О тучных годах и атрибутике власти

Ранней весной прошедшего года, электронные средства массовой информации, запестрели высказыванием министра финансов Российской Федерации, что «тучные годы» в России закончились. Отметив про себя некоторое противоречие высказывания хранителя российской казны словам Президента Российской Федерации, сказанным за месяц до этого, о том, что вот как раз сейчас и наступило то самое время, когда нам всем надо «обрасти жирком», вспомнилось, что в первый раз словосочетание «тучные годы» прозвучало из уст другого российского государственного деятеля, и тоже бывшего министра финансов, несколько лет тому назад, но при несколько иных обстоятельствах. Уже тогда, это архаичное словосочетание, произнесённое высоким должностным лицом, вызвало у меня большое любопытство и настороженность, ожидая, что огромная армия различных политологов, предсказателей, блогеров и проч., обязательно найдёт аналогии и параллели к этому словосочетанию, с которым связана удивительная библейская история вознесения человека из низов общества, по сути - раба, на вершину власти, и порабощения им всего населения отдельно взятой древней страны. Так как этого не произошло ни в первый раз, ни в другой, позволю себе своими словами кратко пересказать суть той древней истории. Более пытливые умы, предпочитающие классический библейский язык, смогут погрузиться в первоисточник, каковым является иудейская Тора (или Моисеево пятикнижее), которая входит в еврейскую библию Танах, которая, в свою очередь, изложена в Ветхом Завете, который, совместно с Новым Заветом, представляют из себя христианский канон, или, проще говоря, Библию.

Некоторая предыстория. Патриарх Яков (он же Израиль), сын Исаака, внук Авраама, имел жён. Положено ему было иметь одну жену, но он имел двух — Рахиль и Лию, которые были сёстры. (Как и почему это произошло — это не менее занимательная история, но не имеющая отношения к настоящему изложению). У его жён Рахили и Лии были две служанки — Валла и Зелфа соответственно, которых Яков так же имел как своих жён. Эти четыре женщины родили Якову 12 сыновей, позднее известных как колена Израилевы. Не перечисляя всех сыновей поимённо, назову одного, являющегося «героем» описываемой истории — его звали Иосиф, сын Якова от Рахили. Оставляя в стороне древние юридические тонкости о законнорожденности и первонаследии, отмечу, что братья жили не так, чтобы дружно, но до братоубийства, в отличии от трагедии с Каином и Авелем, у них не доходило. Но всё же, ненависть к Иосифу и жажда наживы будущих колен Израилевых оказалась сильнее родства и однажды, воспользовавшись подвернувшимся случаем, братья продали Иосифа торговцам-измаилтянам из проходившего мимо их полей каравана верблюдов. Так Иосиф оказался в Египте, где он опять был продан, но уже начальнику телохранителей фараона. Начальник телохранителей фараона определили Иосифа управлять своим домом и служить своей супруге, которая, выражаясь современным языком, положила на Иосифа глаз и стала принуждать его спать с ней. Но Иосиф был умным и своих глаз на супругу начальника телохранителей фараона не поднимал и никаких вольностей с ней себе не позволял, чем очень сильно раздражал супругу начальника, которая решила ему отомстить за небрежение к ней и его уклонение от её тела. В другой раз, когда Иосиф вошёл в квартиру супруги начальника телохранителей, чтобы служить ей, она сорвала с него одежды, чтобы он лёг с неё спать, но Иосиф вырвался и выскочил на улицу без одежды. Супруга же начальника телохранителей созвала всех домочадцев, а потом и мужа и, показав одежду Иосифа в своих руках, сказала, что этот «раб Еврей» хотел её изнасиловать. Натурально, Иосиф оказался в камере. Но, так как он был умным, то и в тюрьме он стал авторитетным и был определён руководить всеми заключёнными. А ещё он растолковал сны двух своих сокамерников, которые сбылись. В результате один сокамерник был амнистирован, а другой лишился головы. Спустя года два, фараону приснился странный сон, что видит он семь тучных коров, выходящих из воды, а потом семь тощих коров выходящих следом, и что тощие коровы пожирают тучных коров. А потом ещё один сон, в котором появляются семь полных колосьев, а за ними семь тощих колосьев, и что тощие колосья пожирают полные колосья. Никто не смог растолковать эти сны фараону. И тут бывший сокамерник вспомнил про Иосифа, томящегося в камере. Иосиф предстал перед фараоном и так растолковал его сны, что семь тучных коров и колосьев — это семь лет изобилия, а семь тощих коров и колосьев — это семь лет голода, которые последуют за годами изобилия. И Иосиф дал дельный совет фараону, собирать дань с народа Египта в тучные годы, чтобы в последующие голодные годы эту собранную дань продавать народу Египта по хорошей цене, предварительно назначив надёжных надсмотрщиков за сбором дани, которые с рвением исполнят волю фараона. Конечно, Иосиф, как самый разумный и мудрый, был назначен фараоном главным надзирателем над всей землёй Египетской и за сбором дани, а себе в помощь Иосиф пригласил отца Якова и своих братьев, не забыв отомстить им, однако, за их былую гнусность в отношении его самого, а фараон же предался земным радостям. За семь тучных лет закрома фараоны были забиты хлебом под завязку. А когда наступили голодные времена, то народ Египта потянулся к дворцу фараона, чтобы купить себе у Иосифа свой же хлеб за свои же деньги, а потом купить и ещё, но уже за свой же домашний скот, так как денег у Египтян уже не осталось. И опять Иосиф выручил народ Египта, но и этого народу не хватило, чтобы пережить лихолетье.
…....
Бытие, Глава 47.
.
.
18. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
19. Для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
20. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
21. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

(Цитаты из книги Бытие по Синодальному переводу Библии на русский язык 1876 г.)
…......

Такая вот интересная и поучительная история случилась в земле Египетской примерно за 1700 лет до Рождества Христова, если верить сочинителям Библии и библеистам-исследователям.

6 апреля 2020.


Рецензии