Памяти друзей!

Друзья!

Уходят и уходят из жизни друзья- природолюбы- и заменить их некем! Уже в том мире и Александр Федорович Меркер, и давно- Александр Николаевич Пискунов.
Память о них в книгах! Скоро в www.uralizdat.ru выйдет из печати очередная "Мой Ангел-хранитель".
В основу книги положены автобиографическое повествование и воспоминания уральского писателя-натуралиста А.Н.Пискунова  о своей жизни и деятельности по охране природы.
В сборник вошли статьи природозащитника, избранные дневниковые записи и переписка, а также публикации СМИ.
Издание иллюстрировано фотографиями из семейного архива автора.
Это будет уже третья книга моего покойного друга-природолюба. Первая "В глуши таежной" была опубликована в 2016 году; вторая "Где рождаются облака"- в 2017-м. Перерыв почти в четыре года обусловлен в том числе и финансовыми трудностями частного издательства С.В.Чумакова из Верхнего Тагила. Но они создались и в результате неважной продажи весьма ценных и уже раритетных изданий.
Все три книги Александра Николаевича  сохраню в своей домашней библиотеке! Они здорово освежают мои воспоминания  о совместных лесных походах, ночевках в таежных зимовьях, о долгих беседах о Живой Природе Среднего Урала.
Вот его безыскусный рассказ о соколе балобане, спасшем моему другу жизнь в годы его воинской службы в Средней Азии.

Вл.Назаров
***************

1.БАЛОБАН

Туркмения. Когда я слышу это слово, в памяти моей тут же всплывают экзотические картины этой теперь далекой страны. Снова вижу ее безоблачное небо, фиолетовые контуры гор, безбрежные просторы пустыни, с редкими кустиками верблюжьей колючки и кумачовые разливы маков на склонах холмов. В те далекие пятидесятые годы, будучи еще молодым лейтенантом, я в течение нескольких лет проходил службу в одной из воинских частей города Кизил-Арват. В отличие от большинства сослуживцев сильно тяготившихся службой в этой "дыре", я нашел здесь возможность общения с замечательной природой сухих субтропиков, где все было ново и интересно. В моей двухкомнатной квартире обитали многие представители этой страны. Ползали степные черепахи, ворковали туркестанские горлицы, топал по ночам ушастый еж. В самодельных террариумах обитали фаланги, тарантулы, скорпионы. Зная о моих интересах, сослуживцы постоянно поставляли мне различную живность. Однажды, во время несения караульной службы меня навестил один из моих приятелей, который предложил мне взять у него ловчего сокола, только что пойманного им на охоте. Ловчая птица в тот же день была доставлена мне прямо к месту службы, в караульное помещение.

Это был великолепный сокол-балобан размером несколько больше вороны. Я узнал его по продольным, бурого цвета пестринам на груди. В отличие от сапсана и кречета, балобан — это сокол степей и пустынь, способный брать свои жертвы, как в воздухе, так и на земле. На ногах птицы были надеты ремешки-ногавки, заканчивающиеся короткой бечевкой. Все говорило о том, что сокол был потерян хозяином во время охоты. Итак, я стал обладателем редкой ловчей птицы. Сокол спокойно позволял брать себя в руки и не проявлял никакого страха или агрессивности. Моему восторгу не было предела. Тогда я не мог и предположить, какую роль сыграет эта птица в моей судьбе, и какие испытания меня ждут в общении с нею.

Неприятности начались в тот же день. Поглазеть на это пернатое чудо собрался весь состав караула. Не избежал этого соблазна и солдат, стоявший на посту у караульного помещения. Случилось так, что в это самое время командиру нашей части полковнику Сорокину взбрело в голову проверить несение нами караульной службы. Беспрепятственно проникнув в караульное помещение, полковник дико заорал: — "Где часовой! Где начальник? Это что за отношение к службе! А это еще что здесь за орел!" — размахивая руками заорал полковник. Будучи не приученным к такому обращению, балобан рванулся к окну. Раздался звон разбитого стекла, и моя пернатая драгоценность оказалась за пределами караульного помещения. Вместо того, чтобы покорно выслушивать справедливый разнос высокого начальника, я выбежал на улицу, чтобы успеть поймать свой подарок. К счастью, сокол оказался поблизости и я тут же вернулся, держа в руках своего любимца. Мой поступок привел полковника в неописуемую ярость. Он громко бранился, угрожая мне трибуналом и выкрикивая выдержки из Устава караульной службы. Я же стоял перед ним по стойке "смирно", держа в руках сокола, совсем как заправский сокольничий перед разгневанным боярином.

