Алексей Бурлацкий - Заслуженный артист России

Алексей Бурлацкий – ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ
                (1919 – 1993)
Свет ушедших, талантливых людей продолжает светить нам…
Осенью 1965 года в мою жизнь неожиданно ворвалось чудо. Чудом был человеческий голос. Будучи студенткой, я любила проводить вечера на спектаклях театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Этот театр мне казался, воплощенной в жизнь мечтой, дивной сказкой. Сказочным было все: красота сценического оформления, великолепные костюмы, которые хотелось разглядывать, а самое главное, артисты, которые казались неземными, спустившимися на сцену из волшебной страны, созданиями. За годы учебы в институте я стала преданным поклонником этого театра и многих артистов узнавала, сразу же как только они появлялись на сцене.
Однажды, в дождливый осенний вече купила билет на оперу Ж. Бизе «Искатели жемчуга». Много позже узнаю, что премьера этого спектакля состоялась 12 марта 1965 года и до конца сезона была исполнена 14 раз. Видимо, не случайно спектакль был поставлен одним из первых и на открытии нового театрального сезона в течении которого был исполнен еще 15 раз. Это был невиданный успех! Обычно оперные спектакли показываются в течении театрального сезона не более 4-х раз.
Спектакль был приурочен к 100-летию его первого исполнения и на горьковскую публику произвел необычайно яркое впечатление. Постановка была осуществлена талантливыми мастерами театра: дирижер-постановщик П.М. Резников, режиссер-постановщик О.М. Моралев, художник-постановщик В.М. Мазанов.
Однако, успех спектакля, в первую очередь, обеспечивал исполнитель главной партии А. Бурлацкий, который пел партию Надира. Он завораживал беспредельностью своего красивого, чистого голоса. Артист был внешне импозантен и очень привлекателен. Когда он пел свою знаменитую арию «В сиянии ночи лунной…», зрители словно бы растворялись в его голосе, следовали за ним, верили в его безграничную любовь к красавице Лейле…
Потом было много спектаклей с участием Алексея Бурлацкого, и все они вызывали восторг публики. Наверное, это был лучший тенор в истории нашего театра. В те далекие времена, наслаждаясь творчеством замечательного артиста, я не задумывалась над тем, что он тоже вполне земной человек со своей жизненной историей, своими творческим поисками, своей судьбой.
Когда я пришла работать в этот театр, Алексей Менделеевич уже заканчивал свою исполнительскую карьеру. И сейчас, осмысливая 85-летнюю историю творческого коллектива, я особенно остро поняла, какое важное место в жизни театра занимал этот скромный, интеллигентный, безгранично талантливый человек - Заслуженный артист России Алексей Бурлацкий.
Родился он в 1919 году в польском городе Владимир- Волынский в еврейской семье где, кроме него было еще три брата. Его отец Мендель, батрачил, а сыновья в меру своих сил помогали в его нелегком труде. Жила многодетная семья крайне бедно. В доме много не хватало, даже кровати были не у всех, кому-то приходилось спать на полу, маленьких часто укладывали спать на столе. Родная мать Алексея умерла очень рано, отец женился вторично и новую жену Эстер дети стали называть мамой. Семья хоть и была бедной, но была очень дружной. Алексей с детства любил петь и привносил нотки радости в строгий домашний уклад.
В 1939 году был подписан пакт Молотова-Рибентропа и родной город Владимир- Волынский после 20-летнего пребывания под владычеством панской Польши, вошел в состав СССР. А в 1940 году, когда Алексею Бурлацкому исполнился уже 21 год, его вмете с младшим братом призвали в ряды Советской армии. А в 1941 году началась Великая Отечественная война и родной город был захвачен фашистами. С невиданной жестокостью фашисты уничтожили почти все еврейское население. Своих родителей Алексею больше не довелось увидеть…  Старший брат успел до этих жутких событий жениться и уехать в Бразилию, а второй брат был женат на американке и переехал жить в США. Младший брат в первые же дни войны погиб на фронте. Так жестоко распорядилась судьба с некогда дружной, трудолюбивой и большой семьей. Алексея в первые дни его армейской службы направили на учебу в город Переславль Залесский в школу стрелков-радистов, которую он успешно закончил перед самым началом войны. По окончании этой школы Алексей получил назначение на должность мастера по вооружению в 177-й истребительский полк в городе Загорск (ныне Сергиев Посад). О войне Алексей Менделеевич редко говорил, больше любил рассказывать о друзьях, с которыми служил. 177-й полк охранял воздушное пространство Москвы от налета фашистских самолетов. В том же полку, вместе с ним служил Герой Советского Союза Виктор Талалихин, с которым в короткие часы передышек они любили петь для своих однополчан под аккомпанемент гитары.
