Петр Первый и первомай

В музее истории Москвы экспонируется цветная открытка начала прошлого века: на лужайке нарядные дамы, элегантные кавалеры и офицеры, экипажи. И загадочная подпись: «Первомайские гуляния в Сокольничей роще». Что же скрывается за этой странной фразой?

Оказывается, обычай празднования Первомая в первопрестольной восходит ко временам Петра Первого.

Согласно старинному преданию, в районе Сокольничей рощи был во времена Петра Первого обустроен стан немцев, прибывших на поиски удачи или поступивших на русскую службу. Произошло это 1 мая 1694 года. Поэтому переселенцы и дети их стали встречаться здесь ежегодно 1-го мая, чтобы вспомнить и отметить свое прибытие в Россию. Здесь же они общались с москвичами, у которых впоследствии этот праздник стал называться «немецкими станами».

Близ Сокольников же царь Петр поселил пленных шведких мастеров, которые обучали таинствам своих ремесел молодых москвичей. Недалеко от Сокольничей рощи, в царской вотчине — селе Преображенском находилась парусная фабрика, работавшая на нужды Российского флота.

В Сокольничей роще Петр потчевал немецких и шведских мастеров «своими столами», то есть за государев счет, в силу чего первомайские гуляния привлекали массу желающих поглазеть на императора и его придворных.

Любопытно, но факт: первомайские гуляния в Москве изначально имели интернациональный характер и были связаны с чествованием человека труда, пронеся эту свою особенность через века.

Кстати сказать, обычай празднования Дня труда существует и в других странах, но в США, например, он приходится на начало сентября.

Обычай празднования Первомая сохранился при дочери Петра Елизавете, причем, по свидетельству современника, только в 1756 году гостей на праздник доставили более тысячи экипажей. Прибывавшие на праздничный пикник вельможи разбивали здесь легкие палатки, в которых под звуки многочисленных оркестров совершались роскошные трапезы.

И в начале XIX века первомайские гуляния выходили необыкновенно многолюдными.

«Все московские гуляния прошлого века, — писал в вышедшей в начале века и лишь недавно переиздананой книге большой знаток и энтузиаст изучения московской старины Иван Егорович Забелин, — отличались большим разнообразием и разгулом. Общее веселье тогда поддерживалось и общим участием москвичей, большинство которых не успело еще поставить себя выше народных обычаев и не только не чуждалось, но, напротив, принимало самое живое личное участие во многих забавах простого народа. Гуляния того времени еще во многом сохраняли те первобытные черты, в которых вполне отражалась старинная жизнь со всеми особенностями и оттенками; эти главные черты были: пьянство, пляски, кулачные бои и т. д.».

Одним из центров каждого гуляния был большой шатер, известный также под названием «колокола»: внутри него стояли стойки с бочонками и разною питейной посудою.

В шатрах или палатках поменьше располагались продавцы пряников, орехов, пива, медовухи, сбитня и «кислых щей» (старинного напитка, похожего на квас).

Были здесь и традиционные качели, позднее стали появляться и карусели.

На импровизированных подмостках разворачивались нехитрые представления, непременным участником которых являлся шут или дурак, веселивший народ отнюдь не целомудренными шутками.

Но постепенно на гулянья эти стали прибывать и иностранные гости со своими «сюрпризами»: в книге «Старая Москва» Михаил Иванович Пыляев перечисляет десятки имен иностранцев, в свое время поразивших Москву неведомыми доселе диковинами и вошедшими благодаря этому навечно в ее историю.

Как известно, политическую окраску празднование Первомая приобрело лишь в конце 19 века, хотя праздник этот имеет более чем трехсотлетнюю традицию.

Отметим примечательный факт: как бы ни показалось это парадоксальным, но о маевках, стачках и демонстрациях 1 мая 1890 — 1900 годов в России не упоминалось даже в «Кратком курсе Истории ВКП (б)».

Объясняется это, по-видимому, тем обстоятельством, что эти рабочие выступления имели «внепартийный» характер и только весьма опосредованно были связаны с зарождающимися социал-демократическими организациями.

Как известно, решение о проведении рабочих демонстраций ежегодно 1 мая было принято в июле 1889 года первым конгрессом II Интернационала в знак солидарности с демонстрацией чикагских рабочих 1886 года. Тогда из-за провокации анархистов полиция открыла огонь по демонстрантам, вследствие чего среди них имелись убитые и раненые.

Первая политическая «маевка» в Москве состоялась 115 лет назад: 30 апреля 1894 года в лесу близ Вешняков. На ней присутствовали около 300 представителей 35 предприятий и было принято название созданной организации — «Союз рабочих».

С мая 1901 года в Москве в противовес социал-демократическим маевкам в здании Политехнического музея стали проводиться собрания и «чтения по рабочему вопросу».

Нынче Первомай празднуется как праздник весны и труда, не имеющий для большинства людей более или менее выраженной политической окраски.


Рецензии