, л. 134, 134 об.)
****
ЖБД. Оперсводка № 1 от 27.5.42 г. /Опергруппа 36 АД, Ваенга/: Опергруппа 27.5.42 г. произвела 14 самолетовылетов на уничтожение матчасти противника и разрушения летного поля аэродрома Лаксельвен. Сброшено бомб: 5 шт. ФАБ-250, 42 шт. ФАБ-100, 8 шт. АО -15, 204 шт. АО-10. Налет составил 79 часов 18 минут.

455 ДБАП восьмью самолетами /ведущий майор Головатенко/ действовал по аэродрому Лаксельвен. Экипаж Шатунова самолет № 249 из-за перебоев левого мотора вернулся, бомбы /8 шт. ФАБ-100/ сбросил в море. Координаты =70°; =34°21`. 7 экипажей задание не выполнили по метеоусловиям, вернулись, не дойдя до цели 60-80 км; Погода: низкая облачность - 400 м, видимость 1 км, дождь. Посадка на аэродром <произведена> с бомбами. Налет <составил> 40 часов 36 минут.

42 ДБАП шестью самолетами /ведущий майор Бабенко/ бомбардировал аэродром Лаксельвен в 20:07 с Н=3100 м. По наблюдению экипажей бомбы легли по летному полю и стоянкам самолетов, над целью <наблюдалась> дымка, противодействия ЗА и ИА над целью не было. В 19:42 на Н=4000 м <были замечены> по курсу 360°семь Ю-88 в сопровождении 9 истребителей, <которые> шли в стороне, тип <истребителей> не установлен. На обратном маршруте просили аэродром /район Йоканьга/, вернулись курсом 280°.

В этом же районе из-за отказа левого мотора сел вынуждено самолет № 7707 с экипажем в составе: летчик лейтенант Васильев, штурман ст. лейтенант Прокофьев, стрелок-радист ст. сержант Читинов, стрелок мл. сержант Биенко. Место посадки и состояние экипажа не известно. Сброшено листовок на немецком языке 140000 шт.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «28 мая: Два ДБ-Зф летали по курсу конвоя на поиск подбитого польского эскадренного миноносца и конвоя; самолеты никого не обнаружили.

В 16:47 м. 11 «Харрикейн» встречали группу самолетов 14-й армии, возвращавшуюся от Луостари; у Урк-озера самолеты вели воздушный бой с шестью Ме-109; три Ме-109 были сбиты.

В 16:30 ДБ-Зф в сопровождении двух ПЕ-3 внезапно из-за облаков, с высоты 1800 м бомбардировали аэродром Банак; наблюдался пожар большого здания; были уничтожены бомбами в одном конце аэродрома шесть самолетов, в другом конце аэродрома 30 самолетов были подожжены РРАБами. Наши самолеты встретили сильный огонь зенитной артиллерии. Один ДБ-Зф с подбитым мотором при возвращении сел в 20 км южнее острова Кильднн; экипаж остался невредимым.

В 17:43 м. шесть ДБ-3 вылетали вновь для бомбового удара по аэродрому Банак, но из-за низкой облачности в районе Танафьорда, возвратились на свой аэродром с бомбами. (Дело ШТ № 1164, л. 168, 168 об.; дело № 1939, л. 98.)

В течение дня авиация противника совершила четыре налета на Мурманск.

В 13:20 в ш =73°40', д=32° 32' эскадренные миноносцы «Грозный», «Сокрушительный» и «Куйбышев» присоединились к конвою PQ-16. Погода была благоприятная для действий вражеской авиации. Над конвоем находился вражеский гидросамолет, по-видимому, с задачей наведения самолетов и подводных лодок противника. (Дело № 5207, л. 8 об.)

Глава английской миссии в Архангельске, учитывая воздушную и минную опасность и ледовую обстановку, согласился конвой PQ-16 не вести в Белое море. Если обстановка через два-три дня не улучшится, он считал возможным перевести в Архангельск из Кольского залива несколькими группами необходимое количество транспортов. (Дело ШТ № 1164. л. 154.)»
***
ЖБД. Оперсводка № 2 от 28.5.42 г. /Опергруппа 36 АД, Ваенга/: Опергруппа 28.5.42 г. 13 самолетами вылетела на уничтожение матчасти противника и разрушения летного поля аэродрома Лаксельвен /Банак/. Сброшено бомб: 4 шт. ФАБ-250, 18 шт. ФАБ-100, 28 шт. ФАБ-50, 54 шт. АО-10. Расход патронов <составил> 380 шт. <Было> сброшено листовок 53000 шт. Налет <составил> 58 часов 29 минут.

