Интервью с немцем из Волыни

ИНТЕРВЬЮ с немцем из Волыни

Корреспондент - Сначала давайте с Вами договоримся на берегу, как правильно Вас называть, по имени или по псевдониму?
И почему Вы Папа Шульц?
- Как и многим российским немцам, при рождении мне дали немецкое имя Райнгольд, но в России это имя выговорить не могли, поэтому в школе и в армии все звали меня Романом. На работе в Аэрофлоте я был Шульц Роман Асафович. (Иногда пишу под именем - Роман Асафович).
В Германии вернулось моё настоящее имя, я опять стал Reinhold Schulz, а теперь, как автора, многие знают только мой псевдоним - Папа Шульц.
Получается раздробленность. Мои одноклассники знают меня только как Романа, коллеги в  России по имени отчеству, коллеги в Германии знают только то, что я Райнгольд.
Читатели в России запомнили, что я папа Шульц и не знают, как меня звали в школе. Русскоязычные немецкие читатели знакомы только с псевдонимом Papa Schulz или Райнгольд Шульц из Гисена, они не знают других имён и не все знают, что это один и тот же человек.
Получается, как в древнеиндийской притче о слепых, в которой каждый ощупывал часть слона и пытался рассказать другим, как он выглядит.
Вот как-то так получилось и со мной - человек один, имён много, целых семь правописаний, в интернете всегда надо делать много дверей, чтобы вход – выход был под любым именем, чтоб несколько дверей было открыто в моём интернетовском, поисковом, адресном пространстве.

Какой-то сказочный псевдоним у Вас - папа Шульц, как Папа Карло?
-Ещё есть папа Римский! Нас трое! Но те первые - оба бездетные, а у меня две дочери и куча внуков, так что я настоящий папа! (Смеётся)

И всё-таки, почему папа?
-Да это старая история! Ещё в школе я как-то вошёл в класс, в котором было очень шумно, и сходу громко сказал детскую присказку:
-Тише дети! Я ваш папа! Папа любит тишину!
Стало тихо, но «папа» навсегда приклеился к моей фамилии. С тех пор одноклассники шутили:
-Тихо робя! Папа Шульц идет!

