Книгохроники литературоголика 2020. 3

КНИГОХРОНИКИ ЛИТЕРАТУРОГОЛИКА – 2020

3
Ну вот, посыпались отчёты о прочитанном в 2020. Надо ж и мне встрять. За первое полугодие я понемногу отчитался, а вот за второе…
«Книгохроники», можно сказать, отложены в долгий ящик. Как-то не до них. Пересматривал набросанное – про Лимоновскую поэзию, про повесть А.Лозовского «В невесомости», про Яхину со своей Зулейхой, такого шуму наделавшие, - как бездарный роман её, так и фильм-фантазия (не её) на тему проклятой сталинской тюрьмы народов, ну вы знаете. И про выдающегося графомана Беседина материала накоплено предостаточно. Он, кстати, жутко обиделся на меня, наверное, прочёл-таки предыдущую критику его, т.с., произведений, обозвал бездарью (чья корова – мууу?! ))), и вычистил из подписок и друзей. Пусть уж тешится.
Ну то есть, планов, как обычно, было громадьё, но увы. Возможно, кой-чего из набросков я подредактирую и вывешу для знакомства. А пока – кратко – осиленное во втором полугодии. В список вошли только стОящие вещи. Причём книжный аудиоформат – в том числе.

В.Набоков. Лекции по лит-ре.
(Пир духа!, как сказал бы один известный деятель).

Д.Осокин. Овсянки. Повесть.
(Сложно, многопланово, глубинно, смесь древности с современностью, да ещё и на марийском фольклоре, да ещё и,.. короче, я запутался, но – заворожился. Магический реализм помноженный на магический сюрреализм. Есть одноимённый ф-м, рекомендую).

В.Чекунов. Пластиглаз. Рассказы и повести.
(Местами грязный реализм, местами – гротесковая мрачнушка, типа детских страшилок, местами – мелодрамка, но – читать интересно. Прикольная беллетристика. Мне больше понравились его критические разборы современных росписателей – великолепно! Почерпнул из них много нового для себя).

В.Чекунов. Кирза.
(Советская Армия времён развала СССР. Правда жизни).

В.Чекунов. Шанхай: любовь подонка.
(Про любофф. Качественная беллетристика. Читается легко, потоково. Искушение обозвать «китайской «Лолитой», но…).

А.Кузьменков. Группа продлённого дня. Повести и рассказы.
(Высококлассные мрачные тексты!.. Постоянно слежу за виртуозно-злой критикой Александра Кузьменкова, правдоруб, что поделаешь, потому – не вписывается в соврруслитру).

Евг.Чеширко. Дневники Домового. Закрайсветовские хроники.
(Объективно – слабые тексты, подростковые. Содержание – проделки Домового и иже с ним. Но – берёт добрым юмором, игрой смыслов-слов, а к славянской мифологии и вообще – сказке, у меня детское пристрастие).

Л.Копелев. И сотворил себе кумира. Хранить вечно.
Л.Копелев, Р.Орлова. Мы жили в Москве.
(Одолел тянущуюся с прошлого года мемуарную эпопею. Это нужно читать, это нужно знать, и не забывать. Копелев – человек-эпоха. Снять бы фильм по мотивам его бурной жизни…).

В.Бондаренко. Поколение одиночек.
(Владимир – критик, главред газеты "День литературы". Привыкнув к распиаренным соврлитрусписателям, неожиданно открываешь для себя другую лит-ру – настоящую, серьёзную, болеющую за страну, талантливую, не премиальную. Оказывается – их - одиночек - много! В этой книге – 70. Вот кого нужно чтить и читать!).

Р.Медведев. Андропов.
(ЖЗЛ. Важное качество биографий известных людей – незаангажированный подход исследователя. У Роя Медведева сие присутствует. Хотя, он часто даже смягчает и оправдывает характер и поступки одного из случайных лидеров советского государства. Человек в эпохе – её заложник). 

Д.Клод. Франц Кафка.
(ЖЗЛ. Непредвзято, выверено, скрупулёзно, выписано с глубоким пониманием жизни писателя и вообще – человеческой психологии).

Д.Адамс. Автостопом по Галактике. Ресторанчик на краю Вселенной.
(Давно не читал фантлитры, решил расслабиться, не пожалел. Но и фильм обязательно посмотрите, одно взаимодополняет другое).

Дж.Барнс. Нечего бояться.
(Купился на аннотацию, мол, о смерти, о вере и атеизме. Ожидал серьёзного исследования. На самом деле – вялые автобиографические рассуждения, копание в грязном белье своей семьи, которые можно интерпретировать, как авторскую честность, с блёстками точных жизненных наблюдений. Рефлексии английского интеллектуала).

Дж.Барнс. Уровни жизни.
(По инерции прочёл следующую книгу Джулиана. То же чувство, что после первой – неудовлетворение, недоговорённость. Сюжетная несшитость. По-человечески  я сочувствую старому писателю – умерла любимая жена, опять рефлексирует, размышляет, близко. Но – к чему была первая, оборванная часть? Читатель сам должен сшить?.. Как по мне – топорно сработанная вещь. Тем более – для обласканного премиями писателя. М.б., действительно, лучше прочесть его романы?).

Х.Грун. Записки из Амстердамской богадельни.
(Рискну в моём рейтинге поставить эту книгу на первое место. Внешне – это непритязательное беллетристическое повествование в виде дневниковых заметок дедули, живущего в голландском доме престарелых, написанное с юмором. Внутренне – трагедия человека, прожившего жизнь и оказавшегося ненужным обществу. Доживание с новыми друзьями, их проделки на фоне болезней, это как бы чёрный юмор отчаяния перед падением в бездну. Вот такие книги стоят отдельного глубокого обзора и пристального внимания).
 
М.Кундера. Шутка.
М.Кундера. Вальс на прощание.
(Из тех авторов, о произведениях которых невозможно сказать двумя словами. Его романы многомерны. Закончив чтение, тянешься перечитать ещё раз. Настоящая художественная литература. При сюжетной простоте – глубинное исследование человеческих типажей. Когда простая рефлексия перетекает в общефилософские категории понятий. Моральные императивы, свобода и несвобода выбора, настоящая высокая любовь и прикрытая благопристойностью подлость, плюс художественный приём недоговаривания, тайны, присущей проживанию жизни в социуме и тайны маленькой жизни человеческой в одиночестве, наедине с собой. Для читателя-гурмана, к каковым причисляю себя, Кундера – пища для ума и чувств).

Кроме современной лит-ры, продолжаю заполнять лакуны: играл в аудио-классики с классиками:

Д.Дидро. Монахиня. (Удивил свежим, простым языком, будто написано не в 18 веке, а вот буквально, вчера. Да и типажи и освещённые проблемы – ну прямо современные. Вот что значит – великая литература (да ещё и в хорошем переводе!).
 
Г.Флобер. Воспитание чувств.

Дж.Лондон. Звёздный странник.

М.Твен. Янки при дворе короля Артура.

(Вообще, приобщаясь к шедеврам прошлых веков, видишь, как неумолимо идёт процесс деградации Слова. Особенно это заметно в англоязычной литературе. Современные «писатели», которые сейчас на гребне славы, не стоят и мизинца тех, великих! Что уж говорить о рядовом читателе, для которого приходится адаптировать «сложные для восприятия» тексты, сводя их к методичкам и произвольным пересказам содержания или, того хуже, формальным экранизациям).
   
4.01.20
а.т.


Рецензии