Мелькнула ли в поэзии А. Блока Купчинская церковь?

1 ноября 1906 года в деревне Купчино была освящена церковь во имя преподобного Герасима. Церковь была давнишней мечтой купчинцев, её постройку задумали ещё в 1901 году, но на строительство постоянно не хватало средств. В 1904 году купчинское сельское общество получило неплохую компенсацию за отчуждение земель для строительства Императорского пути в Царское село и нужд Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. И вот, благодаря использованию этих денег, а также благотворительности потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Шустрова, как говорится, закипела работа. Изумительной красоты деревянная церковь в неорусском стиле была построена очень быстро, её украшали восемь куполов-луковок.
Священники церкви преподобного Герасима исправно несли долг своего служения, совершали обряды крещения, венчания, исповедовали прихожан. По воспоминаниям жителей деревни особенно торжественно проходило ночное Пасхальное богослужение, Рождественское же было более скромным.
1 августа 1914 года в России началась Первая мировая война, события которой разрушили все мирные планы жителей нашей страны. С Царскосельского (Витебского) вокзала стали отправляться на фронт военные эшелоны. Они проходили мимо деревни Купчино и мимо Купчинской церкви, которая располагалась вблизи железнодорожного полотна, а своим главным (западным) фасадом как раз и была обращена к железной дороге.
Ровно через месяц после начала войны, 1 сентября 1914 года, величайший русский поэт Александр Блок написал стихотворение, которое стало уникальной литературной иллюстрацией городских и мировых событий того времени:

Петроградское небо мутилось дождём,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали
Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие — не в лад — Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
………………….

В ритме этого стихотворения невольно слышится стук колёс уходящего на войну эшелона. А отправлялись на фронт большею частью теплушки, иногда к паровозам прицеплялись вагоны I-х и II-ых классов, переделанные под нужды войны. И, буквально через 15-20 минут после отправления эти эшелоны проезжали мимо Купчинской церкви. «И невольно крестилась рука…», – пишет Александр Блок. Вполне возможно, что эта строка – и есть мимолётное видение в окне вагона нашей церкви во имя Преподобного Герасима.
С четвёртого четверостишья поэт нас снова возвращает на Царскосельский (Витебский) вокзал и динамичность стихотворения продолжается ветром, раскачивающимся фонарём, надвигающейся стихией того самого хаоса бытия, которое возникнет и завьюжит читателей в поэме «Двенадцать». Но пока это ещё только опадающий осенний лист, и среди ветра и звуков надвигающейся мировой грозы ярко слышится сигнал к отправлению поезда:

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под чёрною тучей весёлый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колёс и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.

Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!

Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это — ясная, твёрдая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?

Эта жалость — её заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть — её застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей…

Лирические герои стихотворения Александра Блока отправляются на фронт, и он уже знает каким пожаром разгорелось крупнейшее сражение Первой мировой войны – Галицийская битва. В первые дни войны его жена – Любовь Дмитриевна Блок ушла на войну сестрой милосердия, а отчим поэта, генерал-лейтенант Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, командовал боевой стрелковой дивизией. Когда он прибыл на краткую побывку домой, то его шинель была вся в крови. Александр Блок осознавал весь ужас надвигающихся событий. Что же касается железнодорожных составов, отправляющихся на фронт, то в первые дни войны дороги Российской империи сразу же были поделены на две части — дороги тыла (44 тысяч вёрст) и дороги фронта (22 тысячи вёрст). На фронтовых дорогах вся власть принадлежала Ставке Верховного главнокомандующего и действовали законы военного времени. Глядя на карту этого периода нашей истории, можно чётко увидеть, что железные дороги фронта начинались сразу же с путей Царскосельского (Витебского) вокзала. Пути же Николаевской (Московской) железной дороги были пограничными.
На фронтовых железных дорогах уже в первые месяцы войны оказалось 7 тысяч паровозов и 166 тысяч вагонов. Для перевозки войск в июле-августе 1914 года были использованы 50 процентов пассажирских вагонов I-II классов и около 15 процентов вагонов III-IV классов. На 12-й день войны железные дороги во фронтовой зоне достигли максимально возможного уровня движения поездов. Военные историки подсчитали, что в дни мобилизации на западное направление проследовало свыше 3500 воинских эшелонов.
Незадолго до написания этого стихотворения, 18 августа 1914 Александр Блок оставил пометку в своей записной книжке: «Встреча на Царскосельском вокзале с Женей <Ивановым>, Гумилевым и А. Ахматовой». Об этом же сохранились воспоминания и самой Анны Ахматовой, которая писала: «А вот мы втроём (Блок, Гумилёв и я) обедаем 18 августа 1914 г. на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилёв уже в солдатской форме). <...> Когда мы остались вдвоём, Коля сказал: “Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьёв”». Такова была суровая правда жизни, и в 1916 году Александр Блок тоже был призван на фронт. Что касается самого Николая Гумилёва, то он стал кавалеристом, офицером и героем Первой мировой войны, кавалером Георгиевского креста III степени.
Но вернёмся к Купчинской церкви. Именно мимо неё, по Царскосельской железной дороге и проходили военные эшелоны на Западный фронт. Со временем железнодорожные вагоны стали переоборудоваться в передвижные бани, вагоны-прачечные, составлялись поезда-столовые, санитарные поезда. А для того, чтобы представить себе как выглядели те самые вагоны первого, второго, третьего и четвёртых классов, которые тоже были приспособлены для отправки войск на фронт, нам достаточно вспомнить бессмертные строки великого поэта из стихотворения «На железной дороге», написанного ещё в 1910-ом году:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зелёных плакали и пели…

Действительно, с 1879 года вагоны на всех железных дорогах окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс – в синий цвет, второй – в жёлтый, светло-коричневый или золотистый, третий – в зелёный, четвертый – в серый. При отправке же их на фронт, с августа 1914 года, вполне возможно, что некоторые вагоны уже перекрашивались, однако, при этом сохранялись окна, через которые можно было и увидеть церковь. В теплушках тоже находились небольшие окна, которые выполняли функции загрузочного люка.
Памятник Первой мировой войне, который открыли на Витебском вокзале в 2014 году, изображает русских воинов Первой мировой, которые застыли на фоне открытой двери вагона военного эшелона; а сама композиция напоминает православный крест, слева на котором расположен герб Российской империи.
Что же касается самого поэта Александра Блока, то 7 июля 1916 года он был определён табельщиком 13-ой инженерно-строительной бригады, проходил службу в Белоруссии, и, кто знает, может быть и он видел в окно своего военного эшелона, проплывавшую мимо Купчинскую церковь?

P.S. Купчинская церковь преподобного Герасима находилась на месте, где современная улица Димитрова упирается в Белградскую. Несмотря на официальное закрытие церкви в 1938 году, службы там велись до начала Великой Отечественной войны. К сожалению, в 1942 году церковь разобрали. Её высокая колокольня и купола могли служить ориентиром для вражеских авианалётчиков. Материалы, из которых была построена церковь, пошли на укрепление землянок и траншей.

На иллюстрации: Церковь во имя преподобного Герасима, Фото 1927-1930 гг. c сайта kupsilla.ru


Рецензии