455 ДБАП семью самолетами в период времени с 16:25 по 16:37 с Н=1800 м бомбардировал аэродром Лаксельвен /Банак/. Горело 6 самолетов, летное поле и бараки размещения личного состава. Цель прикрыта интенсивным огнем ЗА, противодействия ИА не было. У <самолета> летчика Кибардина до подхода к цели за три минуты обрезал правый мотор и зенитным снарядом оторвало две РАБ-3 <на внешней подвеске>. Сброшено бомб: 4 шт. ФАБ-250, 18 шт. ФАБ-100, 18 шт. ФАБ-50, 54 шт АО-10. Налет <составил> 32 часа 49 минут.

Экипаж в составе: летчик Шатунов, штурман Неводничий, стрелок-радист Гайдин, стрелок Амилеев, произвел вынужденную посадку в 20 км южнее острова Кильдин. Экипаж невредим, самолет /№ 249/ посажен без шасси.

42 ДБАП шестью самолетами вылетел на уничтожение матчасти противника и разрушения летного поля аэродрома Лаксельвен. Задание не выполнил по причине плохих метеоусловий. Посадку на аэродром базирования <произвел> с бомбами.
***
БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ № 2 Опергруппы 36 АД, Ваенга, 29.05.42 г., 10:00, Карта 1 000 000

1/ Противник сосредоточил материальную часть на аэродромах Лаксельвен, Трамсе.
2/ Опергруппа 36 АД 29.05-42 г. в составе 12 самолетов уничтожает материальную часть и разрушает летное поле аэродромов Лаксельвен, Трамсе.
3/ Опергруппа 455 АП 29.05-42 г. уничтожить матчасть противника и разрушить летное поле аэродрома Трамсе. Бомбовая зарядка: 8 шт. ФАБ-100 на самолет. Н <высота>бомбометания – 3100 м. При неблагоприятных условиях не ниже 600 м, уход от цели с левым разворотом. Наряд – 6 самолетов, вылет в 18:30.
4/ Опергруппа 42 АП 29.05-42 г. уничтожить матчасть противника и разрушить летное поле аэродрома Лаксельвен. Бомбовая зарядка: ФАБ-100, ФАБ-50, АО-10 в касетах. Н <высота> бомбометания – 3700 м. При неблагоприятных условиях не ниже 600 м, уход от цели с левым разворотом. Наряд – 5 самолетов, вылет в 18:00.
5/ ШВРС Мурманск работает на волне 648 к/циклов. Ось полета согласно схемы.
6/ КП Ваенга.

КОМАНДИР ГРУППЫ ПОЛКОВНИК /ДРЯНИН/
ВОЕНКОМ ГРУППЫ Ст. БАТ. КОМИССАР /ГАЙШТУТ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ГРУППЫ МАЙОР /БАЗАНОВ/
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «29 мая: В 1:20 в Мурманск прибыл поврежденный эскадренный миноносец «Гарлянд», оторвавшийся от конвоя PQ-16; с эскадренного миноносца было снято 36 раненых и 21 труп. (Дело ШТ № 1164. л. 155 об.)

Глава английской миссии в Архангельске распорядился шести транспортам и части эскортирующих кораблей из конвоя PQ-16 следовать в Архангельск; в случае тяжелого льда эскортирующие корабли должны были идти только до кромки льда и затем следовать в Мурманск. (Дело ШТ № 1164. Л. 1620.)

По сообщению английской миссии в Архангельске, одни из поврежденных транспортов конвоя PQ-16 затонул.

По данным радиоразведки, неприятельский До-18 в 6:45 обнаружил движение конвоя PQ-16 в ш = 72°38', д = 37°05'.

По сообщению англичан, в 18:25 самолеты противника в ш = 71°07', д = 39°27' атаковали конвой PQ-16. (Дело ШТ № 1164, Л. 169.)

Семь ДБ-Зф наносили бомбовый удар по аэродрому Банак с высоты 1800 м; наблюдался пожар здания и бараков. Восемь ДБ-Зф  из-за плохой погоды до цели не долетели и производили посадку на свои аэродром с бомбами. (Дело ШТ № 1338, л. 80 об.)

Военно-воздушные силы Северного флота производили систематическую воздушную разведку моря самолетами СБ, ЧЕ-2, ГСТ; противник не был обнаружен. Плохая погода ограничивала действия нашей авиации. (Дело ШТ № 1164, л. 190.)

