Командировка в Котлас

За время службы в Заполярье мне приходилось летать в различные командировки, но особенно запомнилась командировка в Котлас Архангельской области, а точнее, в Савватию, а еще точнее, на аэродром рядом с посёлком Савватия. Сейчас попробую объяснить, почему мы там оказались.
В те далёкие времена конца 90-х годов, в некогда богатой и промышленно развитой стране, не хватало уже ничего. Не было денег на зарплаты бюджетникам, не было лекарств в больницах, не было средств на ремонт коммунального хозяйства и проведение отопительного сезона, не было керосина для полётов военной авиации, не хватало средств на подготовку аэродромов и обеспечение боевого дежурства. Зато хватало в различных столичных кабинетах «молодых реформаторов». Вот они и предложили: «Зачем тратить деньги на все аэродромы? А давайте соберём всю авиацию на одном аэродроме, и пусть там летают». Звучит абсурдно, но на бумаге всё выглядело гладко.
У такого мнения были и противники, которые понимали, что ни к какой экономии данное решение не приведёт. Ведь нужно будет перегнать всю авиационную технику на этот аэродром, перевезти средства наземного обеспечения полётов, привозить и размещать весь личный состав, участвующий в полётах, постоянно его ротировать и платить командировочные. Потом, а что же будет с оставленными аэродромами? Ведь на Севере они «замёрзнут», а обратно вернуть их в рабочее состояние быстро не получиться.
Но разумные аргументы не были услышаны и решение состоялось – все аэродромы на Кольском полуострове оставить и к полётам боевой авиации не готовить. Самолёты перегнать в Архангельскую область на аэродром Котлас и там организовать выполнение плановых полётов.
И началось. Часть самолётов перелетела своим ходом, а вот с теми, у которых не был продлён ресурс двигателя, пришлось помучиться. Для них снимали двигатели с перелетевших на Котлас самолётов, везли их военно-транспортной авиацией обратно на наш аэродром и устанавливали на следующую партию самолётов. Потом их облётывали, перегоняли на Котлас и опять снимали двигатели, чтобы доставить на аэродром для очередной убывающей партии самолётов. И так пока не перегнали всю авиацию. Потом перевезли транспортными самолётами автомобили наземного обеспечения полётов, ведь авиационно-техническая база Котласа была рассчитана только для обеспечения полётов своего полка. Также ещё несколько рейсов понадобилось для перевозки разнообразного технического имущества и специальных средств. Туда и обратно постоянно летал личный состав, который обеспечивал погрузку-разгрузку и работоспособность всей этой техники. И так в каждом полку, на каждом аэродроме Кольского полуострова.
Конца этому процессу «экономии финансовых средств» видно не было, а вот зима неумолимо приближалась. Причём полярная зима начинается не 1 декабря, как положено по календарю зимнему времени года, а примерно в середине сентября, и уже в конце октября наметает огромные сугробы. Конечно, данный факт наверху учтён не был. И всем военнослужащим авиационных частей, расположенным на Кольской земле приходилось принимать неимоверные усилия, чтобы успеть перебазироваться.
На аэродроме Котлас тоже работы хватало. Офицеры и прапорщики еле успевали разгружать с транспортных самолётов имущество и загружать туда двигатели и аккумуляторы. Потом искали автомобили, чтобы увезти груз с аэродрома на склад, где уже не было места для хранения авиационно-технического имущества. Прилетающие боевые самолёты ставить было некуда, а в автопарке не оказалось места для привезённых автомобилей наземного обеспечения полётов. Местная база еле справлялась с заправкой перелетающей авиации. Группа руководства полётами работала круглосуточно и без выходных. Местная столовая не была рассчитана на такое количество военнослужащих и кормили по очереди в несколько смен. И, конечно же, никто не подумал где разместить столько народа, ведь там не было гостиниц, а было одно общежитие, в котором и так уже жили военнослужащие местного полка и всего пара свободных казарм.
В общем, потратив огромное количество топлива, авиационного ресурса, сил и средств, нервов и здоровья, мы перебазировали технику на аэродром Котлас. А сами остались ждать на базовом аэродроме, когда настанет наша очередь выполнять плановые полёты. Потому что вдруг «внезапно» выяснилось, что при полётах туда и обратно был израсходован весь керосин в Котласе, и необходимо ещё немного подождать, когда туда доставят авиационное топливо.
В результате осеннего «мудрого решения» мы как раньше не летали в конце года, так и, несмотря на все потраченные силы и средства, продолжаем не летать, но только ещё теперь и наш аэродром не был готов к полётам боевой авиации.
И вот этот день настал. Мы полетели в командировку на полёты в Котлас, а точнее, как я уже говорил, в Савватию. Прилетели туда уже знакомым нам самолётом Ан-24. Архангельская земля «тепло» встретила нас чистым звёздным небом и морозом -25 С. Мы вышли из самолёта и поняли, что нас никто не ждёт. Машин для людей и вещей не было и не предвиделось. Мы начали искать какой-нибудь автомобиль, чтобы уехать в городок. Простояли на морозе и бетоне почти час. Хорошо, что люди были опытные, знали, куда и откуда летим и оделись соответствующим образом. На нас были надеты зимние шапки, меховые куртки с огромным воротником, который поднимался вверх и застёгивался так, что оставались видны только глаза, тёплые ватные штаны, которые ещё называют «ползунки», так как они были высокими и поднимались почти до шеи, шерстяные коричневые свитера и на ногах унты из овечьей шерсти. Спасибо советским разработчикам зимней лётно-технической формы. Благодаря им мы дождались грузовой автомобиль, переделанный под перевозку людей, и наконец-то поехали, как мы думали, в тёплые номера.
