Удины. память о корнях

До февральской революции в Бакинской губернии было ещё достаточно много удинских сёл с населением, говорившем на удинском языке и хранившев удинские традиции. Сейчас осталось всего лишь одно полуудинское село. Куда ж делись удинские сёла бывшей Бакинской губернии?
Архиепископ Шемахинской епархии М. Бархударянц в своей работе «Страна Албания и ее соседи (Средний Дагестан)» дает сведения об удинских селах, их расположении, численности населения, а также различных культовых объектах и школах. Помимо всего прочего он приводит сведения об ассимилированном населении в данном регионе.
Упоминание в исторических источниках об удинских сёлах в Шеки-Кабалинской зоне к началу XVIII века:
1) по М.Бархударянцу
- Хачмас (не путать с лезгинским Хачмасом на северо-востоке), Падар, Варданлы, Арманат, Мухас, Ораван, Киш, Зейзит, Баш Кюнгют, Гышлаг Кюнгют, Кохмух, Халхал, Кум, Кабала, Вандам, Куткашен, Бум, Зараган, Джоурлу, Султан-Нуха и др.;
2) по К.Овсепяну (удино-григорианин, который оставил след в изучении родного народа, Газар Овсепян был священником в своем родном селе Джоурлу Нухинского уезда)
- Вандам, Варданлы, Арманат, Мухас, Ораван, Бидеиз, Кюнгют, Кохмух, Куткашен, Курмух, Зейзит, Киш, Джоурлу, Султан-Нуха, Мирзабейли,Бум и др.
3) по письмам удин Петру Первому - Нидж, Бум, Солтан-Нуха, Джоурлу, Мыхлыгуваг, Тосик, Сеид-Тала (2 последних села ныне не существуют), Карабулаг и Согутлу.
Еще в 1892 г. М. Бежанов (православный удин из Варташена) писал: «Удины живут на Кавказе с давних пор и некогда составляли особое Агванское царство. Предание говорит, что многие удины выселились в разные места Азии, что прежде они жили во всех селениях Нухинского уезда; еще не очень давно в разных селах были старики, которые знали по-удински. Удины издавна приняли христианство и во всех почти татарских селениях Нухинского уезда есть развалины старинных церквей».
К 1887 г.удинским ещё были следующие села: Нидж, Варташен, Малых, Джоурлу, Солтан-Нуха, Варданлы, Мирзабейли, Еникент и Кирзан. В 30-е г.г. XX в. с.Кирзан окончательно арменизировалось, а в 60-80 г.г. тюризировались последние удинские села вокруг Ниджа - Джоурлу, Солтан-Нуха, Мирзабейли.
Свидетельство о том,что удины жили в Гандцах (Гянджя). Сохранилось письмо удин Кабалинского округа Петру I от 28 октября 1724 года, из которого явствует что «османские тюрки-солдаты, находившееся в то время в городе Гяндже, не могли отличить местных удин от тюрков, потому что речь удин ничем не отличалась от речи самих тюрков». То есть были частично уже ассимилированы тюрками, но ещё тогда не потеряли историческую память о своих корнях.
Память о корнях - ныне многим удинам осталась только эта память. Большие удинские диаспоры раскинуты по всей России, они весьма желанны в современном Азербайджане, судя по внешней риторике принципа мультикультурализма, но при этом ни разу не прозвучал призыв к удинским диаспорам вернуться назад в свои родовые сёла, хотя учебники истории Азербайджана пестрят трагизмом по поводу того, что в определённые годы удин принимали за армян и изгоняли, но потом якобы все осознали ошибки. Но если осознали свои ошибки, то почему же не хотят исправлять их? Это странно, не так ли? Ведь если бы они могли вернуться назад на свои же земли, откуда их деды и бабушки уехали в период революции и гражданских войн, то они бы с радостью вернулись. Никому не мешает клочок своей родной земли. Но в этом и вся загвоздка. Их бывшее жизненное пространство уже занято, и никто им его назад не отдаст. Тогда о каком братстве народов идёт речь? Разве брат займёт дом своего брата и не пожелает его вернуть?
Причины этой грустной истории глубоко в прошлом. Невидимыми, но неразрывными узами связано прошлое всех албанских народов, у которых, при всей их современной разбросанности, разности на первый взгляд, одна история, а главное, один (генетический и духовный) корень на всех.
