Вещие сны. Часть третья

    В личном архиве нашей семьи более сорока пяти лет хранится подробная запись об одном вещем сне, сделанная со слов моей ближайшей родственницы.

    Вот этот рассказ: «Я еще девчонкой была. Война шла, а мы, школьники, в колхозе работали. Осенью на полях, где убрали пшеницу, колоски собирали. Намаешься за день. Чумазая, голодная домой доплетешься. Не успеет мать обмыть в корыте, поешь что-нибудь, картошку, яйцо иль каши какой, и валишься спать, без рук, без ног. Да и снов-то никаких не видишь. Утром поднимут – и опять на работу.

    Но помню: однажды будит меня мамка, а я плачу, во сне плачу. Кое-как она меня растолкала, разбудила и спрашивает: “Что ж ты ревешь? Аль увидела что во сне?” А я не отвечаю – языком во рту щупаю, на руку сплюнула, ничего сказать не могу. Помню, что больно вроде не было, кровь бежала, потому как зуб выпал. Казалось, в самом деле так. А выходит – приснилось, а я все проверяю, где дырка вместо зуба, а найти не могу. Рассказала. Меня мать успокоила: “Пустое все это”.

    Всё утро я не верила, что это сон, так помнила этот зуб, все ходила как потерянная. А через день телеграмму получили: папин брат умер. Перекрестилась мать и говорит: “Вот и зуб твой”. Я не поняла, переспрашиваю, а она объясняет, что зуб-то во сне не спроста выпал, значит человек из жизни уйдет. А то, что с кровью, так это родственник кровный. Вот так”. Я дядьку-то этого всего раз видала, но очень уж мне понравился: красивый, весёлый, песни пел на свадьбе у папиной сестры… Потом уже мне лет сорок было, а моей дочери лет 13, так она тоже во сне видела, как зуб у нее выпал, и кровь шла. Я сначала ничего ей не говорила. Хотя подумала: раз с кровью – кто-то из родных умрёт. А когда через несколько дней брат мой скончался, я рассказала ей, к чему сон-то такой был. Дочь моя впечатлительная, к таким приметам прислушивалась, про выпавшие во сне зубы потом не раз рассказывала. Перед смертью просто знакомых, не родных людей, зуб выпадал у нее без крови, без боли. И все сбывалось. Как тут не поверишь. Это вещие сны».

    Собирая рассказы о вещих снах, со временем я узнала о традиции толкования сновидений. В нашей семье считалось, что выпадение зуба является предсказанием чьей-то смерти. Во времена информационной доступности, когда можно заглянуть в различные сонники, мне стали известны различные толкования сновидений о выпавших зубах, в том числе и традиционная "разгадка" такого сна как предвестника смерти человека.

    Оказалось, что у славянских народов издревле бытовала такая общеизвестная формула толкования подобных снов: «потеря зуба – к смерти». По некоторым деталям подобного сюжета толкователи пытаются угадать, чью смерть предсказывает сон: наличие крови предвещает смерть кровного родственника, ощущение потери, чувство сожаления, наличие плача свидетельствуют о смерти близкого (в данном случае – понравившегося) человека. Ощущение боли при выпадении также трактуется как предвестник смерти близкого человека. Боль – значимый соматический код для толкования сна. Ощущение боли присуще сюжетам, в которых сновидец получает какие-то телесные повреждения: выпадение зуба, рана, углубление в десне и пр.

    Подобные сны обычно истолковываются как предвестники негативных событий, а ощущение боли усиливает их отрицательное значение. Известны примеры сновидений, в которых по размеру зуба, его расположению судят о возрасте, степени родства будущего покойника со сновидцем. Если во сне выпадает несколько зубов или все, то это толкуется как предсказание смерти нескольких людей. Никаких прямых научных обоснований этому явлению пока не нашла.

    На сайте https://ruthenia.ru/folklore/ я многое узнала о структуре, типологии и семиотике фольклора, в том числе о рассказах про вещие сны.