Народный Комиссар Военно-Морского флота телеграммой на имя Военного Совета Карельского фронта напомнил, что командование авиацией, обеспечивавшей проход союзного конвоя, Ставкой Верховного Главнокомандования было возложено на командующего Военно-воздушными силами Северного флота с подчинением ему и части Военно-воздушных сил Карельского фронта. (Дело ШТ № 1538. л. 91.)»
***
ЖБД. Оперсводка № 3 от 29.5.42 г. /Опергруппа 36 АД, Ваенга/: Опергруппа 29.5.42 г. 11 самолетами вылетела на уничтожение матчасти противника и разрушения летного поля аэродромов Тромсе и Лаксельвен. Сброшено бомб: 1 шт. ФАБ-250, 40 шт. ФАБ-100, 64 шт. АО-10, 16000 шт. листовок. Налет <составил> 44 часа 52 минуты.

42 ДБАП четырьмя самолетами бомбардировал аэродром Лаксельвен в 23:55 с Н=3000 м. По наблюдениям экипажа капитана Баукина бомбы легли на северо-востоке окраины аэродрома, отмечено 3 больших взрыва. Цель прикрыта звеном Ме-109 и ЗА до батареи. Экипажи Федорова, Уржунцева вернулись с боевого задания по метеоусловиям, экипаж Гужева из-за отказа матчасти.

455 ДБАП семью самолетами вылетел на уничтожение матчасти аэродрома Тромсе. Задание не выполнило причине плохих метеоусловий. 3 экипажа /Малышев, Завалинич, Кабардин/ вернулись из-за отказа матчасти.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «30 мая: Ночью и в течение дня авиация противника группами до 30—40 бомбардировщиков и истребителей производила налеты на корабли конвоя PQ-16 на ближних и дальних подходах к Кольскому заливу. Всего участвовало в налетах 16 Ю-87 и 27 Ю-88 под прикрытием 32 истребителей Ме-109 и Ме-110. Налеты отражались нашими истребителями. Наших самолетов в районе конвоя было 16 ПЕ-3 и 64 «Харрикейн и «Томагаук». По донесению экипажей самолетов, было сбито к 11:00 шесть Ю-88 и два Ме-109 и подбито три вражеских самолета Ю-88. Наши потери: два «Харрикейн» и один «Томагаук».

Ночью и днем Военно-воздушные силы Северного флота с приданными авиачастями 14-й армии и 122-й авиационной дивизии обеспечивали конвой бомбардировали аэродромы противника Луостари, Хебуктен и прикрывали корабли и транспорты конвоя с воздуха. С 10:00 м. до 22:00 м. было произведено 148 самолетовылетов истребителей и четыре самолетовылета ПЕ-3.

С 0:30 до 10:00 самолеты ПЕ-3 произвели 12 самолетовылетов для барража над конвоем и дважды отгоняли от него самолеты противника. В 9:40 десять истребителей Северного флота вылетали на барраж в Кольском заливе.

С 23:28 29 мая до 10:00 30 мая истребители Северного флота произвели 63 самолетовылета на барраж в районе мыс Сеть-Наволок— Полярное—Ваенга, в том числе 21 «Харрикейн» на прикрытие бомбардировщиков 14-й армии.

В 9:20 четыре «Томагаук» под командованием командира 2 Гвардейского краснознаменного авиаполка Героя Советского Союза подполковника Сафонова вылетали в район конвоя PQ-16 с задачей барражирования и были встречены самолетами противника. В начавшемся воздушном бою в 30 милях на норд-норд-ост от острова Кильдин истребители вели между собой переговоры. Сафонов передал: «двух рубанул», «бью третьего», «прикрой хвост, иду на вынужденную посадку, поврежден мотор». Эта последняя фраза была принята в 10:42. По докладу эскадренного миноносца «Сокрушительный» в 10:45, один «Томагаук» с высоты 300—200 м в расстоянии около 30 каб. от корабля перешел в отвесное пике и мгновенно утонул. Отправленный в это место на поиск самолета эскадренный миноносец «Куйбышев» из состава эскорта конвоя PQ-16 искал его около трех часов, но ничего не обнаружил. На прибывших в Мурманск кораблях конвоя Сафонова не оказалось.

Военный Совет Северного флота ходатайствовал перед Народным Комиссаром Военно-Морского флота о присвоении Сафонову посмертно вторичного звания Героя Советского Союза, а 2-му Гвардейскому краснознаменному авиаполку присвоить имя Сафонова. За время войны Сафонов лично сбил 22 самолета противника и три самолета в групповом бою. (Дело ШТ № 1164, л. 203, 203 об.)

Авиация противника группами до 36 самолетов вела воздушную разведку подходов к Мурманскому побережью с бомбометанием по кораблям. В налетах на корабли участвовало 49 Ю-88 и Ю-87, 38 Ме-109 и Ме-110. (Дело ШТ № 1164, л. 193.)

