Белые снегири

Литературному объединению имени Ф.С. Шкулёва в 2020 году исполнилось 65 лет, но некоторые имена его участников остаются до сих пор не изученными, неизвестными широкому читателю. И вот теперь есть возможность рассказать ещё об одном замечательном поэте.
Александр Васильевич Панкратов – шкулёвец конца 80-х и начала 90-х. Председатель нашего ЛИТО Алексей Павлович Зименков познакомился с поэтом, когда Александр Васильевич некоторое время жил у своего брата Бориса в Видном, писал стихи и посещал занятия в Литобъединении. После операции на сердце Александр Панкратов стал инвалидом и не мог, как раньше, исполнять работу журналиста. В это время он и задумал выпускать периодическое издание, в котором могли бы напечатать свои стихи инвалиды. Эту идею Александр Панкратов осуществил в Ногинске, куда он переехал из Видного. Здесь увидели свет первые номера альманаха «Белые снегири». Но город Видное Панкратов не забыл. Здесь он познакомился с творчеством Евгения Зубова, полюбил поэзию человека с похожей судьбой. Попросил Алексея Зименкова прислать стихи Зубова, и вскоре напечатал их в своем альманахе.
Большие краеведческие изыскания о жизни Александра Панкратова и его деятельности провёл Валерий Иванов, руководитель Ногинского клуба любителей классической музыки и поэзии «Звучание». Его дедушка Иван Сергеевич Романов писал стихи, посещал в начале прошлого века Суриковский литературно-музыкальный кружок и был знаком с Филиппом Шкулёвым, имя которого носит вот уже более сорока лет наше литературное объединение.
Встреча видновских поэтов с любителями поэзии из города Ногинска состоялась по приглашению Валерия Иванова в октябре 2015 года. Собравшиеся любители поэзии города Ногинска услышали стихи поэтов из Видного, посмотрели фильм Видновского телевидения о нашем поэте из Мисайлова Евгении Зубове. Любителям поэзии из клуба были вручены книги поэтов из Видного и диски с аудио и видеозаписями.
 Поэта и журналиста Александра Панкратова к тому времени уже не было. Он родился 27 ноября 1938 года в деревне Сосково Талдомского района Московской области, в бедной крестьянской семье, в которой было 12 человек – бабушка, отец, мать и девять детей. Своим первым учителем в полном смысле этого слова Александр считал старшего брата Николая, который 5-летнего пацана учил разбирать буквы и слоги под картинками потрёпанного букваря, сам мечтал стать учителем, писал стихи, любил русскую классическую литературу и привил эту любовь младшему брату. Саша с пятого класса уже был юнкором, сотрудничал с «районкой». В 1957 году началась служба в армии, тогда армейские газеты «Крылья Советов» и «Знамя победы» на целых три года приняли его в семью военкоров. Получил в армии несколько специальностей, работал в разных отраслях народного хозяйства.
 Он рассказывал: «Кочевая жизнь, бытовая неустроенность, «вечный бой» с аморальностью и бюрократизмом, в конце концов, привели меня на операционный стол ИССХ имени А.И. Бакулева. Студент 4 курса факультета журналистики МГУ, с отличием окончил двухгодичный университет рабселькоров имени М.И. Ульяновой при МГУ. После сложной операции на сердце, находясь на больничной кровати с капельницей в груди, я сумел не только подготовиться к предстоящим экзаменам, но и закончить реферат по основам партийной пропаганды и теории журналистики, он вошёл в книгу «Память огненных лет», и курсовую работу «В.А. Гиляровский – репортёр XIX века».
После длительного лечения Панкратов вышел из больницы. Инвалид второй группы, он в полную силу не смог продолжать работать корреспондентом в газетах. Тогда решил всецело отдать себя стихам. Первый авторский поэтический сборник «У подножия Парнаса» помог издать директор ЗАО «Фарфор Вербилок» Вадим Лунёв, второй «Любовь и боль моя – Россия» вышел в 1994 году, затем последовали сборники «Смеяться, право, не грешно», «Прозрение» и «Над пропастью».
 Вскоре Панкратов подготовил к печати рукописи стихов поэтов Талдомского района, многие из которых были инвалидами.
 Пятнадцать лет он прожил в Ногинске, был штатным корреспондентом старейшей ногинской газеты «Знамя коммунизма». Писал стихи и выпускал альманах «Белые снегири», первый номер которого вышел в 1995 году. Это литературно-художественное и публицистическое издание инвалидов – благотворительное и безгонорарное.
 Название «Белые снегири» альманах получил не случайно. Обычные снегири – небольшие птицы размером с воробья с красно-чёрно-серым оперением. Белые снегири, как и все альбиносы, из-за отсутствия пигмента в глазах очень чувствительны к свету, имеют плохое зрение и в природе быстро погибают. Людям, ставшим инвалидами, как и белым снегирям, для выживания необходима поддержка.

В канун Нового 2002-го года в Центральном доме литераторов в Москве состоялась презентация сборника духовной поэзии «В начале было слово». На подведении итогов первого общеподмосковного конкурса литобъединений шкулёвцы из города Видное заняли первое место. Присутствовало много поэтов, стихи которых вошли в сборник. Среди них был и Александр Панкратов. Он читал свои стихи, рассказывал собравшимся о своей судьбе, о своём литературном детище. «Белые снегири» пользовались огромной популярностью, их зачитывали до дыр, а осенью 2003 года альманах был награждён Дипломом Союза писателей России.
 Панкратов продолжал самоотверженно работать, готовить очередной выпуск своего журнала, хотя здоровье его становилось хуже. Врачи были единодушны: болезнь зашла так далеко, что требовалась ампутация ноги. После операции Панкратов пытался ещё вернуться к своей журналистской и благотворительной деятельности, но это продолжалось недолго: шестого сентября 2005 года его не стало, не выдержало сердце…
 Несколько лет после смерти Александра Панкратова альманах не издавался, но были живы его многочисленные авторы. Благодаря усилиям неравнодушных людей, альманах «Белые снегири» вновь увидел свет. Любители поэзии могут найти его на российском литературном портале «Стихи.ру».

 «Белые снегири» отправились в новый полёт!


Александр Панкратов

Мой амулет
Я день за днём, за годом год
На жизни шнур нанизывал.
Полсотни лет прошло. И вот
Пора начать мне сызнова.
А связку прошлых дней и лет –
Стихов моих собрание –
Повешу словно амулет
На грудь воспоминанию:
Кого любил, что делал я
И мною где исхожено.
Пусть смотрят недруги, друзья,
А трогать – не положено.
Я берегу свой амулет,
Тот первый мой, дорожный.
На новой связке – десять лет,
Невзрачных, всё же прожитых.            


Рецензии
Спасибо, Татьяна, за интересный очерк! С уважением ЮЕ

Юрий Николаевич Егоров   21.01.2021 14:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, я рада, что дело помощи инвалидам не потерялось в куче других, рада, что нашлись продолжатели , творчество для многих является спасательным кругом в жизни

Татьяна Александровна Бирюкова   13.02.2021 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.