Полковник тут же отстранил меня от несения службы, и я поспешил домой, чтобы накормить своего сокола. Приказом по части за преступно-халатное отношение к службе и незаконное содержание в караульном помещении "орла" мне было объявлено пять суток домашнего ареста. Несмотря на эту неприятность, я был счастлив. Ведь у меня был настоящий ловчий балобан.

Теперь большую часть свободного времени я проводил со своим любимцем. Конечно, возможности охотиться с соколом у меня не было. Но разве это так важно? Обычно сокол, которого я назвал Сенькой, сидел на спинке моей кровати. Здесь же он обычно и спал, повернув голову к моему лицу. Позади него на полу всегда лежала газета, которую я часто менял. В этом отношении сокол не представлял мне никаких неудобств. По утрам, чувствуя потребность летать, мой любимец мог часами махать крыльями, сидя на одном месте, обдавая мое лицо свежим воздухом. Сенька был очень понятлив и за все время проживания в моей квартире он ни разу не оставил своей "визитной карточки" на моей постели. Иногда я выпускал Сеньку на улицу, и он садился на крышу нашего дома, внимательно следя за окружающей обстановкой. Сначала я боялся, что он может улететь или напасть на пасущихся во дворе соседских кур. Опасения оказались напрасными. Стоило только показать Сеньке кусочек мяса, как он тут же прыгал у моих ног, требуя угощение. Получив его он отлетал в сторону и приступал к трапезе.

Видя это, соседский петух, сопровождаемый дюжиной кур, начинал осторожно приближаться к Сеньке. Когда куры приближались уже вплотную, то сокол распускал крылья и прикрывал свою еду от наглых кур. Когда же куры начинали надоедать, сокол быстро складывал крылья и удостаивал хозяина гарема сердитым взглядом больших черных глаз, в этом случае, опустив хвост и вытянув шею, петух позорно убегал. Его примеру незамедлительно удирало и все куриное общество, а Сенька начинал спокойно кормиться. Через несколько минут куриная процессия во главе с петухом снова начинала приближаться к соколу, и повторялось все сначала. Мне и моим соседям очень нравилось наблюдать за всем этим. Впрочем, смеялись не все. Однажды, одна из моих соседок по дому, принесла купленный на базаре большой кусок баранины и решила помыть его у водопроводной колонки, предварительно налив в тазик воды. Помыв кусок мяса, соседка подняла его, ожидая когда с него стечет вода. Сидевший на крыше дома сокол, рванулся вниз, и вырвал мясо из рук соседки. Кусок был слишком большим, и Сеньке пришлось волочь его по земле. Услышав вопли перепуганной соседки, я выбежал на улицу и поспешил отнять мясо у Сеньки. На крики прибежал и муж соседки, от которого перепуганная женщина требовала убить сокола. Нам стоило немало труда, чтобы успокоить перепуганную даму. Несмотря на возмещенный причиненный Сенькой ущерб, эта соседка еще долго продолжала сердиться на моего любимца.

Однажды Сенька напал на жившего в моей комнате ушастого ежа. После такой охоты его лапы оказались нашпигованными обломками ежовых иголок, которые мне пришлось добывать с помощью пинцета, а перепуганный еж в течение трех суток не вылезал из своего убежища под печкой. После этого случая сокол уже никогда больше не нападал на ежа.

Как-то в моей квартире побывали воры, которые похитили несколько ценных для меня вещей. Правда, воры взяли не все, и я был уверен, что их визит в мою квартиру повторится. Руководствуясь девизом "Мой дом — моя крепость", я привязал к спинке кровати ружье и направил его стволы на входную дверь комнаты, соединив курки ружья с дверью при помощи проволоки.

Теперь каждый, кто попытается открыть дверь, должен был попасть под выстрелы двух ружейных стволов, заряженных картечью. Читатель вправе осудить мой поступок, но я был молод и не отдавал себе отчета в том, к какой трагедии могло привести все это. Только потом я понял, что, руководствуясь местью, я сам встал на путь более опасного преступления, чем кража. В городе тогда действовали преступные группы. Грабежи, кражи и убийства были обычным явлением. Милиция бездействовала, и нам самим приходилось думать о своей безопасности. Уходя на службу, я оставлял Сеньку в коридоре, боясь, что он может вызвать срабатывание самострела. Приходя домой, я осторожно разряжал самострел и только тогда начинал кормить своих постояльцев.