В область УТИК еще в V-м столетии Хосров Ануширован переселил 10.000 семей сувар-сабартаев, а также племя казак. Это были первые инородцы в данном регионе. По крайней мере, первые зафиксированные письменно случаи масштабного переселения. В начале VIII века Кавказская Албания полностью уже завоёвана арабами. С завоеванием Кавказской Албании арабами был положен конец единству государства, прерван нормальный ход её развития. По сути, это стало переломным моментом истории, оказавшимся губительным для страны. Арабы, чтобы уменьшить сопротивление местного населения, как и персы ранее, интенсивно занимались депортацией наиболее активной части населения из страны. Начался процесс деэтнизации местных племен, в том числе и удин, территория проживания и численность которых постепенно начинает сокращаться. Часть удинского населения исламизируется. Шла ожесточённая борьба всего албанского населения с арабскими завоевателями, которые под видом распространения новой веры, колонизировали территорию Кавказской Албании, обложили местное населения непосильными налогами, причём даже переход в ислам не облегчал их тяжести. Из Кавказской Албании увозилось в большом количестве дети и подростки в Халифат, где они становились рабами и навсегда теряли связь с родной землёй. Вывоз материальных богатств, разграбление храмов, убийство албанских епископов, уничтожение библиотек при монастырях, стирание всех следов местной культуры, навязывание новой арабской культуры под видом «исламской» это наименьшее, что можно сказать о том периоде в истории Кавказской Албании.
Но, самое удивительное, что даже арабская колонизация, уничтожившая государственность кавказских албан, не сумела погасить священный огонь сопротивления завоевателям и возрождения на своих землях. Исторические сведения говорят о том, что в течение IX-X вв. албанскими князьям удалось на некоторое время восстановить царскую власть и начать собирать государство заново. И это действительно реальный факт. Во-первых, арабы никогда не рассматривали территорию Кавказской Албании в качестве своего возможного жизненного пространства. Их устраивали налоги в халифат, увоз живого товара и исламизация местного населения. Несмотря на сильное военное присутствие, у арабов не было никаких иных целей на будущее в данном регионе и потому они не уничтожали местное население под корень, а только обрывали его ветви, с которых можно вновь собирать урожай, а после распада Халифата, их власть стала номинальной. Так как с приходом арабов Кавказская Албания распалась на несколько этнически целостных моноалбанских (!) частей, чистых носителей единой аборигенной культуры, то был большой шанс на то, что они могли быть собраны воедино как государство. Наиболее сильными частями - хранителями местной культуры - было царство Лакз (Лекия) и княжество Утик. Местная албанская этничность ещё серьёзно доминировала над персидскими и арабскими переселенцами.
Еще в X веке арабские географы, в частности Аль Мукаддаси и Ибн Хаукаль, сообщали, что население Аррана (Албании) и ее столицы Барды говорило на арранском (албанском) языке. Это важное обстоятельство могло сыграть решающую роль и поднять поверженное государство из пепла. В 866 г. албанский князь Хамама предпринимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. В течение IX—X веков албанским князьям удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть.
Как только албанская земля вздохнула и начала возрождаться, вдруг нечто страшное пошло из степей Азии и подкосило последние силы возрождающей страны. Это было татаро-монгольское нашествие. А что в итоге оказалось ещё хуже, тесно связанные с монголами, шедшие по их следам, добивая поверженные народы насмерть и отбирая уцелевшее, тюрки-сельджуки. Когда татаро-монголы стали отступать, на обескровленные и опустошенные албанские земли пришли уже орды тюрков-сельджуков. Отличительной чертой именно тюрок-сельджуков от всех других завоевателей Кавказской Албании было то, что они искали для себя территории как жизненное пространство. Потому именно их приход был самым бескомпромиссным и ни о каком сосуществовании с ними вместе на одной территории не было и речи. Сельджуки, добивали обескровленные борьбой с татаро-монголами местные народы и вытесняли их остатки на север в горы. Вот почему, оставшееся в живых в остатке своём албанское население с берегов Куры, спасаясь, ушли в вглубь своих гор. Они ушли, спасаясь от прямого геноцида. Среди них была и часть удин. В дальнейшем они сохранили историческую память о себе как «кьуревияр», то есть «выходцы с Куры», «куьринцы». Это географическое определение использовал в XIX веке относительно себя и выдающийся шейх Мухаммад ал-Яраги Курави. Нашествия сельджуков преследовали цель отобрать понравившееся чужое жизненное пространство себе, а местные аборигенное население уничтожить навсегда.