    Примерно 40 лет назад мною сделана следующая запись рассказа моей матери: «Вижу я во сне, будто на огороде работаю. Вроде надо картошку посадить, и я землю перекапываю, ямки делаю. Надо картошку в ямку бросать, а я опять копаю. И огород-то не мой, знакомый какой-то, но чей, никак признать не могу. И так долго во сне все одну и ту же сцену вижу: ямку под картошку копаю, а не сажу, как будто пластинку заело… Встала утром и размышляю: вроде земля, яма – это к могиле снится. Так и мать, и тетка толковали. Опять же огород не мой, хотя кажется очень знакомым. Кому ж я могилу рою? Никто из родных при смерти не лежит, сильно не болеет. Среди друзей тоже. Хожу с каким-то тяжелым чувством, размышляю, до обеда никому не рассказываю. Помню, мать говорила, что не расскажешь никому, может и не сбудется. Примета такая. А потом и совсем забыла про этот сон. Да как же не вспомнишь, ведь вещим оказался. Через сколько-то дней внезапно умер земляк В. С., большой друг нашей семьи. Для нас это большая потеря. Такая компания была у нас дружная, все праздники вместе встречали, во всем друг друга поддерживали. Почему огород не смогла узнать? Что-то помешало, видно. И как-то это наталкивает на мысль о внезапной смерти. Как будто времени не хватило осознать, у кого же эта беда приключится.

    Та смерть В. С. была первой в нашей компании. Потом умер мой муж, а через несколько лет еще один наш друг – Ю. Я. Все умерли преждевременно, не дожив до старости, даже на пенсию не вышли. Когда мой муж скончался, все знакомые говорили, что это его В. С. за собой "на тот свет" потянул, скучно ему там одному без друзей… Сейчас не могу подробности припомнить, но сны, когда грядки сажу, бывали часто и никогда ничего хорошего не предвещали».

    В данном случае формула «земля – к смерти» («земля – к покойнику») характерна для славянской культуры. Согласно традиции снотолкований, смерть предвещают увиденные во сне ямы, рвы, различные земляные работы (рыхление, копание земли, глины, какой-то рыхлой почвы и др.), поскольку ассоциируются с копанием могил, с обрядом захоронения. При этом какие-либо образы, сюжеты, метаморфозы могут играть ключевую роль в толковании. Здесь рассказчик указывает такую деталь «…огород-то не мой, знакомый какой-то, но чей, никак признать не могу», что позволяет толковать это, как информацию о том, что будущий покойник ожидается не в семье или доме сновидца, но в его окружении, среди явно знакомых ему людей. Об этом можно говорить, как о неком «пространственном» коде, важном для толкования сна.

    Следует отметить, что образ земли во сне имеет множество интерпретационных значений. Например, в соннике Е. П. Цветкова: копать – к скорым похоронам, рыть (если земля мягкая) – скорое завершение дел, земля шевелится – счастливые перемены и др. По соннику Г. Х. Миллера: копать, видеть земляные работы – ожидает трудная, но не бедная жизнь, (аналогично и в соннике Ванги) и др.

    В более поздний период мною подробно записан рассказ о сне моей свекрови: «Примерно за полгода до смерти моего мужа видела такой сон. Управляемся мы с ним по хозяйству во дворе дома, и я замечаю, как из-за сарая появляется смутная фигура, приближается. Смотрю, - это моя покойная свекровь, которая до самой смерти в нашем доме жила, все хозяйство вела, с детьми занималась. Я-то все время работала, семья же большая. И тут она к мужу моему подходит, сыну своему, и будто куда зовет, тянет к сараю, а он с места не сдвигается, на меня смотрит, вроде я чем-то помочь должна. А я то ли не понимаю, то ли занята, но не подхожу к ним. И тут же в голове мелькнуло, что она покойница, давно уж умерла. Куда ж его тянет? Нельзя за покойником ходить, - только подумала и проснулась.