В 19:00 группа кораблей конвоя PQ-16 в составе 21 транспорта, в том числе трех советских, под эскортом эскадренных миноносцев «Эшанти». «Акаста», «Волантир», подводных лодок «Сивулф» «Тридент», корветов «Хонисакл», «Старуорт», «Хайдерабад», «Розарио» (принадлежащий свободной Франции), траулеров «Сент-Элстен», «Леди Маделен» и тральщика «Хазард» вошла в Кольский залив для следования в Мурманск. Шесть транспортов, в том числе два советских, под эскортом английского эскадренного миноносца «Мартин», корабля противовоздушной обороны «Алибанк» и четырех тральщиков «Брамбл», «Госсамер», «Сигалл» и «Леда» следовали в Архангельск.

По английским данным, из состава конвоя PQ-16 на переходе морем было потоплено авиацией противника шесть транспортов и подводной лодкой противника — один. Один транспорт и один траулер возвратились в Исландию. С момента встречи конвоя нашими эскадренными миноносцами и нашей авиацией потерь транспортов в конвое не было (Дело № 1939. л. 105; дело ШТ № 1164. л. 181, 215, 215 об., 216.)

По данным Главного разведывательного управления Краснов Армии, из Тронхейма на норд для операций на коммуникациях союзников вышли германские линейный корабль «Тирпитц» и крейсера «Адмирал Шеер» и «Лютцов» и норвежский транспорт «Скрапетад», имевший на борту войска и военные материалы. (Дело № 281, л 158.)»
***
ЖБД. Оперсводка № 4 от 30.5.42 г. /Опергруппа 36 АД, Ваенга/: 30.5.42 г. опергруппа в составе 5 экипажей бомбардировала матчасть противника и летное поле аэродрома Лаксельвен. Сброшено 24 шт. ФАБ-100, 160 шт. АО-10. Расход патронов 400 шт. Листовок 48000 шт. Налет <составил> 27 часов 22 минуты.

31.5.42 г. 42 ДБАП тремя экипажами бомбардировал аэродром Лаксельвен в период времени 02:37 – 02:53 с Н=2800-4800 м. По наблюдению экипажей бомбы легли по восточной и юго-восточной окраинам аэродрома и стоянке самолетов, разрывы не наблюдали из-за атаки истребителей. Цель прикрыта 7 истребителями Ме-109 и Ме-110 и до 4-х батарей ЗА, <которые> расположены в юго-восточной части аэродрома. При атаке истребителей стрелок-радист старшина Антипов сбил один Ме-109 на Н=4800 м в 02:48, самолет № 7718 /капитан Баукин/ получил осколочную пробоину от ЗА в правую плоскость.

455 ДБАП двумя экипажами бомбардировал аэродром Лаксельвен и транспорты в заливе Кульфьерд, Порсангерфьерд в период 02:15 – 02:35 – 03:15 с Н=2600-3700 м. По наблюдению экипажей бомбы легли по стоянке самолетов аэродрома Лаксельвен и прямое попадание в носовую часть корабля. Возник пожар. <Наблюдались> корабли в количестве шести в заливе Порсангерфьерд в движении на север.

31.5.42 г.  в 05:30 в группе 455 ДБАП при заварке бензобака техник-лейтенантом Родионовым произошел взрыв бензобака, в результате убит авиамоторист Дзгоев, сварщик ранен.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «31 мая: В течение ночи Военно-воздушные силы Северного флота произвели 30 самолетовылетов, из них 21 вылет истребителей на прикрытие конвоя в Кольском заливе и четыре вылета ПЕ-3 на прикрытие транспортов того же конвоя в Горле Белого моря. (Дело № 1939, л. 109.)

С 23:33 30 мая до 4:09 31 мая пять ДБ-Зф наносили бомбовый удар по аэродрому Лаксельвен (Банак). (Дело ШТ № 1164, л. 197.)

С 2:15 до 2:35 два ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии наносили одиночные бомбовые удары по вражеским транспортам в Кульфьорде и в Порсангерфьорде; наблюдались прямые попадания в транспорты в Кульфьорде; два транспорта загорелись. Оставшиеся бомбы один ДБ-Зф сбросил на аэродром Банак; бомбы упали в местах стоянок самолетов.