Именно приход тюрков-сельджуков и огузов привёл к окончательному падению в бездну Кавказской Албании как государственности местных народов. После арабской колонизации у Кавказской Албании ещё был шанс подняться из руин, возродиться и восстановиться как государству. Но именно приход монголо-татар и сельджукских завоевателей поставили точку на возрождение государственности албанских народов. С XII века резко меняется весь этнический состав всей албанских территории. Массовое переселение тюрок-огузов сыграло свою роль. Местные коренные народы перестают доминировать. Им уже никак не удавалось восстановить свою численность. Как только поднималась молодая поросль, тут же новые беды, войны, борьба с тюрками уничтожала их. Далее пошли разрушительные походы Тимура. Войско Тимура основательно разрушило Кабалу, после которого город потерял свою первоначальную значимость. После смерти Тимура территория бывшей Кавказской Албании оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу («Черные бараны»), а затем Ак Коюнлу («Белые бараны»). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых «туркмен».
В удинской историографии период с XI по XVII век вообще не изучен. Поражает крайняя скудность сведений. Кроме того, существует еще проблема восприятия удинского населения как армянского, из-за принадлежности большей части удин к григорианству. Вплоть до начала двадцатого столетия принадлежность конфессиональная приоритетнее была принадлежности национальной, поэтому во многих исторических документах удины ошибочно именуются армянами. Однако в некоторых источниках имеются упоминания об отдельных личностях удин. Так, известно о некоем удине из Гянджи по прозвищу Мехлу-Баба, предводителе крестьянского восстания в начале XVII века. Отсутствие своих национальных научных институтов у удин не позволило им полноценно изучать свою историю. Удины были вынуждены руководствоваться  историей, которую писали занявшие их территорию, и переносить на себя чужой взгляд со стороны, который был, конечно же, односторонний и не в  интересах удин. То же самое происходило и со всеми другими албанскими народами. Фрагменты удинской истории не были вовремя собраны в советское время, когда была такая возможность. Особенно это касается ценных сведений из ранних русских источников XVIII-XIX вв. Я нашла несколько интересных моментов о том, что удины ещё в XIX веке сохраняли элементы огнепоклонства, они были вкраплены в христианство.  Как и у удин мусульман такие же элементы огнепоклонства вкраплены в ислам. Несмотря на полное отрицание ныне современными удинами удин мусульманского вероисповедания, тем не менее, они у них имелись и имеются до сих пор.
В разных номерах «Кавказского календаря» имеются сведения об удинских селах, численности их населения, языке, есть даже краткое описание удин как народа. Так, в «Кавказском календаре» за 1856 г. два удинских села – Нидж и Варташен – показаны как удиноязычные с населением григорианского и православного вероисповеданий. В газете «Кавказ», издававшейся в Тифлисе с 1846-го по 1918 г., № 121 за 1902 г. в статье Г. Чурсина, посвященной почитанию огня на Кавказе, рассказывается также о верованиях удин, связанных с огнем. В одном из других номеров имеется краткая статья об истории удин и религиозной ситуации у них. Важным источником по истории отношений между удинами разных вероисповеданий является статья, посвященная столкновениям между православными и григорианами в с. Варташен в 1903 г. А в номере за 1904 г. дается краткое описание удин с упоминанием о древности этого народа, там же даны сведения о том, что в нескольких деревнях у исламизированного удинского населения ещё в то время сохранились элементы удинского языка. Было бы замечательно выявить все названия этих исламизированных кдинских  деревень из источников и составить полный такой список.  Пусть сейчас это не кажется столь значимым, но такие сведения чрезвычайно важно собирать отовсюду и сохранять в архивах удинской истории.
К началу века удин в Российской империи насчитывалось около 10 000. Это самая большая официально заявленная численность накануне февральской революции. Но в переписи 1926 г. в СССР заявлено уже 2500, т.е. численность удин за короткий промежуток времени сократилась в разы. Такие цифры стали результатом совершенных преступлений турецкой армии и зверств местных бандитских группировок в 1918-1920 гг. Турецкая армия, вторгшаяся в Закавказье в 1918 г. и направляющаяся в Баку для захвата власти, на своем пути разоряла все христианские поселения региона. Летом 1918 г. подвергся массовой резне весь Нухи-Арешский регион, в том числе и села, где проживали удины. Удинские села были разграблены, а население пряталось в лесах. Непоправимое случилось в 1920 г., когда местные бандитские группировки с остатками турецкой армии опустошили удинские села, в том числе Нидж и Варташен. Архивные документы свидетельствуют об убийствах, похищениях женщин, детей, уничтожении лучшей части молодежи. Часть варташенцев (православные удины) спасаясь, переселилась в Грузию, где основали деревню Зинобиани, позже переименованный большевиками в Октомбери. Возглавил переселение удинский священник Зиновий Силиков (Зиноби Силикашвили), в честь которого и было названо село. С этого времени Варташен уже перестает быть центром удинской оседлости.
