Каховский и Милорадович

14 (26) декабря 1825 года в России состоялась последняя попытка дворцового переворота. В советское время из участников мятежа на Сенатской площади сделали героев и борцов за народное счастье против самодержавия. Хотя однозначно говорить, что декабристы вывели полки на площадь для того, чтобы народу было лучше – не стоит. Солдат они вывели обманом, да и затеи их были далеко не такими красивыми. Кроме того, среди участников мятежа были очень разные люди. Например, один из самых известных - Петр Каховский.

Петр Григорьевич тщательно нарывался на то, что случилось по результатам следствия по делу декабристов. Из тех пяти человек, кого из декабристов повесили, он заслужил это больше всех. Целиком и полностью, от начала и до конца.

Этот «золотой мальчик», как назвали бы его сейчас, родился в 1797 году в семье помещика, владевшего имением в Смоленской губернии. Как и положено мальчику из дворянской семьи, когда подрос, он был отправлен в Московский благородный пансион.

Интересное началось еще до восстания декабристов. Когда в 1812 году Москву заняли французы, Каховский не покинул город с остальными москвичами. Нет, он остался в городе, где юноша дружил с французскими солдатами, так как прекрасно говорил на французском, как и положено отпрыску дворянского рода. А заодно обчищал оставленные москвичами дома и пьянствовал с французами.

В 1816 году Каховский поступил в армию юнкером. Через несколько месяцев был разжалован и отправлен на Кавказ. Вы думаете, за то, что был своболюбив и вольнодумец, как положено будущему декабристу? Нет, наказали его:
«за неблагопристойности, неплатеж денег в кондитерской лавке и лень в службе».
Правда, на Кавказе ему все-таки удалось дослужиться до поручика и в 1821 году, аж в 24 года, выйти в отставку. Барин изволил наслужиться.

К этому моменту наш герой получил наследство. Распродав 246 полученных крепостных, он быстро промотал наследство, после чего в 1824 году перебрался в Петербург, рассчитывая найти богатую невесту. С богатой невестой как-то не сложилось. Например, сватался к Софье Салтыковой, но та поняла, что господину Каховскому нужно ее приданое, а не она сама. В итоге «амур» не состоялся. Но тут Каховского познакомили с Рылеевым и его жизнь заиграла новыми красками. Он стал членом тайного общества.

Справедливости ради, надо отметить, что тайному обществу Каховский был верен, тем более, что жил он за счет Рылеева. Впрочем, за содержание надо было платить. Поэтому Каховский дает согласие стрелять в императора.

В день мятежа Каховскому отдается поручение стрелять в Николая. Но что-то пошло не так, хотя пистолет был приготовлен. Вместо Дворцовой площади Каховский оказался на Сенатской.

Там Михаил Милорадович, смелый и удачливый генерал, всегда живший на широкую ногу, не кланявшийся пулям и при этом ни разу не раненный, хотя регулярно лез в самое пекло, уговаривал солдат прекратить бунт и идти присягать Николаю. Солдаты уже склонялись пойти за генералом, которого знали и уважали все. И тут Каховский выстрелил в Милорадовича. В спину.
Кстати, на всех картинах, связанных с этим моментом восстания декабристов вы не найдете правдивого изображения этого момента. Везде, где изображен этот выстрел, Каховский стреляет спереди, а не в спину, как было на самом деле. Но есть показания очевидцев и следственное дело, в котором это все подробно описано. А картины... К декабристам принято относиться романтично. А романтика с выстрелами в спину не очень сочетается.

После выстрела в Милорадовича, Каховский стрелял еще и в полковника Стюрмера, отказавшегося перейти на сторону восставших и заявившего, что уже дал присягу Николаю.

Милорадович и Стюрмер умерли через несколько часов. Кстати, Милорадович, понимая, что умирает, выписал всем своим крепостным вольные. Ни один из пламенных и гордых декабристов, вышедших на Сенатскую «за народ», этого сделать не потрудился. Это один из моментов, который надо знать, говоря об их революционности.

В дальнейшем Каховский дерзил на следствии тем, кто его допрашивал. В итоге попал в число пяти человек, которых решили наказать показательно. Не за дерзость на следствии, конечно, а за бунт, обман и убийство Милорадовича и Стюрмера. 13 июля 1826 года, когда казнили пять приговоренных к повешению декабристов, четверо из них обнялись и попрощались. Каховскому никто не подал руки. Выстрела в спину честному офицеру и герою Михаилу Милорадовичу ему не простил никто, в том числе и сами декабристы.

Двенадцатого октября 1771* в Селе Вороньки Полтавской губернии родился Михаил Милорадович, будущий генерал от инфантерии, любимый ученик Суворова, граф, кавалер ордена Андрея первозванного и генерал – губернатор Санкт-Петербурга.
В детстве Михаил получил прекрасное домашнее образование, а в возрасте 12 лет был отправлен учиться математике, географии, языкам и военной науке, с начало в Германию, потом во Францию.

Через 4 года, вернувшись в Россию, Михаил Андреевич в возрасте 16 лет поступает на службу в чине прапорщика в Лейб-гвардии Измайловский полк.

Первый раз на войну молодой офицер попадает в 17 лет. Начиналась русско-шведская война 1788-1790г. Проявив себя храбрым и талантливым командиром, Милорадович получает первое продвижение по службе. Вместе с Суворовым участвует в Итальянском походе. За свое бесстрашие получает уважение командования и заслуживает любовь солдат. Не будучи потомком знатного рода и не имея покровителя при дворе, в 27 лет получает чин генерала. Завистники начали говорить, что чин не по возрасту, но храбрость, талант и победы молодого генерала вскоре заставили их замолчать.

