Виртуальное одиночество

Почти такое же, как реальное.

Вот ты сидишь в песочнице с детишками, которые сосредоточенно лепят свои куличики. Хорошие дети: песком не кидаются, не дерутся, вежливо показали, какие формочки можно взять и где ведёрко с совочком. Разумеется, ты можешь тут повозиться: построить трёхъярусный дворец, ухлопать ладонями прилежащую территорию, сформовать толстые стены ограды и слепить, крепко сжав горсть влажного песка, красивые плотные шары. Одним украсить верх строения, ещё пару-тройку разместить на ответственных участках стен. А если сыщется несколько маленьких стеклышек, так ещё и вдавить на втором ярусе «окошечки»!

Стоп, стекло в песочнице уже давно недопустимо и травмоопасно. Эта ведь не та куча песка, которую привёз и высыпал у забора твой дед, чтобы вместе с тобой там играла ребятня со всей улицы.

Тогда, может, куличики? Ты можешь наваять целую инсталляцию куличиков, классических и «авторских», с переподвывертом! Попробуй – сам ахнешь от того, что получается.
 
Но ты не станешь пробовать. Ты понимаешь, что место самого лучшего лепщика куличиков в этой компании занято. И все остальные места тоже. Воспитанные дети могут даже сдержанно похвалить твой труд (кто-то неизбежно состроит кислую мину, а кто и, будто нечаянно, подковырнёт сыпучий материал), но ты никого не впечатлишь, только займёшь пространство, которого лишь на первый взгляд «ого сколько».

И ты сидишь, вытянув ноги вдоль деревянного бортика, чтобы не мешать им, сосредоточенно проживающим часы своего детства, плотно насыщенного событиями и эмоциями . Тебя не гонят, но лучше уйти. Если только ты не готов стать ценителем, зрителем, слушателем, навек преданным поклонником их многочисленных талантов – эти вакансии обычно свободны.

Но лучше уйти. Наблюдатель, как известно, влияет на ход эксперимента. Тот ли ты наблюдатель?

***
У тебя есть смартфон? Так может, в чатик?

По сути - та же песочница. Еда. Котики. Интеллектуально развивающие игры! Тем более, что и котик у тебя имеется. Красивый пушистый, фотогеничный как все котики. В меру наглый. Хотя… ногу сегодня в кровь разодрал. Опять. Пора когти стричь. Если б он ещё давался, засранец. От блох капли не подействовали, надо что-то ещё придумывать. И корм – вот животрепещущая, вечно актуальная тема! Чем кормить кота, чтобы не посадить ему почки? Мимимишность котиков не защищает их от перспективы мучительной смерти при необратимом поражении почек. Как сюсипусечная умилительность младенца не гарантирует ему защиту от нищеты и хронического алкоголизма лет в сорок. В обществе, где востребовано только «свежее мясо». На убой.

Вернёмся, однако, к теме корма. Это ведь должно быть близко всем котовладельцам? Значит, не сочтётся за флуд, хоть и не относится к основной тематике чата. А, нет, там уже… как его?... селфитайм у них! Нахватались же где-то слов басурманских, как только запоминают. Портретики свои выкладывают. Еду что ли уже всю перефотографировали?

Невелика премудрость на самом деле. Можно и в свою тарелочку зелёный листочек положить, чтоб содержимое прикрыл ненавязчиво. Ракурс такой взять, чтоб кухня не сильно просматривалась. Банки вот только подвинуть, скопились, всё руки не доходят убрать на балкон. Или уже не заморачиваться, да на мусорку снести: надоели – сил нет. С другой стороны, для пластика же поставили контейнер. Может, и стекло принимать начнут? Хорошо бы.

Игры «на воображение». Когда они появились, игры, где надо писать текст? Давно ли парень из соседнего отдела собирал толпу зрителей, жаждущих увидеть воочию, как ловко он укладывает слои в тетрисе, набирает максимальное количество очков, а потом сгоняет их обратно? Виртуоз. Гордость НИИ!

Больше не нужна «косынка», чтобы привыкнуть к компьютерной мыши. Теперь можно тыкать пальцем в экран. Нынче никто не поверит, что можно до ночи играть в «Сталкера», где на черном экране только точки, чёрточки и пояснения в виде коротких фраз вроде «тут куча сепулек». А ведь так выглядел уровень! И нужно было найти точку выхода на следующий. Можно ли это назвать графикой?

И вот люди, в распоряжении которых огромные цветные мониторы с невероятными техническими возможностями, решают задания типа «придумай пять способов сесть голым задом в муравейник, чтобы остаться непокусанным» или «напиши инструкцию нестандартного применения домашних тапочек, тяж: опцию «мухобойка» не задействовать».

Как это развивает воображение? Воображение развивается в процессе решения практических жизненных задач. Когда ты прожёг бенгальским огнём зимнюю куртку на видном месте – и надо что-то делать! Не потому, что мамка заругает, а потому что следующую куртку купишь не скоро. Не в этом году. И не в следующем…

***
Как соотносятся между собой понятия «интеллект» и «житейский опыт»? Кем выросла гостеприимная белобрысая школьница, которой мать выговаривала за приготовленную к обеду лапшу:
- Что обед приготовила, это молодец. А только кумекать надо! Сегодня что другое можно было сделать. А вот когда хлеба не будет, тогда ты лапшичку-то и сваришь!

Дети перестройки давно повзрослели, погрузнели, нарожали следующих.

Вот, к примеру, хороший мальчик Ваня. Ваня собирается написать книгу о том, как всё отвратительно, «поднять Россию с кортов» и приобщить к аниме, подгоняя словарём Розенталя. Ванечка филолог, фотограф и любитель игры го. Но кого и куда могут повести рассказы про то, что «русские глупы, трусливы, склонны к предательству, не имеют глобальной цели в жизни, не хотят саморазвиваться, не борются за свои права и всегда проигрывают в "дружбе народов"?  Приобщившись к аниме, Россия, вероятнее всего, присядет на те же корты, подложив под седалище словарь Розенталя. Ну, хотя бы коленки разомнёт, чай, не казённые.

Незаметно исчезли с приподъездных лавочек бабушки, много лет бывшие притчей во языцех. Часть их занимается благоустройством дворов по утрам, другие тихо умирают в своих квартирах, выполняя карантинный указ, как раньше выполняли план новой пятилетки.

Дедушки, которые трезвые – гуляют по вечерам с собачками, щедро оставляя на газонах, а то и прямо на проезжей части, «следы пребывания». А которые пьющие, те с утра «чуток принямши», лучатся доброжелательностью и жаждут общения. К вечеру грустны и задумчивы, местами раздражительны.

Пожалуй, самое лучшее сейчас – идти по кромке воды, где волны пересказывают шёпотом сюжеты ненаписанных тобой книг, заботливо смывая твои следы и не построенные замки. Ветер выдувает из головы любые мысли, жернова бесконечного внутреннего монолога лениво останавливаются. В наступившей тишине ты вдруг отчётливо осознаёшь себя… просто рефлексирующим бездельником. Блаженная улыбка растекается по лицу. Это ненадолго, ты знаешь, что ненадолго. Но именно в этот момент – момент осознания – тебе хорошо.


Рецензии