К концу XX века численность удин увеличивается, их основным местом проживания продолжает оставаться Нидж, частично Варташен, Мирзабейли, Солтан-Нуха и Октомбери в Грузии. Однако в конце 80-ых — начале 90-ых гг. с началом армяно-азербайджанского конфликта в Карабахе и последующим началом распада СССР усиливаются национал-шовинистские силы в Азербайджане. В очередной раз принимают удин за армян. В результате, удины Варташена, опасаясь погромов националистов, вынуждены покинуть веками насиженные места. Удины, проживающие в Мирзабейли и Солтан-Нухи также находились под постоянным страхом перед местными националистами, и, в конце концов, оставив свои дома, перебрались в Нидж. Впрочем, и Нидж постоянно блокировался, а ниджцы подвергались нападениям и угрозам со стороны радикальных представителей Народного фронта. В такой ситуации удины вынуждены были обратиться в Москву за помощью. В это время знаменитый азербайджанский историк Зия Буниятов несколько раз выступает по телевидению, призывая не трогать удин, поскольку они относятся к коренным этносам Азербайджана. События того времени заставили многих уехать из страны. В настоящее время единственным местом компактного проживания удин остается Нидж, где по заявленным данным проживают около 4000 тысяч удин. Однако, по другим сведениям, удин в Нидже сейчас в два раза меньше. Но власти завышают на бумаге их численность. При этом ничего не предпринимают для возвращения уехавших в 80-90-е годы удин назад. Удин продолжают призывать в армию, несмотря на свою критическую численность и статус исчезающего народа.
Существует Евангелие на варташенском диалекте Семена Бежанова. В Сухуми был издан удинский букварь Ф. И. и М. И. Джейранишвили, 1934. В это же время на удинский язык перевели некото¬рые партийные документы. Попытки преподавания на удинском языке в начальной школе (1—2-й классы) предпринимались в Нидже с конца 30-х XX в. Но Баку под разными предлогами пресекло их в советское время. С 1994 года пытались ввести удинский язык как иностранный (1 урок ежедневно для учащихся нач. школы) по программе Азербайджанского педагогического института (И. А. Айдынов, Ж. А. Кочарли, 1992, общий объем — 274 часа). У удин никогда не суще¬ствовало национальных школ. В дореволюцион¬ный период в Варташене имелись: общее (земс¬кое) училище, преподование в котором велось по-русски, и армянская церковно-приходская школа, в Нидже — 1 армянская церковно-приходская школа.
Немного из того, что я нашла в источниках об меликах Арцах-Карабаха.  Речь идёт об Абов (Абу) Мелик-Бегларян (~1800) и его происхождении.
«Мелик-Бегларяны — коренные утийцы» - написано в труде Раффи
«Меликства Хамсы» - классический труд по истории Арцах-Карабаха (1600-1827 гг.). Очень интересный момент об старинном княжеском удинском роде Мелик-Бегляровых: «Тамошние владетели Мелик-Беглеряны происходили от некоего удина Абова по прозвищу «Чёрный Абов», выходца из села Нидж в Ширване, человека не простого, но сочинившего себе родословную, восходящую к албанским царям» (Раффи «Меликства Хамсы»). «...мелик Гюлистана Овсеп Мелик-Бегларян к этому времени скончался (1775), а его сын, мелик Абов III, больше занимался управлением своей страны, чем войнами. Спустя пять лет после смерти мелика Овсепа, в 1780 году, умер и мелик Джраберда Атам Мелик-Исраелян, которого так боялся Ибрагим-хан. Ему наследовал сын — мелик Межлум. Этому юноше были присущи и мужество, и патриотизм отца. Но будучи человеком несдержанным и вспыльчивым, он приказал казнить несколько именитых армян, что вызвало внутренние распри в его княжестве».
Меликствами управляли мелики (арабско-персидский феодальный титул). Меликство Гюлистан сформировалось в начале XVII века. Оно начиналось от реки Курак (Кюрак) на границе Гандзака (Гянджа) и простиралось до реки Тартар. Правил Гюлистанским гаваром род Мелик-Бегларян с резиденциями в крепости Гюлистан (которая дошла до наших времен почти неповрежденной) и во дворце напротив монастыря hОрекаванк [прим.Ш.П – название монастыря в оригинальной транскрипции], близ деревни Талиш. Неподалеку от hОрекаванка находится родовое кладбище Мелик-Бегларянов.