С 2:37 до 2:48 три ДБ-Зф бомбардировали аэродром Банак; бомбы упали в районах стоянок самолетов; разрывов бомб не наблюдали. Наши самолеты были атакованы пятью Ме-109 и двумя Ме-110. Был сбит одни Ме-109. В районе аэродрома Банак самолеты были встречены интенсивным огнем вражеской зенитной артиллерии. (Дело ЦП К» 1164, л. 218; дело ШТ № 1588, л. 135, 135 об.; дело № 1939, л. 109.)»
***
ЖБД. Оперсводка № 5 от 1.6.42 г. /Опергруппа 36 АД, Ваенга/: 31.5.42 г. Опергруппа шестью экипажами вылетела на уничтожение матчасти противника и разрушение летного поля аэродрома Тромсе. Налет <составил> 28 часов 58 минут.

42 ДБАП тремя экипажами вылетал на уничтожение матчасти противника на ародроме Тромсе. Задание не выполнили, экипаж капитана Баукина /самолет № 7818/ вернулся с задания на свой аэродром – отказал правый мотор. Экипаж капитана Федорова вернулся на свой аэродром - отказ динамомашины /перегорела обмотка возбуждения/, в следствии чего отказала рация СПУ. Экипаж лейтенанта Варламова /самолет № 1505/задание не выполнил из-за плохой погоды в районе цели. Посадка трех самолетов <произведена> с бомбами.

31.5.42 г. 455 ДБАП тремя экипажами вылетел на уничтожение матчасти на аэродроме Трамсе. Экипажи: капитан Карымов, штурман Сыргин; летчик Федоров, штурман Жиделев; летчик Малышев, штурман Белых, задание не выполнили - плохие метеоусловия. Запасную цель не бомбили, низкая высота. Посадка на свой аэродром <произведена> с бомбами.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «1 июня: С 23:40 31 мая до 5:33 1 июня и с 1:15 до 7:25 шесть ДБ-Зф вылетали для производства бомбового удара по Тромсе, но из-за плохих метеорологических условий задания не выполнили.

Авиация противника в течение дня неоднократно пыталась нанести бомбовые удары по Мурманску. В 11:30 две группы самолетов в составе: одна — шести Ю-88 в сопровождении двенадцати Ме-109, вторая—трех Ю-87, в сопровождении девяти Ме-109, на подходах к Мурманску были встречены и отогнаны нашими 40 истребителями и огнем 112-го отдельного артиллерийского зенитного дивизиона.

С 16:08 до 16:54 вражеская авиация вновь пыталась прорваться к Мурманску. Одна группа в составе восьми Ю-88, в сопровождении девяти Ме-109, и вторая в составе десяти Ю-88 и шести Ю-87, в сопровождении десяти Ме-110 и четырнадцати Ме-109, подошли к Мурманску, где были встречены огнем зенитной артиллерии 112-го отдельного артиллерийского зенитного дивизиона, частей Противовоздушной обороны 14-й армии и истребительной авиацией. Самолеты противника в беспорядке сбросили около 30 бомб в районе Кола — мыс Дровяной, частично — в залив и, преследуемые нашими истребителями, удалились на свою территорию. Прямым попаданием бомб был потоплен транспорт «Эмпайр Стерлейт», дважды до этого в разное время поврежденный от разрыва бомб; транспорт получил пробоину борта в районе машинного отделения. Противник потерял от истребительной авиации три Ме-109, от зенитной артиллерии 112-го отдельного артиллерийского зенитного дивизиона — один Ю-88, от зенитной артиллерии- эскадренного миноносца «Гремящий» — три Ю-87, один из них взорвался в воздухе, два упали в воду. Один выбросившийся на парашюте вражеский летчик был взят в плен.

В 19:07 авиация противника сделала третью попытку прорваться к Мурманску. Восемь Ю-87 и Ю-88 в сопровождении десяти Ме-109 из-за облаков нанесли бомбовый удар по Мурманску, сбросив до 30 бомб в Рыбный порт, на улицы города, на каботажную пристань, в залив. От прямого попадания бомбы затонул пароход «Субботник», серьезно был поврежден причал. Было убито три человека. Огнем зенитной артиллерии был сбит один Ю-87. (Дело ШТ № 1165. л. 14; дело ШТ № 1539, л. 6, 11, 21; дело № 1939, л. 115.)

Всего при отражении налетов вражеских самолетов было сбито: в воздушном бою истребителями флота — три Ме-109. истребителями 14-й армии —шесть Ме-109 и четыре Ю-87, артиллерией главного калибра эскадренного миноносца «Гремящий» три Ю-87, зенитной артиллерией 112-го отдельного артиллерийского зенитного дивизиона один Ю-88, зенитной артиллерией противовоздушной обороны один Ю-87, всего было сбито 18 вражеских самолетов.

Воздушной разведкой было обнаружено на аэродроме Банак 66 Ю-88, один Ю-52 и три самолета неопознанного типа. (Дело № 281, л. 65.)

