Культурное наследие кроманьонцев - на Урале

Артефакты палеолита обнаружены случайно, однако автора заинтересовал каменный брусок, имеющий художественно - психологическую ценность, поскольку изображения на нем характеризуют развитие мировоззрения древних людей, населявших Южный Урал около 20 - 30 тысяч лет тому назад.

История странных и интересных находок началась в 2009 году, когда с сыном и внуком мы приехали из Сибири на Южный Урал к родственникам. Внуку, собирающемуся в первый класс, хотелось найти на Урале клад. Перед отъездом мы поехали купаться на реку Большой Ик, выше по течению от Мраково, на 5 км. И на низкой пойме, среди галечника внук нашел каменное колечко, а сын - каменные изделия, предположительно галечной культуры, в том числе скульптуру головы гуся, терку для зерна и другие. При этом он искал те гальки, которые были обработаны и удобно укладывались в ладони руки.

Следующая поездка состоялась в 2019 году. Меня, как геолога, интересовали геологические образцы, скальные обнажения, но в последние часы пребывания в родной деревне Кугарчи, а затем в Мелеузе, я пошел на берега рек Ямашлы и Белая, и подобрал среди галечника те камни, которые удобно укладывались в ладонь руки, и на мой взгляд имели следы человеческой обработки. Затем обнаруженные камни были сфотографированы и оставлены на Урале для последующей передачи в школы
Башкортостана.

Самые удачные и бесспорные находки, обнаруженные в течение 30-50 минут на берегу реки Ямашлы в деревне Кугарчи – это каменная скульптура утки-гуся, массивный каменный топор. А также орудия для выкапывания корней, для прокалывания шкур.

Позднее, после отъезда из Башкортостана, на фото небольшого каменного бруска, первоначально оцениваемого как зернотерка, мной были обнаружены миниатюрные гравюры и рисунки головы козленка, верблюда, охотника, медведя и орнамент ритуального значения.

Поскольку артефакты еще не были переданы в школьный музей, автор попросил переслать каменный брусок – зернотерку для дальнейшего изучения. Однако после получения бандероли с каменным бруском оказалось, что слой патины на бруске в кислой среде посылки перекристаллизовался и скрыл те образы, которые были на фото, сделанном через 20-30 минут после обнаружения бруска в русле реки. После обработки слабым соком лимона патина исчезла. Однако остались гравюры головы козленка, верблюда, медведя.

Каменный брусок имеет размер 135 х 35 х 25 мм. Голова козленка - 10 х10 мм. Голова верблюда - 15х10 мм. В руках охотника нож типа мачете. Выяснением способа нанесения художественных рисунков автор занимался в течение месяца и выяснил следующее. Каменный брусок представляет собой метаморфизованный мшанковый известняк темно-серого цвета.

Установлено, что человек каменного века почти не использовал узоры известняка-мшаника для своих рисунков. Гравюры головы козленка, верблюда и медведя не подчиняются узорам каменного бруска.

Камень заинтересовал кроманьонца как красивым узором, так и легкой обрабатываемостью.

В результате исследования выяснено, что гравировке предшествовало проведение углублений на камне твердым инструментом контура будущей гравюры. Затем наносились точечные углубления по контуру, на расстоянии 1 мм точка от точки. Диаметр точек 0,1 – 0,3 мм. Затем делались углубления, то есть создавался барельеф рисунка.

Однако образ охотника, расположенный на краю камня, был лишь частично оконтурен точками-углублениями и прорисован кроманьонцем белой краской. Состав краски неизвестен, он сохранялся лишь благодаря тому, что каменный брусок был обнаружен в русле реки, на мелководье. То есть, он не подвергался атмосферному и кислотному воздействию корней растений.

Видимо, рисунки охотника и орнамент были нанесены известковым раствором или белой краской неизвестного состава.

Если с рисунками и гравюрами животных и охотника все понятно, так как эта тема общепринята и общеизвестна среди исследователей артефактов палеолита, то узоры ритуального орнамента потребовали трактовки.

Изучение и осмысление артефакта привели автора к следующим выводам.

1. Каменный брусок и орнамент имели ритуальное значение, а брус был утерян одновременно с орудиями труда, где автор и нашел их, в результате некоего катастрофического события, так как все артефакты находились на площади около 10-20 кв. м.

2. Орнамент имеет суб-вертикальную осевую линию, которая внизу перечеркнута семью горизонтальными короткими линиями. Вероятно, горизонтальные линии знаменуют отсчет семи дней. Орнамент вверху заканчивается изображением месяца, от которого вверх отходят 4 короткие линии. Они, вероятно, характеризуют 4 четверти луны (4 раза по 7 дней) в одном календарном месяце.

3. Вероятно, числа 7 и 4 имели практическое значение для людей каменного века: 7 – это продолжительность четверти лунной фазы, 4 – число четвертей от полнолуния до полнолуния. Следует ожидать повторяемость на других петроглифах палеолита также и числа 13, равного количеству лунных месяцев между летними солнцестояниями в зените, то есть числу лунных месяцев в году.

4. Над гравюрой верблюда, слева от его головы находится миниатюрное изображение полной луны, расположенной на вершине вертикальной линии, которая перечеркнута 4-мя короткими горизонтальными линиями. Вероятно, эти линии также показывают число четвертей луны в одном лунном месяце.

Форма и качество обработки инструментов, в первую очередь каменного топора позволяет отнести все находки, обнаруженные у деревни Кугарчи на площади около 10- 20 кв. м, к палеолиту. А достаточно низкое качество топора, каменного ножа, наконечника копья позволяет отнести их скорее к среднему палеолиту, но не к верхнему. Однако мнение может быть ошибочным.

Многократные прорисовки белой краской ритуальных орнаментов на бруске и повторные нанесения гравюры головы козленка на бруске указывают на длительное использование каменного бруска.

После обсуждения предназначения каменного бруска пришли к следующему выводу о возможном применении бруска.

Отсчет месяцев в году по лунному летосчислению требовал знание начального момента для счета. Это – время летнего солнцестояния, когда солнце в зените на любой широте, то есть угол наклона линии от наблюдателя к солнцу максимален. В этом случае, если каменный брусок поставить торцевым основанием на горизонтальную плоскость и направить длинную ось бруска к солнцу, то тени не будет.

Это возможно лишь в полдень в момент летнего солнцестояния в зените, то есть 21 июня. Наклон поставленного торцом на горизонтальную плоскость бруска равен 75 градусов, что соответствует летнему солнцестоянию 21 июня на широте Душанбе,
Ашхабада, Северного Ирана, Афин. Это позволяет предположить, что миграция людей каменного века, владевших найденными инструментами, когда-то началась с этой широты, равной 38,5 градусам северной широты, где был изготовлен и откуда и был вывезен каменный брусок.

Здесь представлена лишь часть исследований, связанных с находками артефактов на Южном Урале, но и это позволяет частично осознать психологию и творчески-интеллектуальные возможности первобытного человека, жившего более 20 тысяч лет тому назад на территории Евразии.

Хочется подчеркнуть, что артефакты найдены в каменной россыпи среди галек на низкой пойме рек Белая, Большой Ик, Сурень, Ямашлы могут не представлять интереса для профессиональных археологов, поскольку их нельзя привязать к культурным слоям. Часть находок передана краеведческому музею Кугарчинской средней школы (Зианчуринский район), а другая часть хранится в Мелеузе для передачи музею местной школы


Рецензии