А. П. Чехов - поэт и художник

    Мне импонирует мнение тех литературоведов, которые говорят о произведениях Антона Павловича Чехова, как о поэзии в прозе.

    В первую очередь это относится к хрестоматийной повести "Степь". Почему? На мой взгляд, справедливо определение ее жанра как лирической повести. Перед нами бытовые зарисовки, гармонично соседствующие с мировоззренческими размышлениями. Психологические картины природы - словно написаны рукой художника, их сопровождают лирические и философские рассуждения.

    История поездки написана не только словами, но и красками, и звуками.

    Чеховские герои на протяжении всего повествования испытывают трудности в общении с природой, ощущают дисгармонию окружающего мира, находятся не в ладу с ним.

    Ощущения и впечатления несчастного девятилетнего мальчика Егорушки, которого везут из родного дома в город для обучения в гимназии, вносят трагические нотки в повествование, и читатель чувствует назревание и углубление конфликта между человеком и окружающим его миром. Описание природы в повести занимает большое место. Степь являет собой символ окружающего мира. Лирическое описание природы говорит о положительном авторском отношении к гармоничному миру, открытому для человека. Кажется, что природа всей своей сущностью призывает к единению. Но по впечатлениям мальчика понятно, что люди не могут в полной мере осознать и оценить достоинства мира, понять и принять их. Человечество не осознаёт себя частью мироздания.

    Жизнь, в понимании Чехова, похожа на эту бескрайнюю русскую степь. Вместе с "маленьким человечком" и автором читатели оказываются на этих необозримых просторах. Большой мир простирается перед человечеством, и надо его рассмотреть, понять, слиться с ним, чтобы обрести душевный покой. По сути "Степь" - поэтическое произведение о русской земле, о жизни русских людей, находящихся в поиске внутренней гармонии.

    Картины природы в повести используется как средство раскрытия психологии героя. Мир воспринимается глазами ребенка, что позволяет нам понять его растерянность, боязнь, страх, удивление, недоумение и прочие ощущения. Мир воспринимается им как сказка, как некая загадка. Повесть наполнена выразительными средствами русского языка. Взгляду мальчика открывается живая природа: ветряная мельница ему представляется существом, размахивающим крыльями ("Какой колдун!.."); "холмы тонут в лиловой дали"; "…степь легко вздыхает широкою грудью…", "молчаливый старик-курган"; "природа цепенеет в молчании"; "чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем" (а не молнией); у тополя "стройная фигура" и "зеленые одежды".

    Это не текст, а полотно художника! Читатель ощущает непостижимую таинственность, величественность, грандиозность природы. Степь - древняя, необъятная и вечная, как земля, как весь мир. В сравнении с ней жизнь человека кажется краткой и быстротечной.

    Именно картины природного мира являются источником философских рассуждений писателя. Глазами автора мы видим, как «маленький человечек», теряется в необъятном «просторе» степи. Но ведь только человек обладает даром духовной жизни, которой лишен материальный мир. Несоответствие материального и духовного начал бытия является философским стержнем сюжета. Это прослеживается на протяжении всего повествования: ни один из персонажей не соразмерен бескрайней степи.

    Нам знакомы живописные картины степи по произведениям И. С. Тургенева и Н. В. Гоголя, но чеховская степь, подобно живому организму, необъятной вселенной, живет по своим законам. Воссозданная А. П. Чеховым степь - полноправный персонаж повести, который имеет свои характерные черты и живет своей собственной жизнью. Природа у Чехова динамична: она меняется, дышит, играет красками – живет. Степь предстает перед нами в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Автор находит для ее описания свои краски, звуки и ароматы. Как у живого создания, у степи меняется настроение: в знойный полдень она тоскует, на рассвете – ликует, наполненная жизненной энергией и красотой, на закате замирает умиротворенная и спокойная. Разноликая чеховская степь несколько раз меняется на протяжении поездки: то "широкая и величественная, улыбающаяся", то "замирает", то "поднимает ропот, и всё кружит и затуманивает солнце".

    Лирично и художественно автор рисует разноликую степь, подмечая тончайшие детали. Широко представлены олицетворения и метафоры: "обманутая степь"; пространство – "полумертвое"; ночь – "томная"; полоса света "подкрадывается"; "…солнце…принимается за свою работу тихо и без хлопот"; звезды "хмурятся"; "лохмотья" тучи, давя друг друга, громоздились на горизонте; облако – "седое, кудрявое"; "мягко картавя, звучал ручеек"; "летит коршун…, задумавшись о скуке жизни"; в дождь по дороге "текли ручейки и прыгали пузыри", дым "лениво поднимался" и т. д.