В Мурманске приступили к разгрузке девяти транспортов союзного конвоя PQ-16. (Дело № 1539, л. 1.)»
***
ЖБД. Оперсводка № 6 от 2.6.42 г. /Опергруппа 36 АД, Ваенга/: Опергруппа 1.6.42 г. бомбардировала аэродром Тромсе на уничтожение матчасти противника. Сброшено 37шт. ФАБ-100, 40 шт. АО-10, листовок 105000 шт. Налет <составил> 29 часов 44 минут.

1.6.42 г. в 23:07 42 ДБАП двумя самолетами вылетал на уничтожение матчасти противника на аэродроме Трамсе. Экипаж капитана Баукина /самолет № 7718/ с Н=5000 м в 23:07 атаковал аэродром Тромсе. Бомбы легли по ангарам. Ангар горит, в котором, по-видимому, находятся самолеты. Признаки – клубы густого черного дыма. Цель сфотографирована.

Экипаж летчика Минаева /самолет № 7804/ задание не выполнил. Отказал мотор. Вернулся с маршрута. Посадка на аэродроме базирования.

2.6.42 г. 455 ДБАП тремя самолетами вылетал на уничтожение матчасти противника на аэродроме Тромсе. Основную цель не бомбил по метеоусловиям, бомбардировал запасную цель Гаммерфест с Н=4000 м в 07:49. Результат не наблюдали. Дымка. Цель сфотографирована.

Экипаж ст. лейтенанта Шатулова, произведший вынужденную посадку 28.05.42 южнее острова Кильдин в 20 км в районе Дальний, 2.6.42 г. вернулся в часть. <Он> атаковал по расчету времени порт Гамвик с Н=1800 м в 15:17, сбросил 8 шт. ФАБ-100. Налет <составил> 4 часа 02 минуты.

2.06.42 г. старшей техник-лейтенант Павловский умер от заворота кишок и от крупозного двустороннего воспаления легких.
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «2 июня: С 19:55 1 июня до 1:45 2 июня один ДБ-Зф произвел разведку Тромсе; на аэродроме было обнаружено до 30 самолетов. Сброшенными бомбами был вызван пожар в районе ангаров.

В 3:28 четыре ДБ-Зф вылетали на производство бомбоудара по Тромсе; один ДБ-Зф из-за неисправности мотора возвратился. Три ДБ-Зф ввиду облачности над Тромсе сбросили бомбы по Гаммерфесту; результаты были сфотографированы.

Командующий Северным флотом доносил Народному Комиссару Военно-Морского флота, что в настоящее время в Полярном, Ваенге и Мурманске размещены экипажи английских военных и торговых кораблей: с английского легкого крейсера «Эдинбург» 44 офицера и 522 рядовых, с польской подводной лодки «Р-155» — один офицер и 31 рядовой; торговых моряков — 56; на излечении в госпитале 68 человек; 30 мая с семи погибших транспортов конвоя PQ-16 было снято 315 человек. Всего на 1 июня было размещено 666 военных и 371 торговых моряков. Кроме этого количества из числа спасенных 21 мая англичан убыло 17 офицеров и 175 рядовых.

Спасенному экипажу было выдано необходимое обмундирование. В июне подлежало снабжению продовольствием 1037 человек со спасенных кораблей, кроме этого необходимо было довольствовать до 300 человек с военных кораблей, базировавшихся на Мурманск. Командующий Северным флотом просил указать, кто должен обеспечивать снабжение спасенных команд и установить на будущее порядок их обеспечения.

Народный Комиссар Военно-Морского флота разрешил обеспечивать спасенных продовольствием, обмундированием и жильем. (Дело ШТ № 1165. л. 34. 34 об., дело ШТ № 1539, л. 43.)»
***
ЖБД. Разведсводка № 2 от 2.06.42 /штаб группы 36 АД, Ваенга/: С 1.6.42 на 2.6.42 г. в 23:07 42 ДБАП с Н=5000 м на гидроаэродроме Тромсе <зафиксировал> на якорной стоянке до 35 самолетов. Тип не установлен. ЗА и ИА не наблюдались. Аэродром сфотографирован.

