Опять двойка

На уроке литературы учительница Наталья Владимировна вызвала к доске Лёшу Иванова:
– Расскажи нам басню Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей».
Лёша слегка откашлялся и громко произнёс:
– Басня Крылова «Осёл и Соловей».
– Ивана Андреевича, – уточнила учительница.
– Да. Басня Ивана Андреевича «Осёл и…»
Учительница опять поправила:
– Крылова. Ивана Андреевича Крылова.
Лёша опять кашлянул и начал ещё бодрее:
– Басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей».
– Так. Мы слушаем, – кивнула Наталья Владимировна, когда Лёша вдруг замялся.
– «Осёл и Соловей», – повторил Лёша.
– Ну и… – произнесла учительница.
– Так вот, Осёл увидел Соловья.
– Без «так вот», – сделала замечание учительница.
Наступила пауза. Иванов вновь закашлялся и стал чесать затылок. Потом полез рукой в карман и зазвенел связкой ключей. Ученики сперва тихим, а потом уже и громким шёпотом начали подсказывать: «И говорит ему…»
Наталья Владимировна не выдержала, повернулась к Иванову.
– Послушай-ка, дружище! – воскликнула она. – Стой спокойно и вынь руку из кармана!
Лёша подчинился.
– Я не знал, что вы меня вызовете, – сказал он.
– А я что, должна была тебя предупредить лично? Я всему классу задавала выучить наизусть басню. Понимаешь, всему! Это значит, и каждому в отдельности.
– Если бы я точно знал, что вы меня спросите, то обязательно бы выучил. Честно. Клянусь.
– Хорошо, Иванов. Я тебя в следующий раз спрошу. Но «двойку» всё равно поставлю.
Дома, заглянув в дневник сына, мама огорчилась:
– Опять «двойка»! Почти по всем предметам не успеваешь.
– Мама, я исправлю, – ответил Лёша.
– Ты каждый раз это обещаешь.
– Вот увидишь!
На следующем уроке литературы учительница даже не посмотрела в сторону Лёши. И никого не вызывала к доске отвечать, а сразу начала объяснять новый материал о творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Лёша напрасно поднимал руку – даже привставал с протянутой рукой.
Когда урок закончился, Лёша подошёл к учительнице.
– Что же вы меня не вызвали? – с обидой спросил он. – Я выучил басню.
– Это хорошо, что выучил, – одобрила Наталья Владимировна
– Я так старался. И оказалось, что зря.
– Следующий раз я проверю. Но не басню, а, как я всем объявила, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Узник». Надеюсь, ты записал это задание в дневник?
Лёша раздосадованно подумал: «Опять учить. Вот невезуха. Эх…!»
Дома, искоса посматривая на выключенный компьютер, уныло учил: «Сижу за решёткой в темнице сырой…»
Выучил. Но и в этот раз учительница не вызвала его к доске. Только отличники Наташа Прошина и Витя Кротов вышли читать наизусть стихотворение. Лёша даже подходить к учительнице не стал, чтобы выяснить, почему его опять не вызвали. А следующее задание Натальи Владимировны было выучить стихотворение Пушкина «Зимнее утро». И он решил: «Ни за что! Уж слишком оно длинное!»
И надо же, что именно на этом уроке Наталья Владимировна вызвала его.
– Что ж, опять двойка, Иванов! – сказала она.
– Не люблю я стихи.
– Это потому, что ты не вникаешь в суть произведения. Не видишь красоту и богатство родного русского языка в описании природы. Ты не прочувствовал каждое слово, каждую строчку. Надо умом, душой и сердцем погружаться в тайну прекрасного. Это же поэзия!
Воскресным днём ребята отправились вместе с классным руководителем Зоей Филипповной в Третьяковскую галерею. Многие ребята уже не раз бывали здесь, а вот Лёша Иванов – впервые.
Переходя из зала в зал, он с изумлением смотрел на полотна знаменитых художников. Раньше Лёша видел их картины только в книжках, теперь же они предстали перед ним в «натуральном» виде. Их можно было рассмотреть близко-близко, даже увидеть, как написана картина: мелкими или крупными мазками, разглядеть тщательно прописанные детали.
В зале, где висели работы художника Фёдора Решетникова, внимание Лёши привлекли картины: «Прибыл на каникулы», «Мальчишки», «Рыбаки», «За мир!». Рассматривая их, он вдруг услышал, как кто-то из ребят громко произнёс:
– Опять «двойка»!
Лёша обернулся. У противоположной стены зала столпились его одноклассники.
– Иди сюда! – позвали его ребята.
– Да, Иванов, подойди! – кивнула учительница.
Лёша подошёл с вопрошающим видом.
– Это не тебя ли художник нарисовал? –стали наперебой спрашивать, посмеиваясь, ребята. – Вот, посмотри!
Все расступились перед картиной Решетникова «Опять двойка». На ней был изображён мальчик лет десяти. С огорчённым видом. Опустив голову и потупив глаза, он явно переживал по поводу очередной полученной в школе «двойки». У обеденного стола, устало сложив руки на коленях, сидит мать. Она с грустью и тоской взирает на сына. Неподалёку от неё на детском велосипеде – её младший сын-дошкольник, который даже немного рад, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы. Двоечника радостно встречает пёс. Передними лапами он упёрся в грудь мальчика и, весело поскуливая, пытается лизнуть своего друга. Старшая сестра вынимает из своего школьного портфеля учебники и с укором поглядывает на братишку….
– Похож на тебя? – опять услышал Лёша.
– Да, вылитый Иванов! – согласились остальные.
– Это вовсе не я! – вспылил Лёша. И добавил тихо, но твёрдо:
– Я исправлюсь. Обещаю. «Двоек» больше не будет!


Рецензии