В составе 3-го Белорусского фронта Алексей Менделеевич прошел через всю войну в качестве стрелка-радиста, летал на разных самолетах, жизнь его постоянно подвергалась опасности, но на войне люди об опасности не думают. Настоящие люди! Именно таким настоящим и бесстрашным человеком был Алексей Бурлацкий. Но все-таки война коварным образом зацепила и его: в 1944 году во время бомбежки аэродрома Алексей Менделеевич был тяжело контужен и ранен в руку. Семь долгих месяцев пролежал он в военном казанском госпитале. Но с тех пор всю последующую жизнь эхо войны ни на минуту его не отпускало: всю оставшуюся жизнь преследовали сильные головные боли. Страдания были порой невыносимые, ему часто приходилось лечиться и в военном госпитале Нижнего Новгорода. Только родные люди знали, с какими трудностями приходилось сталкиваться певцу, при подготовке к каждому своему выходу на сцену. Но здесь он блистал, здесь он покорял сердца зрителей, здесь он был их кумиром. И продолжал им оставаться до самого последнего своего выхода. Дома любящая жена и дети знали, чего стоил их дорогому человеку сценический успех. Свыше сорока лет исполнял он все ведущие теноровые партии, даже будучи уже не молодым артистом, восхищал публику свежестью своего голоса.
Война навсегда осталась в памяти певца в звуках канонады страшных, смертоносных взрывов, никогда война его не отпустила. Головные боли преследовали, а раненая рука порой отказывалась слушаться.
После окончания войны, Алексей поступил в казанское музыкальное училище и успешно его окончив, поехал в Москву, чтобы продолжить свое обучение в институте им. Гнесиных. Учился   азартно и с упоением, его любили педагоги и однокурсники, которые безоговорочно признавали творческое дарование своего товарища. Жил, будучи студентом, на съемной квартире, а одно время даже снимал маленькую комнатку у одной из сестер Гнесиных - Елены. В семейном архиве сохранилась фотография, подаренная ему Еленой с доброжелательной памятной надписью.
Алексею Бурлацкому во время учебы была предоставлена редкая возможность петь со сцены Большого зала Московской консерватории. Это было первым официальным признанием несомненного таланта и дарования начинающего артиста. Сохранились воспоминания об одном из таких концертов в записях будущей жены Алексея Менделеевича Александрины: «Я сидела и ждала выступления Алеши и никого, кроме него не видела и не слышала. И вот он на сцене. На нем темно-синий костюм, подаренный начальником эвакуационного госпиталя и личным другом Ильей Степановичем. Это было на 4 курсе, и это был его единственный костюм. Алексей стоял на сцене. Невысокий, но крепкий. И вот он запел. В зал полился пленительного тембра голос. Алеша пел «Строфы Нерона». Это произведение подходило ему по голосу и темпераменту. Его пение увлекало глубиной чувств, будто пел он в этот момент только о себе». А незадолго до этого памятного концерта состоялось их случайное знакомство. Они встретились на свадьбе у дальней родственницы Алексея. Это было 17 сентября 1954 года в День рождения Алексея Менделеевича. Ему исполнилось тогда 35 лет. На свадьбу он пришел с некоторым опозданием. Александрина на всю жизнь запомнила, как вдруг раздались радостные голоса: «Алеша! Алеша пришел!». Она повернула голову и увидела в дверях красивого молодого мужчину, который своими синими глазами смотрел прямо на нее. Одного взгляда хватило для того, чтобы понять – это любовь. Прошло несколько секунд, Алексея, как почетного гостя, посадили рядом с женихом и невестой. Прошло немного времени, и гости стали просить Алексея спеть. Александрина не запомнила того, что он пел, но на всю жизнь запомнила, какую бурю в душе вызвал  завораживающий  голос Алексея. Потом начались танцы и Александрина с Алексеем, казалось, больше уже никого не видели. Они танцевали с таким упоением, что все гости невольно остановились, образовали круг и залюбовались молодой танцующей парой. Казалось, что сразу всем стало понятно: только что загорелись любовью молодые сердца. Больше никогда они так не танцевали. Со свадьбы ушли потихонечку, Алексей пошел провожать Александрину и проводы эти длились всю ночь. Они говорили о себе, о жизни, которая за эту ночь прошла у них перед глазами. Больше они уже никогда не расставались. И эта любовь, вспыхнувшая с первого взгляда, сопровождала их всю жизнь.
По окончании института Алексей Менделеевич был направлен на работу в Новосибирский театр оперы и балета, который считался одним из лучших театров в России. К тому времени, в семье Бурлацких родился старший сын Михаил.