В 07:50 455 ДБАП с Н=4400 м в гавани Гаммерферст <наблюдал> на якорной стоянке на рейде транспортный корабль водоизмещением 8-10 тыс. тонн и небольшой корабль буксирного типа. Обстреляны ЗА с транспортов, отмечено до 4-6 разрывов.
***
БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ № 3 ОПЕРГРУППА 36 АД ВАИНГА 2.6.42 13.00. КАРТА 1000000

1/ ВВС противника базируется на аэродромах: ЛУОСТАРИ, ХЕБУГТЕН, ЛАКСЭЛЬВЕН, ТРОМСЕ, БАРДУФОС. Активными действиями по порту Мурманск пытается сорвать выгрузку транспортов.
2/ Опергруппа 36 АД 2-6.6.42 всеми исправными самолетами наносит систематические удары по аэродромам противника ТРОМСЕ, БАРДУФОС. Запасная цель аэродромы ЛАКСЕЛЬВЕН, ГАММЕРФЕСТ.
3/ Опергруппа 42 АП 2-6.6.42 всеми исправными самолетами уничтожает материальную часть противника на аэродромах ТРОМСЕ, БАРДУФОС. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 8 шт. на самолет. Заход на цель под углом 45 градусов. Н <высота> бомбометания 3100-3700 м. Уход от цели с левым разворотом. Запасная цель аэродромы ЛАКСЕЛЬВЕН, ГАММЕРФЕСТ. Вылет дополнительным распоряжением.
4/ Опергруппа 455 АП 2-6.6.42 всеми исправными самолетами уничтожает материальную часть противника на аэродромах ТРОМСЕ, БАРДУФОС. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 8 шт. на самолет. Заход на цель под углом 45 градусов. Н <высота> бомбометания 3100-3700м. Уход от цели с левым разворотом. Запасная цель аэродромы ЛАКСЕЛЬВЕН, ГАММЕРФЕСТ. Вылет дополнительным рас першением.
5/ ШВРС Мурманск работает на волне б48 к/ц позывной «МК».
6/  КП - Ваенга.

КОМАНДОР ГРУППЫ ПОЛКОВНИК /ДРЯНИН/
ВОЕНКОМ ГРУППЫ СТ. ВАТ. КОМИССАР /ГАШТУТ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ГРУППЫ МАЙОР /БАЗАНОВ/
***
Но это «Боевое распоряжение» так и останется на бумаге и вот почему:
***
>>>>> Из «ХРОНИК»: «3 июня: Командующий Северным флотом и командующий Беломорской военной флотилией получили телеграмму начальника Главного Морского штаба с текстом телеграммы, посланной в Москву первым лордом английского адмиралтейства: «Мы поздравляем весь личный состав с его великолепным подвигом в боевом конвоировании PQ-16 по пути в северную часть России, несмотря на опасность атак противника с моря и с воздуха. Желательно, чтобы это сообщение было доведено до командора конвоя, офицеров и рядового состава торгового флота союзных стран и всех лиц, имеющих к этому непосредственное отношение». (Дело ШТ №1539, л. 63.)

4 июня: Противник активности не проявлял.

Военно-воздушные силы Северного флота из-за низкой облачности боевых полетов не производили.

Военный Совет Северного флота донес Народному Комиссару Военно-Морского флота и в Ставку Верховного Главнокомандующего генералу армии Василевскому краткие итоги действий бомбардировочной авиации по вражеским аэродромам с 26 мая до 2 нюня включительно: всего сделано 2028 самолетовылетов, из них для ударов по аэродромам противника 193, остальные вылеты на воздушную разведку, поиск конвоев, их прикрытие, поиск и уничтожение подводных лодок противника, сопровождение бомбардировщиков, отражение налетов вражеской авиации на Кольский залив, на город и порт Мурманск.

Всего было сброшено бомб на аэродромы противника: Луостари — 22 ФАБ-250, 126 ФАБ-100, 14 ФАБ-50, 132 АО-10; Киркенес (Хебуктен) — 34 ФАБ-100, 48 АО-50; Лаксельвен (Банак) — 9 ФАБ-250, 86 ФАБ-100, 28 АО-50, 36 АО-15; 364 АО-10; Тромсе— 12 ФАБ-100; Гаммерфест — 36 ФАБ-100. На другие аэродромы налетов не было. Установить количество самолетов противника, выведенных из строя на аэродромах противника, не представлялось возможным. Неоднократно отмечались пожары и падения бомб в районах стоянки самолетов.

В результате воздушных боев, имевших место на нашей и на вражеской территории, было сбито 55 самолетов противника различных типов.

Наши потери: погибло «Харрккейн» — тринадцать, «Томагаук» —четыре, «Аэрокобра» — один, ПЕ-2 — один. СБ—четыре. Сели вне аэродрома на нашей территории и были повреждены четыре ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии.

Пять ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии исчерпали все моторесурсы и требовали немедленной замены моторов; пять ДБ-Зф имели моторесурсов всего по 15 часов; в строю на 2 нюня имелось всего два самолета ПЕ-2 14-й армии, остальные требовали ремонта.