В один из жарких летних дней, я заранее предвкушал отдых в прохладной квартире. Я решительно направился к дверям своей комнаты, совершенно забыв об установленном здесь самостреле. Я уже взялся за ручку двери, чтобы открыть ее, как находившийся в коридоре Сенька вцепился когтями мне в ноги. Отогнав сокола в дальний угол обширного коридора, я снова отправился к двери, чтобы открыть ее, но Сенька снова вцепился в меня. И только тут я вспомнил о самостреле и понял, какой страшной опасности подвергался всего минуту назад. Тело мое покрылось липким потом, и я почувствовал сильную усталость. Взлетев на спинку стоявшего в коридоре стула, Сенька уже спокойно наблюдал за тем, как я убираю самострел. Я один из тех людей, которые не признают ничего сверхъестественного. Однако странное поведение птицы сильно меня озадачило. Это было чудо, объяснение которому я не могу дать и сейчас. Раньше Сенька никогда так не поступал, даже будучи сильно голодным. После этого случая моя привязанность к Сеньке возросла еще более. Закончилось жаркое туркменское лето, и на вершинах гор появились белые пятна снега. Сослуживцы подарили мне в день моего рождения фарфоровую статуэтку хищной птицы. У своего дома я увидел поджидавших меня двух туркмен. Рядом были привязаны их лошади. После традиционного обмена приветствиями, один из них осторожно осведомился — не у меня ли живет ловчая птица?

Туркмены были жителями дальнего аула и приехали сюда, узнав о живущем у меня соколе. Старший из них пояснил, что еще весной прошлого года он доверил свою птицу другу, который потерял ее во время сильной бури в горах. При этом он показал на молодого, одетого в европейское платье, джигита. Аксакал так же пояснил мне, что каждый, кто поймает чужого сокола, обязан сообщить об этом в газете, передать сокола владельцу и получить от него вознаграждение за сохранение ценной птицы. В случае, если Сенька окажется не его птицей, то он готов купить ее. Я уже знал, что хороший ловчий сокол стоит здесь столько же, сколько стоит верблюд, а стоимость верблюда равняется стоимости "Волги". У меня и раньше находились желающие купить Сеньку, но я от этого уклонялся. В то же время меня беспокоила его судьба, так как меня стали часто посылать в командировки, и я боялся, что Сеньку могут украсть.

Старший туркмен назвал мне приметы потерянного им сокола, в числе которых было отсутствие когтя на одном из пальцев. Приметы Сеньки совпадали с приметами, данными аксакалом. Пригласив гостей в дом, я представил им Сеньку. И нужно было видеть, как заблестели глаза у этих людей при виде своего воспитанника. В качестве вознаграждения туркмены предложили мне тысячу рублей и двух баранов, но я от всего этого отказался. Разве можно было продавать того, кто спас тебе жизнь. Я знал, что Сенька возвращается в свою стихию, и был рад за него. На тумбочке, где рядом на спинке кровати любил сидеть Сенька, я поставил фарфоровую статуэтку хищной птицы, которая тогда заменила мне Сеньку.