Это был не легкий период в жизни молодой семьи: Александрина – коренная москвичка, маленький ребенок на руках, жилья в Новосибирске для них не было, приходилось «мотаться» между Москвой и Новосибирском. Трудно сказать, сколько времени это могло продолжаться. Работа в театре шла успешно, все премьеры, которые пел Алексей Менделеевич, имели успех у зрителей и восторженные отклики критики. Сохранились вырезки из новосибирских газет тех лет: «Прошли годы учения и А. Бурлацкий приехал в Новосибирский оперный театр. За короткое время он успешно спел партию индийского гостя в «Садко», Лыкова в «Царской невесте», Альфреда в «Травиате» и Гвидона в «Сказке о царе Салтане». Неизменным успехом пользуются и концертные выступления А. Бурлацкого». Творческий успех и высокая оценка окрыляют, но житейские трудности заставляют все-таки искать выход. Именно в это трудное время приехал в Новосибирский театр на гастроли дирижер из города Горького. Он услышал пение Алексея Менделеевича и сразу же сделал ему предложение перейти на работу в Горьковский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина в качестве ведущего солиста. Вначале, как это было принято, Алексей приехал в Горьковский театр на гастроли и с большим успехом спел партию Владимира в опере А. Бородина «Князь Игорь». А с 1959 года стал работать в Горьковском, ныне Нижегородском, театре оперы и балета им. А.С. Пушкина. Вся творческая жизнь А. Бурлацкого проходила в этом театре, который стал для него родным и единственным. В Новосибирске он проработал всего около года, а здесь же состоялась вся его богатая творческая биогафия. Почти 45 лет служения оперному искусству… но до конца творческой карьеры, голос певца звучал свежо и молодо.
Все ведущие теноровые партии всегда поручались А. Бурлацкому. Никогда и ни у кого не возникало сомнений в справедливости подобных назначений. Исполнительское мастерство артиста было безупречным, любовь публики безграничной, оценки критиков восторженными. За какую бы работу ни брался певец, будь то Владимир из «Князя Игоря» А. Бородина или Лыков из «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова, Князь Голицын из «Хованщины» М. Мусоргского или Синадол из «Демона» А. Рубинштейна, Овода в «Оводе» Спандавеккиа – все образы, созданные им, имели свое лицо, свой характер. В его работах никогда не было актерских штампов. Рисунок каждой роли был им тщательно выверен. Удавались А. Бурлацкому и роли в спектаклях современных композиторов. Он был великолепен в партии Владимира в «Дубровском» Э. Направника и в роли Марка из оперы «Летят журавли» А. Нестерова. Каждый раз, будучи абсолютно готовым к выходу на сцену, он волновался и сосредоточенно «уходил» в себя. Никто не догадывался, что целый день до прихода на работу в театр, у него сильно болела голова, он туго перевязывал ее горячим полотенцем. Что за тайна скрывалась в этом мужественном человеке, что происходило в нем, но только после звонка, возвещающего начало спектакля, головная боль отступала и он забывал о ней до конца представления. После каждой его арии публика неистово аплодировала и кричала «Браво! Браво!». Рядом с ним трудно было идти по улице, потому что многие встречные люди узнавали своего кумира и пытались остановить его для того, чтобы лично выказать певцу свой восторг. 
В доме Алексей Менделеевич был окружен любовью и заботой. Его любящая жена Александрина Львовна, стала видным инженером-экономистом, тем не менее, всю свою жизнь посвятила служению его таланту. Она тщательно собирала все статьи о своем муже, которые были опубликованы в Нижегородской прессе, а также на страницах газет других городов в период его длительных летних гастролей. Его фотографии в ролях, портреты и брошюры, в которых рассказывалось о творчестве мастера, все это составляло богатый архив семьи Алексея Менделеевича. И всем этим занималась Александрина Львовна. После ухода из жизни мужа, она написала книгу о нем, которую, к сожалению, не смогла издать. Она храниться в семье в рукописном варианте как память о родителях и ждет своего часа.
Алексей Менделеевич большую заботу проявлял о своих учениках, стараясь передать им любовь к музыке и великому искусству оперы, которой посвятил всю свою жизнь. Много лет он был доцентом Нижегородской консерватории им. М. Глинки. Ученики его разлетелись по разным театрам страны. С благодарностью говорит о своем учителе Алексей Куколин, который и сейчас работает в нашем театре.
Люди уходят…и ничего нельзя с этим поделать. Но А.М. Бурлацкий оставил о себе такую светлую память, вписал такую яркую страницу в историю театра, что хочется сказать: Вы и сейчас с нами Маэстро. О таких, как Вы, люди помнят и хранят в своих сердцах искреннюю благодарность за счастье знать Вас и слышать ваше волшебное пение.    


Рецензии