    Рисуя картины природы, А. П. Чехов использует изобразительные эпитеты: "дикая конопля", "выжженная равнина", холмы "буро-зеленые", а также лирические эпитеты: "загорелые холмы", "знакомые места", "тихое пение".

    Автор использует разнообразные сравнения, в том числе и сравнения природы с человеком, а человеческие дела, мысли и чувства сравниваются с предметами материального мира: отец Христофор не знал такого "дела, которое, как удав, могло бы сковать его душу"; "песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач…", "…ему стало казаться, что это пела трава". Вторжение большого кучера в детские игры сравнивается с ситуацией, когда в компанию маленьких собак "затесывается" какой-нибудь большой пес; Егорушка в бричке "подпрыгивал как чайник на конфорке"; "…стояла баба …, длинноногая и голенастая, как цапля"; "…два перекати-поле столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как на поединке" и т. п.

    Картины природы выступают фоном, связанным с местом и временем действия, охватывают большое открытое (вдаль и ввысь) пространство. Они наполнены цветовыми деталями: "черные" кузницы, "зеленое кладбище", "белые" кресты, "багряные" точки и пр. Талантливый художник, отображая специфику степи, А. П. Чехов использует интересные цветовые решения. Палитра красок мира природы разнообразна, но в ней можно выделить преобладающие цвета по количеству их использования для описания природы: красный и его оттенки (багряный, багровый, кумачовый) – 36 раз, черный – 28 раз, белый – 21 раз, зеленый и его оттенки – 17 раз, розово-лиловый - 11 раз, рыжий – 9 раз. Можно сказать, что писатель создал цветовой образ степи. Это убедительное подтверждение слов А. П. Чехова о том, что вещь без детали не живет.

    При всем разнообразии и цветистости природы, в детском восприятии можно выделить преобладающие цвета: красный – в данном произведении как символ страданий и испытаний, и белый – воплощение духовной чистоты и невинности.

    На мой взгляд, есть и доминирующая цветовая деталь, характерная исключительно для чеховской степи, которой не было у предшественников. 11 раз в тексте повести повторяются лиловые детали степного пейзажа, в лиловый цвет окрашены дали, холмы, степь. В психологии фиолетовый цвет и его оттенки (сиреневый и лиловый) считаются цветом неудовлетворенности, фрустрации. Современные эзотерики признают, что лиловый цвет является одним из самых мистических и загадочных оттенков спектра. Он уводит из мира повседневности и настраивает на философский лад. Этот оттенок часто используют представители различных религий в оформлении своих храмов и культовых предметов, во время медитаций, что, по их мнению, усиливает контакт человека с Вселенной. Можно предположить, что А. П. Чехов, как знаток человеческих характеров, интуитивно и психологически верно использует эту цветовую деталь для характеристики мировосприятия и мироощущения Егорушки.

    А. П. Чехов для воспроизведения реальной картины использует "говорящие", звуковые детали. Например, при описании грозы: "Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо". Часто повторяющейся звуковой деталью является пение птиц, звуки животных, насекомых. Это оживляет образ природы, являясь составной частью полноты бытия. Безусловно, многие писатели, поэты и художники любят природу, любуются ею, но так точно передать ее суть, «ухватить» детали, передающие "голос" степи, удалось именно А. П. Чехову. Для создания "голоса" степи автор использует различные языковые средства: звукоподражательные слова, в том числе новые, междометия, приёмы аллитерации и ассонанса: "…грустный крик птицы: «Сплю! сплю! сплю!»; "Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик не уснувшей или бредящей птицы"; "…с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы"; "Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело…"; "Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку", "…Трах! тах! тах! – понеслось над его головой, упало под воз и разорвалось – ррра!...а…а…ва!, аря…а!" и др.

    Природа в повести призывает (и это мысль автора!) к необходимости преодоления разлада между человеком и миром. Степные птицы здесь символизируют стремление к развитию, свободной жизни, для которой предназначен человек. Они придают ощущение полноты и единства мира, подсказывают, что природа – это образ вечности, незыблемости, она постоянна. Природа взывает к единению с ней. Но, к сожалению, чеховские герои пока живут в своем мире (даже юный Егорушка, стоящий на пороге новой жизни, тоже не готов жить в гармонии с миром).

Все указанное выше подкрепляет утверждение, что Чехов - поэт и художник, к тому же одаренный абсолютным музыкальным слухом.


Рецензии