Александр Пискунов
http://ecosystema.ru/

******************
2.Друзья и коллеги, новый 2021 год начался с тяжелейшей утраты.

Вчера, 2 января 2021 года в 20.00 в реанимации 50-й московской клинической больницы скончался блистательный охотовед и природоохранник, ветеран заповедного дела, охотничьей и природоохранной журналистики, талантливый публицист и поэт Д.В.Житенёв. Он 11 дней не дожил до своего 87-летия.
Дмитрий Валерьянович Житенёв родился 13 января 1934 года в Москве, в семье художников.
Свой жизненный путь Д.В.Житенёв выбрал в 1946 году, став воспитанником знаменитого КЮБЗа - Кружка юных биологов Московского зоопарка (он до конца жизни сохранил «кюбзовский» пропуск на территорию зоопарка). По окончании школы – истинно кюбзовское решение: поступил в Московский пушно-меховой институт, а после его ликвидации в 1955 году – продолжил обучение в Иркутском сельско-хозяйственном институте, закончив его в 1957 году и получив диплом биолога-охотоведа. Затем – распределение в Алтайский край, в государственную охотничью инспекцию.
В 1958 году в стране восстановлен ликвидированный (в 1951 году) Алтайский государственный заповедник. Весной 1958 Д.В.Житенёв становится сотрудником научного отдела заповедника – изучает копытных зверей и соболя, затем переходит в лесную охрану заповедника и возглавляет его Чулышманский отдел, затем – снова влился в состав научного отдела. Но летом 1961 года в стране происходит «второй разгром заповедников» и Алтайский заповедник снова закрыт.
Д.В.Житенёв возвращается в Москву, работает в охотустроительной экспедиции, в журнале "Охота и охотничье хозяйство" (1965-1970 гг., редактор), но затем – снова работа на ниве заповедного дела. Дмитрий Валерьянович на протяжении 9 лет трудится заместителем директора по научной работе Печоро-Илычского государственного заповедника.
В 1978 году Д.В.Житенёв снова возвращается в Москву и последующие годы связывает свою профессиональную деятельность с охотничьей журналистикой. Он был многолетним (1978-1991 гг.) заместителем главного редактора журнала «Охота и охотничье хозяйство» (напомню, что в те годы этот журнал был ещё и рупором заповедного дела), автором идеи возрождения сабанеевского журнала «Природа и охота» (издавался в 1992-2003 гг.), членом редакционного совета "Российской охотничьей газеты". Его перу принадлежит ряд популярных книг по охотничьей тематике, в Интернете у Дмитрия Валерьяновича был личный интереснейший сайт – «Тайга – мой дом». До последнего времени Д.В.Житенёв радовал нас, публикуя в Интернете (в т.ч – в Фейсбуке) замечательные рассказы-воспоминания и чудесные фотографии. А еще Д.В.Житенёв писал стихи…
Дмитрий Валерьянович Житенёв был человеком-легендой. Ему посчастливилось учиться и работать под началом ярчайших личностей: П.П.Смолин (КЮБЗ), П.А.Мантейфель (МПМИ), В.Н.Скалон (ИСХИ), В.В.Криницкий (Алтайский заповедник), Г.Г.Шубин (Печоро-Илычский заповедник), О.К.Гусев (журнал «Охота и охотничье хозяйство»). Он был близко знаком с отцом Александром Менем, писателем О.В.Волковым и многими другими людьми, вошедшими в историю нашей страны.
ДМИТРИЮ ВАЛЕРЬЯНОВИЧУ ЖИТЕНЁВУ – ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Всеволод Степаницкий, биолог.
****************
3.ПЕГИЙ ЛОСЬ,
бредущий краем Вайоминга

Эти фотографии, появившиеся в российских охотничьих группах соцсетей (как у нас, к сожалению, водится, без указания источника), сделаны, скорее всего, в Северной Америке.
В 2013 году они появились на сайте одной из радиостанций Вайоминга (США) с краткой заметкой, озаглавленной “Редкий пятнистый лось замечен в Вайоминге” (clck.ru/ShH8e).
Правда, ещё в 2012 году на форуме охотников на крупную дичь охотник из Монтаны (США) написал (clck.ru/ShH9X), что эти фотографии только что прислал ему по электронной почте дядя; в сообщении было написано, что фотографии сделаны в Альберте (Канада).
С сайта Фейсбук.
**********************
4.Брянский Лес

Первые экскурсии к зубрам в заповедник "Брянский лес" в новом, 2021 году, состоялись! Сегодня зубров увидели и узнали историю их восстановления в мире, в стране и на Брянщине около 30 человек: жители Брянска, Локтя, Москвы, Казани, Санкт-Петербурга.
; В ближайшие дни экскурсии к зубрам продолжатся: расписан каждый праздничный выходной день. А зубры рады гостям: те привозят с собой морковь и яблоки, от которых невозможно отказаться, если ты зубр)
; Ещё наши гости не забывают пернатых: многие прихватили с собой семечки и пополнили кормушки на центральной усадьбе заповедника "Брянский лес". ; И пополняется наша копилка, в которой мы собираем  средства в помощь собакам и кошкам брянского приюта "Муха".
; Напоминаем, что центральная усадьба заповедника "Брянский лес" работает каждый день, весь день. Визит-центр с сувенирной лавкой открыты с девяти утра до пяти вечера.
http://www.bryansky-les.ru/

****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
4 января 2021 года.
 


Рецензии