Что ждет нас впереди?

Сейчас январь 2021 года. Я как-то под настроение написал шуточные предсказания вроде, как Нострадамус. Надо бы продолжить хорошее  дело Нострадамуса и сделать кучу туманных предсказаний в шуточной форме, ведь только что наступил новый год. Тем более это было бы к месту, потому что кругом масса народа делает свои предсказания о том, что год грядущий нам готовит. То потомственные шаманы, то астрологи, то шаманы, потомственные астрологи. Короче, весело. Но настроение почему-то не сильно весёлое у меня в этот новогодний праздничный период, так что шутить мне не сильно хочется. Не до веселых стишков. Но между тем сделать ряд предсказаний в новогодние каникулы дело святое, так что напишу эти свои предсказания в виде презренной прозы.

Есть такое мнение, его высказывают сейчас многие эксперты, что эпидемия 2020 года в чем-то похожа на ВОВ. В том смысле, что люди ушедшие на войну в 1941 году воевали за то, чтобы вернуться к своей прежней довоенной жизни. А после победы все вернулись в совершенно иную жизнь. Всё изменилось так кардинально, что довоенная жизнь превратилась лишь в воспоминание. Точно так же говорят сейчас люди о том, что пандемия опять кардинально изменит сам строй нашей жизни. Сами основные принципы экономики и политики будут заменены на совершенно иные основные постулаты.

Но возможно ли это? Ведь принципы капитализма и рынка незыблемы. Черт его знает, на самом деле. Посмотрим на примерах. Самая надежная инвестиция в течение очень длительного периода это вложения в недвижимость. И аксиомой было то, что инвестиционная привлекательность недвижимости практически целиком зависела от места её нахождения. Помните, что на вопрос о том, какие три самые важные качества недвижимости важны для принятия решения об инвестировании средств, немедленно следовал ответ – локейшен, локейшн и еще раз локейшн.  На примере крохотной Элисты, все эти вещи с изменениями в экономике в связи с пандемией очень легко рассматривать. Так вот, когда объявили локдаун, то больше всего пострадали заведения общественного питания расположенные в центре города. А расположенные рядом с спальными микрорайонами кафешки наоборот оказались в выигрыше. Причина понятна. Парковка в центре затруднена, курьерам негде ставить свои машины, выезд и въезд на территорию торговых комплексов так же затруднен.  Время исполнения заказов у расположенных в центре заведений общепита выше, чем у конкурентов расположенных около спальных районов. Вот теперь вопрос – вернется ли всё на круги своя в этом секторе экономики? Ответа пока нет.

Впечатление такое, что вполне возможно, что и нет. Не вернется. Я считаю, что очевидный тормоз на пути к полному торжеству доставки это её более высокая стоимость для потребителя по сравнению с тем, что потребитель сам совершает покупку в кафе или ресторане. Но есть ощущение того, что вопрос этот вполне решаемый. При грамотном подходе так называемые «черные кухни», то есть без зала для клиентов смогут так снизить расценки на товар, что смогут выиграть конкуренцию у своих конкурентов, работающих в привычных условиях. Кроме того против кафе и ресторанов будет действовать еще и статистика заболеваний официантов и прочего обслуживающего персонала. Затраты в этом секторе уже сильно выросли, а доходы сильно упали. Так что такие предприятия могут быстро отмереть, как динозавры. И останутся на рынке только «черные кухни». Что тогда делать владельцам дорогой недвижимости в центре?  Огромные вложения могут быстро обесцениться. Это нужно всё осмыслить и срочно разрабатывать программы спасения своих вложений. Ждать того, что всё восстановится, само собой не стоит, это совершенно точно.

Тоже касается и громадных торговых центров. Смысл в них в условиях быстрого развития электронной торговли становится всё меньше. Залы торговые там начали пустеть еще до эпидемии, а сейчас там наступило полное затишье. И здесь тоже нужно пересматривать стратегии развития иначе полный крах. В своё время под развитие торговых центров уничтожали всю розничную торговлю и мелкооптовые рынки. Это было вполне оправданно. Легче получить налоги и откаты с одного большого бизнеса, чем с сотен мелких бизнесов. Теперь же торговые центры постепенно начинают вымирать. И это проблема ведь не только одних владельцев торговых центров и прочих владельцев недвижимости в престижных местах, это то на чем вообще базируется экономика. Если рухнет капитализация недвижимости в крупных российских городах, то рухнет и в целом капитализация всей страны. Мы вообще просто не сможем привлекать тогда инвестиции в страну. Куда инвестировать? Просто некуда иностранному инвестору вложить деньги! Жилье? Тоже большой вопрос. Работа на удаление стало общепринятой практикой. Экономия при такой форме работы громадная. Аренда, оплата проезда сотрудников, содержание транспорта и т.д. всё это больше не нужно в прежнем объеме. Работать можно в Москве, а жить в Элисте. Это просто смерть капитализации. Понятное дело, что дворника и санитара так ты не сможешь вызывать из Элисты в Москву по интернету, но всё равно изменения происходят огромные.    

Спорт и культура это тоже громадный сектор объектов недвижимости. Капитализация этого сектора экономики может рухнуть разом превратившись просто в пыль. Стадионы, кинотеатры, театры, музеи – могут стать никому не нужным рудиментом прошлого. Как Колизей не был никому нужен в темные века. Футбольные клубы миллиардеры могут сгинуть, как утренний туман. Баскетбольные клубы и хоккейные клубы так же могут сильно пострадать. Вообще профессиональный спор по идее должен будет вернуться туда, где он был раньше. Большой теннис, гольф, конный спорт, гонки на яхтах. Профессиональные лиги по игровым видам спорта в небольшой размере могут остаться только в США и наиболее богатых странах Европы. Всё остальное это любительский спорт. Вероятен снова отказ от участия профессионалов в Олимпиадах. Профессиональный спорт как сектор экономики и так был сильно переоценен, теперь он может просто уйти в прошлое. И в итоге первенство Европы и США в спорте может быстро исчезнуть. О России тут разговор отдельный. Вполне возможно, что спорт тут получит возможности для своего развития. И здесь для обеспечения успешного продвижения вперед нужно разрабатывать программы развития, нужно не ждать того, что вернется весна 40 года, а жить проблемами осени 46 года.

Конечно, хочется материться. Мое поколение пережило уже одну перестройку. Когда десятки тысяч производств по всей стране стали никому не нужны. Производства все либо разобрали на стройматериалы, либо на их месте открыли торговые площадки. А сегодня пришло время, и торговые площадки отжили свой век. Теперь получается, что всё во что инвестировали, снова становится неликвидом. Короче вопросов много. Осень 46 на дворе, и в весну 40 и даже 41и года возврата нам нет.         


Рецензии