Предание о святом источнике
- О, верные ученики мои. Вам следует отправиться в долгий и нелегкий путь в страну первозданных лесов, в город Великий Булгар, стоящий на реке Итиль. По прибытии же представьтесь табибами и ждите у ханского дворца, пока вас не призовут. И да свершится милость Аллаха и к вам, о возлюбленные мои, и к жителям этого славного государства!
Долго добирались сахабы в Великий Булгар, преодолевая с купеческим караваном и выжженные солнцем пустыни, и горы, и степи, и зеленые долины, и шумные города, посетив по пути не одно государство, пока, наконец, под звон медных колокольчиков, повязанных на шеи верблюдов, не прибыли они, куда им было повелено.
Великий Булгар в те времена славился, как один из крупнейших и необычайно богатых городов. Кого только было ни встретить на его оживленных, многоголосых базарах, улицах, площадях, на пристани у реки, полной различных судов, белеющих парусами! Остановились они на окраине города в одном из многочисленных караван-сараев. После продолжительного пути, на мягких войлочных коврах, которыми были выстланы полы и ложа в гостиных, возлежали, отдыхая или подкрепляясь горячей пищей, которая готовилась тут же, во дворе, на огне и в дыму очагов, купцы и путешественники со всего мира: и из стран запада, за сумеречными лесами которых солнце укладывается на ночлег, и с лучезарного китайского или индийского востока, и с юга, из сказочной Персии или из владений Багдадского халифа, и даже с севера, где люди проживают в домах изо льда и одеваются в звериные шкуры. У городских ворот ни на мгновенье не умолкали рев верблюдов, ослов, мулов, груженных самыми удивительными товарами: сладостями, специями, кулями с рисом, рулонами драгоценного шелка, тончайшей фарфоровой посудой, изысканными, коваными изделиями из меди, золота, серебра. Из конца в конец по всему городу высились и уходили в небо украшенные резьбою хоромы богатеев, торговые лавки. День и ночь по улицам сновали люди: местные, иноземцы в непривычных, а порой и до того причудливых одеяниях, которые и во сне не увидеть.
И угодно же было такому случиться, что когда сахабы оказались у ханского дворца, на ступени его вышел глашатай и стал призывать: «Имеющий уши да услышит! Имеющий глаза да увидит!» - и возвестил о неведомой, страшной болезни, постигшей единственную ханскую дочь и о том, что великий и всемогущий хан обещает тому, кто излечит ее, отдать ее в жены и наградить неисчислимыми богатствами.
- Есть ли среди вас такие, кто обладает искусством врачевания? – заключил речь глашатай.
- Есть, - ответили сахабы и, опираясь на страннические посохи, выбрались из толпы.
Глашатай и стражники повели их во дворец и представили перед очи властителя.
- О, великий, - поклонились сахабы. – Мы хотя и обладаем некоторыми способностями к врачеванию, но мы только люди. Позволь нам воткнуть наши страннические посохи в землю, чтобы получить знак свыше. Чей посох оживет и покроется листьями, тот и удостоится милости от Всевышнего Аллаха взяться за лечение юной ханум.
- Да будет так, - повелел хан.
Окруженные толпами любопытных, выбрались святые странники на улицу, помолились и воткнули свои посохи в землю, недалеко от дворца, и вот посох самого молодого из них, которого звали Забар бин Тольке, к удивлению собравшихся, зазеленел, зашумел ветками, листьями и на глазах у всех превратился в юную, тонкую березку. Но чудеса на этом не закончились. Из-под корней деревца, журча и сверкая невероятно чистой водою, забил ключ.
- О, великий, - поклонились сахабы, обращаясь в хану, - вот этот человек, кому доверено Всевышним лечение вашей дочери.
К новоявленному источнику привели ханум. Она была так слаба, что ее придерживали под руки несколько прислужниц. Тощая, согнутая неизвестной болезнью, она стыдливо прятала пожелтевшее и опавшее лицо свое, более похожее на лицо старухи, в бесчисленные покрывала, в которые куталась.
Забар бин Тольке попросил людей отвернуться, омыл несчастную водой, прочел над нею молитву, и когда народу вновь было дозволено лицезреть дочь своего повелителя, ее было не узнать. Девушка ожила, она вернулась к жизни, подобно тому, как ожил и зазеленел сухой и отполированный до блеска руками странника дорожный его посох. Из умирающего, согбенного и высохшего существа, на глазах у всех она вновь превратилась в красавицу, которая некогда вызывала восхищение у всякого, кто ее видел; глаза ее загорелись, плечи и грудь горделиво приосанились, щеки покрылись румянцем, нежным, тонким, каким в пору созревания алеет яблоко, прячась в зелени листвы. С возгласом радости бросилась юная ханум в объятия своего старого прослезившегося от счастья родителя.
Надо ли говорить, что Туйбике и Забар бин Тольке, как и было обещано ханом, поженились, дожили до глубокой старости и, в окружении многочисленных детей и внуков покинули этот мир счастливейшими из людей.
От березки той, что удивительным образом была порождена из страннического посоха, со временем разрослась небольшая, светлая рощица. А в нескольких шагах от источника, прозванного в народе именем Туйбике, осененная листвою, потянулась ввысь стройными рублеными стенами прекрасная мечеть.
Неисчислимому количеству больных и немощных принесла исцеление вода этого источника, паломничество к которому не прекращалось не одно столетие, вплоть до тех трагических дней, когда город был разрушен ордами завоевателей.
Существует и другая версия этой легенды, согласно которой ожили и превратились в березки посохи всех троих прибывших в Великий Булгар странников. Из прутьев этих березок праведники связали веник, попарили умирающую в бане, отчего та и выздоровела. Принимая во внимание, насколько популярна в татарском народе баня, - вы не встретите ни одного двора ни в одной даже самой захудалой деревеньке, чтобы на задах его не чернело этого небольшого и пропахшего распаренными вениками бревенчатого сооружения, - версия вполне закономерная.
Из этого второго варианта становится известным имя хана - Айдархан и что дочь его Туйбике и Забар бин Тольке, которых он поженил, прожили в любви и согласии 25 лет. Ключ же стали почитать святым, и вода его, как говорят в народе, помимо того что обладала целительными свойствами, была еще и невиданно сладкой.
Нынче от этого источника ничего не осталось, даже кучки камней, в которых он когда-то журчал, как не осталось и самого Великого Булгара, давно уже превратившегося в руины и поглощенного землей и лесом.
***
Примечание.
Вторая версия записана Н. Ибрагимовым в 1973 году в городе Куйбышеве со слов местной жительницы Фатимы апы.
Сахабы – сподвижники и ученики пророка (араб.)
Табиб – лекарь (тюрк.)
***
Свидетельство о публикации №221010400448
До чего красивую легенду Вы здесь представили!
Она дышит поэзией древности и пленяет потическими описаниями.
И история чудесного исцеления Туйбике не вызывает сомнений!
Благодаря Вам, Ануар, заинтересовалась столицей Великой Булгарии и с удивлением обнаружила, что это, возможно, - Казань! От этого история показалась еще ближе.
Благодарю Вас!
С уважением,
Нина Апенько 03.03.2024 12:24 Заявить о нарушении
С уважением
Ануар Жолымбетов 03.03.2024 19:00 Заявить о нарушении
Но прочитала Ваше чудесное, живое, образное описание караван-сарая и безотчетно отнесла столицу ближе к Средней Азии. Очень неравнодушна к тем местам.
У меня есть рассказ "Степь", он как раз об этом.
Нина Апенько 04.03.2024 16:46 Заявить о нарушении