    Видать, от страха и проснулась, ведь с детства помнила, коль во сне покойник за тобой пришел, то нельзя с ним идти, на тот свет заберет. Так сон напугал, что день-деньской думала, не к беде ли это. Но вроде ничего не наслучалось, жили дальше. Когда он заболел, я уж и про сон-то забыла. То в больницу его надо везти, то огород посадить, то с внуками посидеть. А дед-то мой все недомогает, слабеет, потом совсем слег. Я всё за ним ухаживаю, надеюсь, что поправится. А он уж без поддержки и подняться не может. Собрались в больницу, сын из города на машине приехал, дочь помогла одеться, приподняли его, а он говорит: «Подождите, устал. Отдохнуть надо». Опять прилёг, вздохнул и умер. Про сон-то я как-то и не вспоминала…

    Раз с соседкой сидим. Сетуем, как он рано да быстро ушёл из жизни. Ведь ничего не предвещало такой скорой смерти. Мать его до 96 лет жила - четверых детей своих пережила. А соседка и спроси меня, не чувствовал ли он прихода смерти, не видел ли чего во сне. Вот тогда-то я и спохватилась и сон свой вспомнила, рассказала ей. Та аж руками всплеснула, говорит: «Вот же! Ты же видела, что мать за ним приходила, на тот свет звала! Вот и пошел он к ней. Сон-то – в руку! А не хотел умирать, не шел за ней на тот свет, все на тебя смотрел, цеплялся за жизнь, надеялся… поможете вы ему, вылечите»».

    Многие сонники толкуют этот сюжет так: сон, в котором присутствует покойник, предвещает опасность или несчастный случай. Видеть во сне ранее умерших родственников или близких людей живыми и разговаривать с ними — предвещает некие перемены в вашей жизни. Если они зовут вас к себе — такой сон предупреждает вас о смертельной опасности.

    Помимо этого толкования, в сонниках есть и другие. Особенно разнится интерпретация снов с образами оживших покойников в зависимости от ситуации (например, покойник в гробу, пьяный, обнимающийся, разговаривающий, ругающийся и т.д.).

    Таким образом, формула «покойника увидишь – это к покойнику» имеет различные модели толкования, связанные с действиями покойника. По мнению фольклориста Е. В. Сафронова, действия могут не столько предсказывать смерть, сколько являться ее причиной. В данном рассказе «зов» матери выражается не вербально, а акционально («тянет»). Рассказ, очевидно, относится к категории иномирных снов: воспроизводится модель, характерная для рассказов об иномирных персонажах (покойник, смерть и т. д.) забирает (зовет) живущего на «тот свет». Во сне муж сновидицы не совершает движения в сторону покойницы («…он с места не сдвигается, на меня смотрит, вроде я чем-то помочь должна»), что можно истолковать, как надежду на излечение. Многие исследователи устного народного творчества отмечают сходство подобных сюжетов (с покойниками, «забирающими» живых на «тот свет») с мифами о встречах с покойниками наяву. Очевидно,что тексты имеют похожую структуру и логику осмысления образа покойника и его действий.

    Сны с образами покойников имеют множество сюжетов, большинство из которых рассматривается как предсказание смерти. В других фольклорных жанрах также встречаются примеры толкования, близкие к мифологическим представлениям о причинах появления умершего (во сне или наяву) и последствиях контакта с покойником.

Комментируя сновидения и проясняя причины толкования сна по той или иной формуле большинство сонников опираются на народные традиции толкования сновидений, без учета научных исследований в других отраслях (психологии, нейрофизиологии, сомнологии и др.).


Рецензии
Здравствуйте Людмила. Интересную тему про вещие сны Вы затронули. Человек, никогда не сможет управлять вещими снами, как бы он ни старался.

Олег Андреевич   21.01.2021 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моим рассказам о снах. Вещие сны меня интересуют многие годы, записываю, делюсь своими знаниями со студентами, изучающими фольклор. Рассматриваю их как жанр устного народного творчества, хотя знакома со многими научными работами о сне и сновидениях.

Людмила Кокоренко   21.01.2021 20:18   Заявить о нарушении