Если ударили по правой щеке, или будни воспитания

  Дело было 23 или около того лет назад. Молодая мама, то есть я, педагог, не признающая насилия ни в каком виде, воспитывала сына пацифистом. Не покупала пистолеты, автоматы, кинжалы и прочее огнестрельное и режуще-колющее оружие, даже отлитое в пластмассе.
  И вот как-то раз мой пятилетний сын пришёл домой с расквашенным носом. Как выяснилось, что-то там в песочнице не поделили. Пощупала ему носю, оказался цел, не сломан, только кровищи натекло на футболочку. Сына отмыла, успокоила, пожалела.
  Потом говорю: "Всё, с этого дня с пацифизмом завязываем!"
  Сын спрашивает: "Это как?"
  "Просто, — говорю. — Если кто-нибудь, когда-нибудь поднимет на тебя руку, ты крепко сжимаешь ладонь в кулак, отводишь локоть назад и костяшками пальцев со всей силы бьёшь противника прямо в нос".
  Мой ребёнок, обожающий притчу о добром самаритянине, с ужасом сказал: "Но ведь ему будет больно!"
  "Тебе сейчас больно?" — спросила я.
  Сын кивнул.
  "Вот пусть и ему будет больно. Пусть знает, что такое больно, и тогда десять раз подумает, прежде чем поднять на тебя руку".
  Через пару дней сын снова пришел с разбитым носом...
  Но уже на следующий день, как сейчас помню, в субботу, в восемь часов утра в дверь позвонила делегация из нескольких мальчишек разного возраста, среди которых был даже мальчик вдвое старше моего сына: "А Егор выйдет гулять?" Я сказала, что он ещё спит.
  "Тогда мы потом придём".
  Пришли, ждали под дверью, пока Егор позавтракает. Потом вместе пошли гулять.
 Сын стал одним из лидеров двора. Просто всего лишь один раз вломив обидчику.

  24.07.2017 г.


Рецензии