Почему пора валить тем, кому пора валить. Притча

Люди, которые не устают галдеть о том, что пора валить, действуют на окружающих по-разному. Одних они расстраивают и нервируют, других укрепляют в «поравалильных» устремлениях. Я отношусь к первой категории. Поэтому от тоски душевной обратилась к знакомому мудрецу. Вместо ответа он рассказал мне старинную притчу.

Однажды к отшельнику за советом пришел староста деревни.

– Скажи, учитель, – почему одни люди считают, что родная земля силу дает, а другие хотят за морями счастье искать?

Старик пожал плечами:

– Не знаю. Чтобы врач поставил диагноз, он должен больше знать про больного. Расскажи мне о таких людях, а я дам тебе ответ.

Староста сел поудобнее на старую циновку, выпил предложенной воды, и стал рассказывать.

– Я управляю довольно большой деревней. Есть у нас и успешные люди, у которых скотина плодится и рис хорошо растет. А есть бедняки, к которым судьба спиной поворачивается. Первые вторым помогают. Все живут дружно, но несчастливо. Часто у нас в общине разлады. А все потому, что есть семьи, которые смуту наводят, ноют, стонут и рассказывают на всех углах, что живем мы в распоследней клоаке, что нет у нас прав и свобод. Как у нас праздник, они собираются в стаи и кричат, мол, чему радуетесь, вот в большом городе жизнь настоящая, а за морем в городах еще лучше. Пора уже всем туда ехать и жить в раю.

– Значит, плохо ты управляешь деревней, раз есть недовольные, – ответил монах. – Или не все ты мне рассказал.

Тяжело вздохнул староста:

– Строго говоря, учитель, не совсем я управляю этой деревней. Я, как честный человек, мог бы лучше. Но есть у нас жители, которые богаты оттого что связаны с воровским миром. Они-то и диктуют мне правила. Но жить и управлять по совести дают. Пришел я с ними к мировому соглашению, делюсь… А как иначе? Ведь делай я по-другому, для всех бы начались черные дни. Так что, может я и не совсем хорошо управляю деревней, но по совести. Прогнать злодеев мы не можем – другие придут. А эти хоть от кочевых бандитов нас надежно охраняют.

– Значит, на пустом месте твои смутьяны выступают? – спросил мудрец.

– Не могу я ответить на этот вопрос, учитель. Вот, и пришел разобраться, что надо сделать, чтобы перестали они остальным жизнь отравлять.

– Тогда скажи, мне, ты сам был в большом городе и за морями, о которых рассказывают твои бедолаги?

Староста простонал:

– Я много попутешествовал. И уверен, что ничто не приносит человеку счастье, кроме родной земли.

– А эти, которые за моря смотрят, они там бывали?

– Одни были, другие нет, – ответил староста, – им для жалоб знания не нужны, они мечтами живут. Да смуту наводят.

– Вот, что я тебе скажу, – ответил монах. – Ступай-ка домой. И сделай все, чтобы жизнь этих семей стала лучше. Может, жизнь их обделила, потому и стонут они. Скажи, чтобы все за них работали, все с ними делились, все их кормили, все им оказывали почет и уважение. А потом, когда решится или не решится вопрос, придешь ко мне.

Прошло несколько месяцев. И староста снова пришел к мудрецу.

– Учитель, – сказал он, – Все я выполнил. Почти полгода весь народ ради спокойной жизни работал за смутьянов, относился к ним как к министрам императора, помогал во всем. Даже женщины переодевались в лучшие наряды и музицировали им.

– Ну, и теперь они довольны жизнью?

– Учитель, нет! Они стали еще злее. Говорили, что живем мы неправедно, что управляю я плохо, что пора нам всем ехать в большой город, а то и за моря за счастьем. Портили всем настроение, будто высасывали из всех счастье и здоровье. Много мы сил на них тратим, ох много.

– Трудное дело тебе досталось, – ответил мудрец и покачал головой. – Иди домой и сделай все, чтобы помочь этим бедолагам уехать.

– Это мы пробовали! – воскликнул староста. – Деньги им собирали. Договаривались с родственниками в городе, которые помогли бы на первых порах. Но смутьяны продолжали стонать и говорить, что, либо «время их ушло, надо было раньше», либо «страшно детей одних отпускать», либо «кому мы там нужны».

– Ясно. Не хотят они никуда ехать, а только языком молоть хотят, – сказал мудрец. – Тогда иди домой. Подумай, поспрашивай эти семьи, чем они недовольны. И сделай так, чтобы их жалобы перестали быть напрасными. Скажут они, что ты плохо управляешь – ты к ним и относись плохо. Скажут, что другим жизни не даешь, подговори всех «других» приходить и ныть без конца. Вынуди смутьянов больше работать, и только с них дери три шкуры, чтобы в общий котел отдавали. Пусть не напрасны станут их стенания. А если выступать начнут, сажай под замок на несколько дней, пусть сидят и злятся.

Через полгода староста вернулся.

– Учитель! Ох и трудный ты мне задал урок. Сделал я все как ты приказал. Народ с воодушевлением отнесся к этой идее. Сделали мы жизнь смутьянов невыносимой. А они все равно никуда не ушли. Только ныть стали громче, работать меньше, и портить всем настроение сильнее.

Монах помолчал, посмотрел на дорогу и сказал:

– Думал я, что умеешь ты управлять людьми, умеешь учиться, что сам с первого раза поймешь, для чего я уроки тебе давал. Но нет. Бывают люди, которые в притчах живут, но этих притч не понимают. Иди домой, собери всю деревню, а особенно тех, кто на самом деле вашей деревней управляет, да и вызовите смутьянов на разговор. И пусть народ поставит им условие: либо уходят они семьями в свои выдуманные города да на берега глупых морей и претерпевают там всю ту же самую жизнь от других старост и командиров. Либо отрежете вы им языки, чтобы они перестали молоть чепуху, больше работали, не портили вам праздники и будни, и не мешали гордиться своей землей и делать ее богаче. А теперь уходи.

Ушел староста домой. Но очень скоро вернулся.

– О, учитель! Как же я благодарен тебе за совет! Покинули нас несколько месяцев назад смутьяны. И деревня расцвела. Все работают исправно, но и отдыхать стали лучше. Устраиваем мы праздники в честь родного края. Пляшем, веселимся. Все мы любим родную деревню. Нет больше яда в наших сердцах. Нет сомнений, что живем общим делом.

– А как бандиты ваши поживают?

– Даже они стали меньше дани от меня требовать, и больше дела делать – недругов отгоняют, слабым помогают. И еще новость – теперь в других деревнях стали люди ныть, что пора к нам ехать, чтобы хорошей жизнью жить. Приходят ко мне беженцы, которые хотят у нас поселиться. Скажи, принимать их в нашу общину?

Старик рассмеялся:

– Дано я понял, что ты глуп. Но не думал, что настолько. Неужели не понимаешь, что все, кто родную землю не ценит, тот и свою отравит и чужую. Нельзя к себе вместо одних смутьянов других пускать. Пусть научатся свой край любить и лелеять, а не гадить в нем. А бегать от одного старосты к другому, из одних краев в чужие только бездельники могут, да пустые болтуны. Иди и работай на благо деревни. И крепи в людях любовь – только это всех к счастью приведет.


Рецензии