Счастливый человек 25

    Рассказывая о Кагульском периоде жизни моих предков, особое внимание хочу уделить семье Абалиных, которая помогла нам переехать в Молдавию.
 
    Это была, в ту пору, уже пожилая пара, потерявшая единственную дочь. Жили они в большом доме с приусадебным участком. В конце их сада находился пруд с рыбой и беседка для пикников. Абалины были очень гостеприимными и отзывчивыми людьми. В доме постоянно гостили какие-то дальние родственники или друзья, по выходным собирались шумные компании. Гости купались в пруду, ловили рыбу и готовили уху. Вино лилось рекой, пели застольные песни, играли в карты.
 
   Дедушка с бабушкой часто ходили к ним в гости, а те в свою очередь навещали их. Анатолий Петрович работал прорабом на стройке, а Нина Петровна заведующей лабораторий общепита. Об этой семье я уже писала подробно, не хочу повторяться.
 
   В том же 1975 году, к Абалиным приехал племянник из Самары (в те годы этот город назывался Куйбышев). Геннадий намеревался обосноваться в Кагуле и временно поселился у своих родственников. Парню было двадцать три года, а мне только пятнадцать, но мы стали встречаться. Оба потеряли своё окружение и родную землю. Нас сблизило одиночество и дружеские отношения родных. Парень был на целых восемь лет старше меня, что в такие годы сильно заметно. Гена водил меня по выходным в кино или побродить за городом, дарил цветы и конфеты. Встречались мы очень невинно - наше поколение было более скромным, чем современная молодёжь.

   Когда мне исполнилось шестнадцать, Анатолий Петрович с племянником пришли к моим деду и бабушке с бутылкой вина. Оказалось, что они явились сватать меня за Геннадия. Мол, наши семьи так хорошо и долго дружат и неплохо было бы нам породниться. У вас товар, а у нас купец и так далее, согласно старой традиции...
 
    - Вы с ума сошли! - воскликнула бабушка, - девочка ещё в школе учится. Что она в своей жизни видела? До восемнадцати лет об этом не может быть и речи!
 
    - Всё равно я на ней женюсь! - ответил Геннадий, - значит буду ждать, когда ей исполнится восемнадцать! А пока я начну строить дом, чтобы было куда привести молодую жену. 
 
    Вот так и просватали меня в шестнадцать лет. Взрослые объяснили, что парень трезвый, серьёзный и работящий. Кого ещё искать, когда всё есть? И семья его нам подходит в родню. Ты ещё молодая и глупая, жизни не знаешь. Пока учись - время терпит, а через два года сыграем свадьбу. 

    Мы продолжали встречаться по выходным и ходить в кино. Особых чувств к жениху я не испытывала, скорее он заменил мне старшего брата, которого не имела по судьбе. Гена был свой, близкий надёжный друг и всё... Через два года мы поженились и сыграли свадьбу в ресторане. К тому времени Гена купил участок и построил на нём времянку в объёме однокомнатной квартиры. Туда я и переехала жить. Через несколько лет он стал отцом моей дочери.
 
    В окружении родственников я чувствовала себя под защитой старших. Меня опекали и направляли, а душа моя желала совсем другой жизни и рвалась на свободу.
 
    Эпоха Брежнева была самым мирным и сытым временем в истории страны. Ещё ничто не предвещало грядущего лихолетья. Когда умер генсек, на душе стало тревожно. Далее следовало время, прозванное в народе "пятилетка пышных похорон". 
 
    Дед продолжал заниматься общественной работой - бегал по собраниям, ездил на конференции. По прежнему, раз в году отправлялся в путешествие - отдыхал в санатории, навещал друзей и родственников в других городах, ездил по туристическим путёвкам. 
 
   - Старого кобеля к цепи не приучишь! - отшучивался дед, когда ему напоминали про возраст. Ешё в конце семидесятых он получил, как ветеран войны, садовый участок с виноградником недалеко от озера. Там он выращивал ягоды и овощи, собирал фрукты и орехи. Мы с мамой и мужем помогали ему, а бабушка занималась домом. После семидесяти лет она уже редко выходила в город - болели ноги. Но по дому справлялась. Хочу заметить, что бабушка до самой смерти сохранила ясный ум, память, слух и хорошее зрениё. Она оставалась оптимисткой, почти никогда не жаловалась и умела радоваться любой мелочи.

   В 1985 году у руля СССР становится Горбачёв. Народ с облегчением вздохнул - молодой, стало быть не скоро помрёт. Началась Перестройка. Заметила, что политика страны кратко и метко отражается в народных анекдотах. В те годы шутили:
 
    - Сперва Перестройка, потом перестрелка, а после перекличка, - люди смеялись над шуткой, всё еще веря в светлое будущее.

    Первый гром грянул в 1986 году - мы узнали страшное слово "Чернобыль". Дочке было всего три месяца, когда случилась авария века. Мы все знали про Хиросиму, а тут невидимая угроза пришла в наши дома. Помню тот ужас за жизнь малышки, едва явившейся на свет, за себя, за родных, за всё живое вокруг. Говорили, что все растения заражены радиацией, что нельзя есть молочные продукты, особенно кормящим матерям, нельзя гулять под солнцем и многое другое. Мой страх передавался дочке с молоком матери и она кричала по ночам. Такой надёжный мир вокруг, вдруг стал опасным и враждебным. Ходили разные слухи, никто не знал всей правды.
 
    Родственники из Киева, бабушкин брат Виктор с женой, писали о первомайской демонстрации в их городе, о том, что их сын Игорь попал в число ликвидаторов аварии и получил, один за другим ,два инфаркта. Впоследствии он потерял все зубы, но вылечился и прожил ещё лет тридцать - такая уж у нас живучая порода.
 
    Сын дяди Игоря, Александр, как раз недавно женился и его жена Вера ждала ребёнка. В то время всем беременным в Киеве и окрестностях делали аборты или искусственные роды, чтобы не рождались инвалиды. Вера отказалась прерывать беременность и уехала к родителям в Крым, где родила здоровую девочку. Но через время у малышки обнаружились проблемы со зрением и семья уехала жить в Израиль, чтобы лечить дочь. К счастью, израильские врачи помогли, девочка отделалась сильной близорукостью, а могла и вовсе ослепнуть.
 
    Мы в то время держали кроликов, которых кормили травой. В то лето на костях этих животных появились наросты и мы боялись есть их мясо. В новостях сообщали о строительстве "саркофага" над ядерным реактором и о возможности нового взрыва. Люди жили в страхе за будущее. Мир перестал быть надёжным...

                Продолжение http://proza.ru/2021/01/12/2070


Рецензии
У нас с вами, Нина, очень похожи истории с браком. Моя мама причитала, что надо срочно выходить замуж, а то останусь старой девой. Мне было 19 лет, когда я стала замужней. Тоже не испытывала сильной любви к мужу. Надёжность и защита — сыграли роль. Муж меня старше на 6 лет. А через год родился сын. Это было в 1985 году. Чернобыль, конечно, помню. Но такого сильного страха из-за него у нас не было. Может просто не смотрели новости, некому было нагнетать.

Бронита Донская   22.03.2024 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо огромное! Мы все родом из СССР, потому и много общего. Про родственников мужа у меня есть отдельный рассказ - яркие личности были!

http://proza.ru/2014/02/04/1144

Нина Джос   22.03.2024 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.