Четыре ступени

Ранним утром, «Дающий мудрые советы», собирал в лесу на склоне скалы хворост. Даосский монах, решив немного отдохнуть, присел на камень и закрыл глаза. Он просидел так около пяти минут, наслаждаясь тишиной. Вдруг, монах услышал звук треснувшей ветки. «Дающий мудрые советы» открыл глаза и посмотрел в направлении звука. К нему приближался Гуожи один из деревенских жителей, который был его учеником.

- Добрый день, Мастер! - громко поприветствовал Учителя Гуожи и поклонился даосу.

- Добрый день, Гуожи! – ответил «Дающий мудрые советы» вставая.

Монах заключил в объятия любимого ученика.

- Рассказывай, с чем пожаловал, мой мальчик? – спросил даос у Гуожи.

- Мастер, в последнее время у меня странное чувство, мне кажется, что всё происходящее не совсем реально! Словно все ситуации, случающиеся со мной, никак меня не касаются. Это очень для меня странно, – задумчиво сказал Гуожи.

- О! Гуожи! Это прогресс в развитии твоего сознания. Ты мало-помалу поднимешься на вторую ступень в осознании Дао, – обрадовался монах.

- Вторую ступень? – переспросил Гуожи.

- Да, мой мальчик! Сейчас я расскажу тебе обо всём этом подробнее. Только нам необходимо присесть. Пойдём вон к тому поваленному дереву, там очень хорошо и к тому же тень от деревьев защитит нас от лучей восходящего солнца, – сказал даос поднимая вязанку хвороста.

- Учитель, давайте я вам помогу! – хотел было Гуожи взять хворост из рук монаха.

- Не надо, Гуожи! Хворост лёгкий, а идти нам недолго! Всего-то двадцать шагов.

- Тогда, после, разрешите помочь вам донести его до вашей пещеры?

- Это было бы неплохо! Если у тебя есть время!- кивнул монах.

- Есть, Мастер! Времени сегодня у меня предостаточно! Вчера я починил тележку, а сегодня моя Джу и дети поехали в город. До деревни дошли слухи, что туда приехали бродячие актёры, – ответил Гуожи.

- Бродячие актёры? – переспросил «Дающий мудрые советы»

- Да, Мастер! Дети очень захотели посмотреть на их выступление, – подтвердил Гуожи.

- Прекрасно! Твоим детям, я надеюсь, понравится. Я, когда был маленьким, очень любил бродячие театры и цирки! Столько великих талантов выбирают эту тяжёлую жизнь в постоянных разъездах. Мне в детстве всегда казалось, что их жизнь самое романтичное, что можно себе представить. Открою тебе секрет, Гуожи, я мечтал стать бродячим артистом и даже был им несколько месяцев! – вздохнув, сказал «Дающий мудрые советы».

- Вы никогда мне раньше об этом не говорили, Мастер! – удивился Гуожи.

- Я ещё о многом тебе не рассказывал, Гуожи! Всё впереди, если Путь подарит мне немного времени, – сказал опуская вязанку хвороста и присаживаясь на поваленное дерево даос.

- Путь обязательно, дарует вам ещё много лет жизни, Мастер! – заверил монаха ученик.

- Посмотрим. Так значит, ты говоришь, что начал замечать некоторые странности в своём восприятии реальности? – посмотрел монах на ученика.

- Да, Мастер! Словно всё, что происходит со мной – это какая-то игра!

"Дающий мудрые советы" поудобнее уселся на стволе поваленного дерева и начал:

- Гуожи, есть четыре ступени восприятия! Первая – это когда мир и события в нём кажутся реальными. Это самый начальный уровень сознания. Человек полностью погружён в то, что видит и слышит. И только это - ему кажется правдой. Второй уровень, который сейчас понемногу открывается тебе – это когда сознание воспринимает происходящее как игру и начинает, играя, получать от этого удовольствие. Третий уровень – это когда сознание поднимается над этой игрой, и способно не только наблюдать за другими как они играют, но и увидеть себя со стороны, играющим и как бы отделить себя играющего, от себя наблюдающего! Это очень высокий уровень Гуожи! Если человек достигает этого при жизни, то она прожита не зря! Такой осознавший больше не вовлечён в дела мира, хотя и делает всё, что от него требует его долг. И делает это самым совершенным образом!

Даос встал, собираясь идти.

- Мастер, вы не рассказали о четвёртой ступени!

"Дающий мудрые советы" сел на место и продолжил:

- Четвёртую ступень, Гуожи, описать словами невозможно! Это - сам Путь! Чтобы я ни сказал об этом, это будет лишь бледной тенью истины!

- Мастер, я хотел бы услышать даже о бледной тени! – взмолился Гуожи.

- Хорошо! Я попытаюсь! – ответил «Дающий мудрые советы». - Это такое состояние, Гуожи, когда наблюдать за игрой уже некому, когда самой игры не существует и всякое движение мысли отсутствует! Это состояние абсолютного покоя и безмятежности! Состояние начала и конца одновременно! Времени и безвременья! Как видишь, ничего, что могло бы ясно указать на то, каково это – достичь четвёртой ступени, я не могу!

- Мастер, а вы сами поднимались на четвертую ступень?

- Гуожи, я подошёл к ней очень близко, но пока решил остановиться! И поэтому, бегаю по первым трём ступенькам туда и сюда! Гуожи, ты обещал помочь мне донести хворост до пещеры, так? – прищурившись, спросил у ученика даос.

- Да, Учитель! Я помогу! – с готовностью ответил Гуожи.

- Вот и отлично! А когда придём ко мне, я угощу тебя прекрасным чаем, который может тебе показаться частью игры! – засмеялся монах. - Хотя на самом деле – так оно и есть!

 


Рецензии