Но приехали мы к пустой и давно не используемой казарме, которую нам выделили для проживания. У неё были стены и крыша, а также полуразбитые окна, а вот отопление было только в нескольких помещениях. Стояло множество металлических кроватей с матрасами, табуретки и тумбочки. В общем, все, что необходимо военнослужащему в командировке. Температура в казарме как-то не очень отличалась от наружного воздуха, поэтому мы не спешили скидывать с себя вещи и весело падать на спальные места. Надо сразу сказать, забегая вперёд, что я свой свитер и «ползунки» за время командировки снимал только в бане, а остальное время с ними не расставался даже во сне.
Мы быстро расставили кровати, но только в комнатах с дверями и где были немного тёплые батареи. Там же поставили тумбочки и табуретки. Чтобы через треснувшие стекла не уходило тепло, в окнах гвоздями прибили матрасы. Температура в этих помещениях казармы начала постепенно подниматься и, чтобы ускорить этот процесс, мы достали из сумок водку и закуску. Настроение улучшилось и в казарме как-то даже посветлело. За тёплой беседой незаметно наступила полночь и все неторопливо разошлись по своим углам спать.
Следующий день был полон забот. Мы готовились к плановым полётам. Изучали инструкцию по производству полётов на аэродроме Котлас и другие документы. Также на командном пункте (КП) местного полка изучали средства связи и радиотехнического обеспечения полётов. Познакомились с офицерами КП, которые нам оказывали помощь в подготовке к полётам, а также пригласили на вечерние посиделки.
Встреча проходила на квартире одного из офицеров КП. Надо сказать, что у них в городке были газовые котельные, поэтому топили очень хорошо, и горячая вода была круглосуточно, что нас очень удивило. В жилых домах были хорошие условия для жизни, но это не относилось к пустующим казармам, где нас поселили. Сама же встреча прошла, как принято говорить, в тёплой и дружеской атмосфере. Офицеры местного КП организовали хороший стол и программу. Мы быстро нашли общий язык и темы для разговоров. Много говорили и рассказывали друг другу разные истории. Кто-то играл на гитаре, а остальные пели песни, причём каждый свою любимую. Вечер прошёл очень дружно и весело. Что интересно, я потом за время своей службы очень часто пересекался с офицерами данного КП. А с некоторыми потом служили вместе и до сих пор общаемся.
За время, проведённое нами в командировке в Савватии, наш полк выполнил только одну лётную смену. То не было погоды, то летал местный полк, то какая-нибудь другая причина. А я за это время ещё и пропустил свадьбу своих друзей в Мончегорске.
Отведённое нашему полку время на выполнение полётов закончилось, и мы быстрее засобирались домой. За нами прилетел уже ставший родным Ан-24. Мы загрузились в него и полетели, но, как оказалось, не домой. Дело в том, что наш аэродром-то никто не готовил и не чистил взлётно-посадочную полосу от снега, поэтому садиться пришлось в Африканде.
Название данного аэродрома напоминало Африку, кто-то с очень развитым чувством юмора дал такое название полюсу холода Кольского полуострова. А температура воздуха в этой «Африке» на момент нашего прилёта была -35 С. Мы опять, как и в начале командировки оказались на чужом аэродроме, и опять мысленно поблагодарили разработчиков и производителей зимней лётно-технической одежды. Машина пришла быстро, но это был тентованный КрАЗ, тент которого в некоторых местах был порван и автомобиль вообще не предназначался для перевозки людей. Но, видимо, военных возить можно было. И мы поехали в наш родной гарнизон, который по северным меркам располагался близко, всего 110 километров по извилистой дороге. Через каких-то полтора часа мы были уже на месте. Всё это время я ехал с одной мыслью скорее залезть в горячую ванну.
Когда пришёл к себе в квартиру, в дверях торчала записка от добрых друзей, которые ещё не знали о моих злоключениях «Приходи к нам в гости. Тебя ждёт холодное пиво и рыба». Что? - ХОЛОДНОЕ пиво. Бррр, – подумал я и полез в ванну, которую начал наполнять горячей водой, как только зашёл в квартиру.
Потом ещё было много командировок в различные отдалённые уголки нашей необъятной Родины, но таких «приключений» и таких условий быта я больше нигде не встречал. И не жалею об этом, хотя приходилось бывать в очень «романтических» и «философских» местах страны. Почему романтических? Потому что про такие места пишут песни и их поют под гитару первопроходцы и геологи. Почему философских? Потому что именно в таком месте можно спокойно постоять одному на краю земли, разобраться в себе и подумать, для чего на свете живёт человек.
И именно туда нужно отправлять этих горе-«экономистов», которые принимают такие преступные решения. А в то время решение о такой «экономии» было признано ошибочным и больше мы так не летали. Каждую зиму в авиационные части, расположенные на Кольском полуострове, завозилось топливо и другие средства для обеспечения боевого дежурства и выполнения плановых полётов.
А «молодые реформаторы» повзрослели и превратились в «эффективных менеджеров», с которыми всем нам ещё неоднократно пришлось сталкиваться в период проведения реформ. И только с приходом в Министерство обороны настоящих строителей, а не разрушителей, ситуация начала меняться в лучшую сторону.


Рецензии