В 1810 году Милорадовича назначают генерал-губернатором Киева, им он будет два года, до начала войны с Наполеоном. С началом Отечественной войны Михаила Андреевича, как опытного генерала, вновь переводят в действующую армию.

На бородинском поле Милорадович командует арьергардом, сдерживает французов и не дает войскам Наполеона преследовать отходящую армию Кутузова. Именно Милорадович, отправился на переговоры с Мюратом, перед сдачей Москвы. Михаил Андреевич потребовал от командующего авангардом остановиться и дать русским войскам покинуть город со знаменами, оружием и артиллерией. В противном случае Милорадович пообещал Мюрату штыковой бой за каждую улицу, переулок и за каждый дом. Понимая, что Милорадович не шутит, и, не желая принимать уличные бои, французы позволили армии Кутузова вывести войска из Москвы. Сдача Москвы, но сохранение армии предрешило весь исход войны 1812 года.

Уже совсем скоро, преследуя отступающих из Москвы французов, совместно с казаками Платова, Милорадович выигрывает сражение под Вязьмой, и это несмотря на то, что силы французов по разным оценкам в полтора - два раза превосходили силы его отряда. Далее было освобождение Дорогобуржа, взятие Варшавы, победа в Лейпцигской «Битве Народов». В Париж Милорадович войдет вместе со свитой императора.

В августе 1818 года Михаила Андреевича назначают генерал – губернатором Санкт-Петербурга. При нем в городе появляется уличное освещение, реформируется театр, строится здание цирка, развиваются институты Путей сообщения, Педагогический и Инженерный, строится здание Артиллерийского училища, возводится Михайловский дворец. Стараниями Милорадовича в городе сокращается число питейных заведений, улучшаются условия содержания в городских тюрьмах, а сам Милорадович начинает разработку проекта отмены крепостного права, который впоследствии, намеревался предложить государю.

Во время самого катастрофического наводнения в Санкт-Петербурге (в ночь с 6 на 7 ноября 1824 г.) Михаил Андреевич сам участвует в спасении горожан, а затем руководит работами по восстановлению города.
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.
Эти строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник» как раз посвящены генералам Милорадовичу и Бенкендорфу.

Наград у Милорадовича было множество. Все их перечислять не стану. Как и Суворов, Милорадович удостоился звезды ордена Андрея Первозванного в бриллиантах. К ордену Святой Анны, ордену Святого Иоанна Иерусалимского, ордену Александра Невского ему так же были пожалованы бриллиантовые знаки. Дважды награждался золотыми саблями. В мае 1813 года получил титул Графа Российской Империи. Первый из генералов получил право носить золотые Императорские вензеля на эполетах. Единственный царский генерал, награжденный солдатским Георгиевским крестом. (За личное мужество при штурме Белграда в декабре 1806г., когда Милорадович возглавил штурмовой отряд и первым взобрался на крепостную стену.)

26 декабря 1825 года, когда на Сенатской площади стояли мятежные полки декабристов, к ним вышел митрополит Санкт-Петербургский Серафим и попытался уговорить солдат вернутся в казармы, его освистали и не стали слушать. Тогда к солдатам в парадном мундире выехал Милорадович. Приподнявшись на стременах, он обратился к солдатам: - Солдаты, скажите, кто из вас был со мной под Кульмом, Лютценом, Бауценом?» Солдаты стояли молча, многие опустили голову. Перед ними была «живая легенда», генерал, воевавший еще с Суворовым, командир, который неоднократно сам вел их в штыковую атаку, тот, под командованием которого они одержали десятки побед. «Слава Богу, – продолжил Милорадович, – здесь нет ни одного русского солдата!»

Декабристы понимали, что если дать возможность Милорадовичу продолжать речь, то скорей всего он уведет солдат с площади, авторитет генерала у солдат был безграничным.

Князь Евгений Петрович Оболенский штыком протыкает бедро Милорадовича, (впоследствии на следствии он будет утверждать, что целил в лошадь, желая, чтоб раненое животное унесло генерала с площади). Сразу после этого раздается выстрел Каховского.

Судьба часто бывает не предсказуема. Боевой командир, прошедший 54 сражения, десятки раз сам водивший своих солдат в штыковую атаку, генерал под которым в сражениях было убито 9 лошадей, ни разу не был ранен в бою, получил смертельную рану в центре столицы.

Уже, будучи дома, когда врач извлек из спины пистолетную пулю, Милорадович облегченно сказал: - Слава Богу, не солдатская, теперь я могу умереть абсолютно счастливым. На следующий день прославленный генерал Милорадович умер.

Историки советского периода однозначно считали восстание Декабристов положительным моментом в истории России. А участники восстания считались прогрессивными людьми, боровшимися за свободу русского народа. Нам всем хорошо известно, что сотни участников восстания был пожизненно сосланы на каторжные работы, а пятерых руководителей восстания приговори к смерти. Вот только один из приговоренных к смертной казни, Петр Григорьевич Каховский руководителем восстания не был, а смертный приговор получил за убийство Милорадовича.

Чтоб не бросать тень на одного из казненных декабристов, в советское время, про заслуги Милорадовича вспоминать было не принято, вспоминать про то, что он был убит в спину, тоже не любили.

Долгое время, в России не было ни то, что памятника Милорадовичу, не было даже памятной доски на здании в Санкт-Петербурге, где ранее была резиденция генерал-губернатора. Первый, и, по-моему, пока единственный памятник генералу Милорадовичу установлен только в 2015 году в Санкт-Петербурге.


Рецензии