Кривые зеркала? Эссе

Нет, не могу, не хочу его перечитывать. Кого-кого… Да Гоголя*… Ну да, согласна: классик, мастер языка, гордость наша, но всё равно… А потому, что раздражает длиннейшими диалогами своих героев. Ну, что это? Чичикова с Маниловым разговаривают аж на двенадцати страницах!.. О да, зато характеры выписаны ярко, но… А вот что «но». Скажи, разве в России тогда были лишь одни нравственные уродцы, которых Гоголь насобирал в «Мертвых душах», «Ревизоре», «Носе»?.. Вот именно, были и другие, но он…да и прочие наши классики… К примеру? А вот тебе пример. Драматург Николай Островский*. Он же высмеивал в своих пьесах купцов, а дворяне ему за это аплодировали потому, что купцов за плебеев считали, которым до них… голубой крови!.. никогда не дотянуться. А ведь именно из купцов вышло столько щедрых меценатов, строивших для народа больницы, школы, работные дома… Ну да, купцам от иронии Островского не убавилось… зато ему прибавилось денег, славы. И великому поэту Некрасову*, который вроде бы и сострадал русскому мужику, стонущем «под овином, под стогом, под телегой, ночуя в степи», но в то же время проигрывал в карты огромные деньги… Ну, для тебя в этом - ничего странного, а по мне… ведь все дворяне и столпы русской словесности, в том числе и Островский с Некрасовым, живя за счет крепостных и ратуя за их освобождение, тем не менее даже не пытались освободить своих рабов, хотя и имели на это право еще с начала девятнадцатого века, данное царём Николаем первым… Ой, подразумеваю, что, защищая их, хочешь только подзадорить меня, а я… Кстати, вот тебе и еще пример - Салтыков-Щедрин*, который своей сатирой восстанавливал общество против власти и о котором наш русский мудрец Василий Розанов* писал, что он «как «матерой волк» наелся русской крови и, сытый, отвалил в могилу»… Да не нападаю я на них! Но не очень-то благовидную роль сыграли они в развитии российского общества, как нам старались внушить в школе. Слушай, а, может, потому о них так много нам и говорили, что все они так или иначе были против царской власти?.. Ну, может, и не права, но думаю, что писали классики о тёмных сторонах жизни потому, что такое интересовало утомленных  балами дворян, которым хотелось иногда «кисленького» и хотя бы посочувствовать тем самым крепостным, за счет которых жили, а писатели… Да, а у писателей появлялась слава и деньги, но их творения создавали такой чудовищный образ России, что даже и теперь хочется её проклинать, а уж в те времена!.. А как же, и проклинали. И расшатывали лодку те, кто верил классиками, а с середины 19 века убивали градоначальников, царей. И опять же прав Розанов: «После Гоголя, Некрасов и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России. Мог быть только энтузиазм к разрушению России»…   А что «представители серебряного века»? Те тоже были хороши… Смеёшься. А смех твой какой-то подозрительный, не пойму: чего ты?.. Ага, завораживающая эпоха декаданса, серебряный век*! Нет, не надо, не читай мне из «них»... я сама много читала, и дай договорить, что накопилось… А вот что. Годы декаданса были эпохой беспросветного эгоизма творцов. Как же согласна с критиком… не помню его фамилии, который написал, что мир для них, как предмет любви, исчез, что они не искали смысла существования человека, ибо сама жизнь была им безразлична и даже противна, а в своих стихах были озабочены лишь поисками «новых форм самовыражения»... А что живописцы? Они тоже… Чего опять смеёшься? Ведь художники-авангардисты перечеркнули всё классическое искусство и своей кистью размыли, расчленили даже внешний образ человека. Не зря же самый скандальный из них, Малевич*, писал: всех реалистов я, мол, сбросил в могилу и запечатал своим «Черным квадратом»… о котором теперь талдычат как о шедевре искусства… Да какое это искусство! Может, только поступок… Да, поступок. А точнее - пиар, как сейчас говорят. Таких «квадратов» мой четырехлетний внук за вечер может написать с десяток, а значит… А то и значит, что такую картину, как Рембрандт*, он не напишет, а квадратов… Хорошо, хорошо, успокоилась, но и ты спокойно ответь: может, писатели классики и представители серебряного века, художники авангардисты, предлагая людям свои кривые зеркала, невольно помогали тем, кто устроил потом революцию и «счастливую жизнь»?.. Улыбаешься. Разводишь руками. Ну, тогда я… А вот, что я. Все эти классики и сами были кривыми зеркалами. Да и в советское время… спасаясь от лагерей и расстрелов*, «творцы» просто вынуждены были искажать реальность… То были не кривые зеркала, а мифы? Да врали, врали они! Вынуждены были врать, задавленные идеологией, а в наше время… А то, что и в наше время большинство «творцов» ласкают и убаюкивают обывателя, в изобилии предлагая  «микстуру» или жвачку, - лишь бы денежки платили! И жвачку эту, как средство забвения, большинство с удовольствием «хавает», как сами же «творцы» с презрением и говорят о потребителях своей продукции… Конечно, если хотят, пусть хавают, но во мне нарастает оторопь: так что же такое литература? Разве смогут её тропы привести человечество к «светлому будущему»?.. Не знаешь. Вот и я… Но все же послушай:               
                Ночь, улица, фонарь, аптека,               
                Бессмысленный и тусклый свет.               
                Живи еще хоть четверть века –             
                Всё будет так. Исхода нет.               
                Умрешь – начнешь опять, сначала             
                И повторится всё, как встарь:               
                Ночь, ледяная рябь канала,               
                Аптека, улица, фонарь.
И это чудо оставил нам один из ярчайших представителей декаданса Александр Блок. Так как же...  как - без «кривых зеркал?

 
*Николай Гоголь (1821-1852) - Прозаик, драматург, критик, публицист. 
*Александр Островский (1823-1886) - Драматург.
*Николай Некрасов (1821-1877) -   Поэт, писатель, публицист.
*Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889) - Писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».
*Василий Розанов (1856-1919) - Религиозный философ, литературный критик и публицист.
*Казимир Малевич (1879-1935) - Художник-авангардист польского происхождения. ,
*Рембрандт ван Рейн (1606-1669) - Голландский художник, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
*Серебряный век — Период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.
*Репрессии после революции 1917 года и Сталинские - после 1930 годов.
*Александр Блок (1880-1921) - Великий русский поэт, писатель.


Рецензии