Военный Совет Северного флота просил для обеспечения выхода от нас и прихода к нам очередного союзного конвоя вновь подчинить командующему Военно-воздушными силами Северного флота Военно-воздушные силы 14-й армии.

В связи с круглосуточным днем на Севере самолетам ДБ-Зф действовать было трудно».
***
Остальные оперсводки из ЖБД только подтверждают факты возвращения групп и отдельных экипажей из Заполярья на свои базовые аэродромы.
***
ЖБД. Согласно оперсводки № 59 от 15.6.42 г. /штаб 36 АД, Ярославль/ 36 АД днем 14.6 и в ночь на 15.6 с основных аэродромов боевых вылетов не производила. Части совершали учебно-тренировочные полеты.

42 ДБАП днем 14.6 произвел по маршруту один полет – налет 1 час 56 минут /самолет № 6706/. Экипаж летчика Работа /самолет № 1810/ при выполнении маршрутного полета потерпел катастрофу в 14:05 в районе д. Погорелово в 4 км южнее при выходе из облаков, через 10 минут загорелся в воздухе и упал на землю, экипаж в составе: летчик Работа, штурман Пилипенко и и стрелок-радист Дмитриев, погиб. Причина катастрофы выясняются.

В период 20:23 – 20: 35 произвели посадку 5 экипажей, вернувшихся с оперативного аэродрома с Севера /самолеты №№ 6815,7801,6717, 1505 и 649/. В ночь на 15.6 полетов не производил из-за плохих метеоусловий.

455 ДБАП днем 14.6 на аэродроме Рыбницы произвел 3 полета в зону под колпаком и 4 полета по кругу, общий налет 3 часа 03 минуты. Личный состав, свободный от полетов, занимался командирской учебой согласно расписанию. В период 20:54 – 21:22 произвели посадку 7 экипажей, вернувшихся с оперативного аэродрома с Севера.

В ночь на 15.6.42 на аэродроме Рыбницы произвел по кругу 8 полетов. Налет 50 минут.
***
ЖБД. Согласно оперсводки № 60 от 16.6.42 г./штаб 36 АД, Ярославль/ 36 АД днем 15.6 и в ночь на 16.6.42 с основных аэродромов базирования боевых вылетов не производила. Части совершали учебно-тренировочные полеты.

42 ДБАП днем 15.6 произвел 2 полета в зону. Налет 1 час 27 минут /самолет № 6601/.

В ночь на 16.6 произвел по маршруту 2 полета, налет 4 часа 18 минут, по кругу 5 полетов, налет 59 минут /самолеты №№ 6601, 6706/.

Днем 15.6.42 произвел посадку экипаж Баукина  /самолет № 7718/, вернувшийся с оперативного аэродрома с Севера.

455 ДБАП днем 15.6.42 пятью самолетами на аэродроме Рыбницы произвел по кругу 6 полетов и в зону 24 полета. Общий налет 20 часов 13 минут. Два экипажа вернулись с оперативного аэродрома и произвели посадку на аэродром Туношное / самолеты 7408 и 7310/, при посадке самолета № 7408 летчиком ст. лейтенантом Малышевым поломана 34 рама. В 14:00 проведена боевая тревога и весь личный состав работал по маскировке самолетов на аэродроме. В ночь на 16.6. на аэродроме Рыбницы произвел по кругу 18 полетов, налет 2 часа 16 минут. Выпущен самостоятельно летчик мл. лейтенант Козыревский.
***
ЖБД: Согласно оперсводке № 063 от 19.6.42 г. /штаб 36 АД, Ярославль/ 36 АД днем 18.6 и в ночь на 19.6.42 г с основных аэродромов базирования боевых вылетов не производила. Части совершали учебно-тренировочные полеты.

42 ДБАП днем 18.6.42 произвел 4 полета в зону, налет 2 часа 42 минуту. 18.6.42 с оперативного аэродрома перелетел один экипаж /самолет № 7804/ и произвел посадку на свой аэродром. В ночь на 19.6.42 г. полетов не производил из-за плохих метеоусловий.
***
ЖБД. Согласно оперсводки № 065 от 21.6.42 г. /штаб 36 АД, Ярославль/ 42 ДБАП днем 20.6.42 и в ночь 21.6 учебно-тренировочных полетов не производилось по причине плохих метеоусловий. 20.6.42 г. с оперативного аэродрома Ваенга на ПС-84 прибыла группа в количестве 25 человек.


Рецензии
Здравствуйте , Владимир. У Вас опечатка - А Е Голованов назван Евгением
Александровичем . С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   04.01.2021 18:17     Заявить о нарушении
при много благодарен...

Владимир Мутин 2   04.01.2021 18:28   Заявить о нарушении