Грузинский исследователь Варлам Гонгадзе пишет:
«...царь Ираклий II позволил переселиться в Грузию жителям меликств Гюлистан и Хачен. После этого в 1797 году 400 армянских семей из Гюлистана переехали в село Шадид бывшей Борчалинской области, а через два года 68 семей из Хачена поселились в селе Джабарлы теперешней области Болниси. Через семь лет 43 семьи из этих 68 переселились в Дагет-Хачен. Оставшиеся 25 основали Болнис-Хачен». И сегодня в этих селах можно встретить потомков рода Мелик-Бегларян. Вернувшиеся на родину из Грузии Мелик-Беларяны снова взяли во владение свои деревни. Род разделился на две ветви. До второй половины XIX века Мелик-Бегларянам принадлежало в Гюлистане 15 сел, а Мелик-Овсепянам — 3. Наследник рода Мелик-Бегляряны, Манас-бек погиб во время одного из нападения турок на село Зейва в конце 1817 или начале 1818 года. В письме из собрания Матенадарана, от 23 февраля 1818 года, адресованном Нерсесу Аштаракеци от архиепископа Саркиса Хасан-Джалаляна читаем: «Послание вашей святости, написанное 1-го июня для мелика Абовского Манас-бека, дошло до нас пятого февраля из рук одного простого джрабердского мужа».
Это же письмо позволяет приблизительно выяснить год рождения Манас-бека. «Когда в 1238 году армянского летоисчисления (1789) мы из сего места пошли в Гандзак, относительно венчания мы там услышали от видных вельмож и именитых князей и от самого Абова, который прежде нашего прибытия в Гандзак был обвенчан священником в Килисакенде, и после венчания родился Манас бек». Сына Манас-бека звали Согомоном.
Старший сын Мелик-Фридона Мелик-Овсеп II в 1826 году был одним из делегатов, отправившихся к наследнику персидского трона Аббас-Мирзе. После завершения миссии он был арестован на восемь месяцев по приказу управляющего Кавказом Ермолова вместе с другими делегатами — Мелик-Вани Атабекяном из Джраберда и митрополитом Арцаха архиепископом Саркисом Хасан-Джалаляном. Эти представители знати, нашедшие общий язык с давним противником России, были признаны невиновными и вернулись на родину. Победа России в войне с Персией (1826–1828 гг.) ознаменовала конец долгого периода власти меликов. Представители меликских династий поступили на российскую службу как потомственные дворяне.
Незнаю пока насчёт собственно удин, но в настоящее время у лезгин имеется несколько родов, носящих фамилию Меликовы. Корни носителей фамилии Меликовы, возможно, ведут в род Мелик-Бегляровых (Бегларян), владетелей Гюлистана. Это пока только предположение, так как родовое древо никем ещё не воссоздано и говорить об этом более конкретно не получается. Раффи пишет, что происхождение рода Мелик-Бегляровых (Бегларян) из Нидж. В Нидже живут лезгины также. Я воздержусь пока от каких-то выводов, ограничусь данной информацией. Но само село Нидж основано переселенцами. Этимология Нидж (удин.Ниъж) – «низ, низовина; впадина, болотистое место». Это место, где было болото, куда почему-то переселились удины и лезгины. Причины переселения стоит ещё изучить. Пока есть редкие сведения о том, что в Нидж переселялись переселенцы из Арцах-Карабаха. Но они пока в стадии изучения. Также интересно, что исторический факт существования зеркальных сёл у лезгин в прошлом с идентичными названиями, но в совершенно разных местах и даже далеко друг о друге, имеет место и у удин. Зеркальные названия свидетельствуют о постоянных переселениях, связанных с необходимостью увозить уязвимое население (женщин, детей, стариков) в более безопасное место при нападениях врагов, когда оседлый народ постоянно пребывает в военном положении, чем объясняется и обстоятельство, что сегодня в различных местах можно встретить множество селений с одинаковыми названиями. Например, рядом с Куткашеном удинское село Кюснат имело зеркальное название в лезгинским селе Кюснат - древнем центре гончаров, к сожалению, ныне уже не существующем в Кубинском районе. Таких моментов много, они требуют своего изучения, прояснения. В отрыве от лезгинской истории и истории всех прочих албанских народов, оставшихся ныне в своём исчезающем остатке, невозможно полноценное изучение истории удинского народа. А в целом, историю ни одного отдельно взятого народа лезгинской языковой семьи невозможно восстановить полноценно без своего изучения в комплексе общей лезгинской истории, так как все они являются по сути единым албанским народом.

Р/S Кавказские албаны, потомки великих предков, как семена рассеянные по всему миру, это обращение к Вам:

«Даже когда вы безоговорочно мертвы, сколь бы мертвым ни оказалось прошедшее-будущее, находится какая-то ничтожно малая частица, способная дать побег»




Автор: Шери Пашаева.
04.01.2021


Рецензии