Расскажите, пожалуйста, о себе.
Я раньше не знал, откуда мои предки – лютеране переселились в Россию, но историки предполагают, что мои предки с фамилией Шульц, выходцы из восточно-прусского края из поселения Прейсиш-Эйлау
(с 1946 года, это город Багратионовск в Калининградской области, РФ), другая часть родственников, возможно, переехала из села Альбрехтсдорф (ныне Войцехы, Польша).
В 19 веке они переселились в Житомирскую область в село Солодыри, там в 1860 году основался мой прадед Генрих Айлихович. У него было много детей. Он погиб в застенках НКВД г. Курска. (1840 -1918 = 78)
Мой дед, Шульц Карл Генрихович, родился 22.02.1861 году уже на новом месте, в немецкой колонии Солодыри, Пулинского района, Житомирской области. Он много трудился, у него было 7 детей. Из житомирского архива мне прислали документы о том, что перед первой мировой войной, 29 апреля 1906 года дед купил ещё 1099 десятин земли и 334 десятины леса. (Одна десятина - это почти 2 гектара. Значит, у него было почти 3 тысячи гектаров земли). Он был состоятельный землевладелец, у него была кличка «Райхер Шульц», «Богатый Шульц».
В 1914 году прокатилась первая депортация и смыла из прифронтовой полосы всех немцев Волыни, том числе и наших Шульцев в Оренбургскую область.
Через три года, сразу после революции и смены власти, они самовольно вернулись обратно домой. Восстановили хозяйство, прилежно трудились, опять встали на ноги. Об этом написано в рассказе «Перекати-поле».
13 сентября 1934 года моих Шульцев и многих других немецких колонистов арестовала новая краснознамённая власть, всё отобрала, раскулачила и сослала на Крайний Север, в Карелофинскую АССР, на строительство Беломорканала. Лишившись наследства, мой отец нищим и виноватым попал на лесоповал. Многие родственники там погибли. Только начали обживаться - началась война.
В третий раз наших Шульцев выслали в Коми Республику, в глухую тайгу, на Усть-Нем базу.
Туда же выслали семью моей матери Шульц (Отто) Линды Эмильевны. В первый же год, в их семье из 10 человек - 6 умерло. Там похоронено много нашей родни. Читай рассказ: Эмиль и Эмилия.
Потом по вербовке, моим родителям удалось из глухого, таёжного, комариного края перебраться ближе к городу Сыктывкару, на строительство лесозавода, судоверфи и деревянных барж.
Там в посёлке Краснозатонском 01.11.1949 года родился я. Когда мне было 14 лет, а младшему брату Лёве - 7, умер наш отец - Шульц Асаф Карлович (23.05.1908г. - 20.08.1963г. = 55лет) и моё детство кончилось.
Я пошёл на работу в СМУ-16. На стройке складывал привезённые самосвалом кирпичи. После окончания восьми классов устроился учеником электромонтера, на завод *ВССЗ и в вечернюю школу рабочей молодёжи. Потом работал столяром и фотографом профессионалом в поселковой фотографии.
В армию я попал в *ВВС, а после *ШМАСа, в Феодосийский филиал центра подготовки космонавтов, стучал морзянку. Одно время был личным радистом космонавта №4 Павла Поповича.
В армии приходилась ходить на военных кораблях в море, на испытания, плавать на подводных лодках, бывать в восьмибалльных черноморских штормах, видел, как готовят космонавтов и испытывают космическую технику. Было тяжело, но очень интересно! Всё это описано в книге «Режим тишины».
После демобилизации устроился на работу в Аэрофлот, в Коми Управление гражданской авиации, женился, имел продвижение по службе, закончил Сыктывкарский государственный университет. Нашел в Казахстане старшего брата моего отца, который ни за что отсидел в Магадане 25 лет. Читайте рассказ «Стук в окно» и «Долгая дорога домой».
Десять лет боролся за право выехать в ФРГ, из полувоенного аэрофлота пришлось уйти, работал заместителем начальника управления *УПТК Коми Автодора.
В 1990 году получил из *ОВИРа разрешение на *ПМЖ в *ФРГ. Я посадил семью в машину и на Жигулях, самоходом, приехал в Германию, в город Гисен, преодолев за неделю 5811км.
Здесь тоже были искусственно созданные трудности, диплом не признали, автоматом получился запрет на профессию, как результат -  безработица, проблемы, крушение семьи.
Чтобы прийти в себя, я даже уходил в мужской монастырь «Trifenstein am Main», что находится под Вюрцбургом. Потом принял водное крещение.
В Германии работал на разных работах, был директором европейской христианской миссии по оказанию гуманитарной помощи России.
Занимался бизнесом, работал экспорт -*кауфманом, был *хаусмайстером, продавал автомобили, разносил рекламу, убирал улицы, *шварцевал в огородах, работал шофёром на почте, трудился у американцев на фирме AAFES (Американская Авиация и Флот. Экспресс Сервиз), военторг, обслуживающий базы NATO,
01.02.2015 вышел на пенсию. В свободное время всегда много путешествовал и писал. У меня две дочери и много внуков. Вот как-то так, если кратко, а если хотите знать подробнее, то Вам надо прочитать книгу «Перелётные птицы». <papa-schulz@gmx.de>

Почему тема депортации так близка Вам?
В нашем народе она близка всем! Всем кто любит ближнего своего, своих родителей, своих детей, своих родных, свой народ, чтит свою историю, прах предков которые не по своей воле сложили свои головы на разбитых дорогах нашей истории!
Везде, куда не по своей воле высылали моих родных, остались многочисленные могилки моих родственников. Они могли бы жить счастливо, среди них были удивительные таланты, художники, музыканты, золотые руки, мастера своего дела. Но их постоянно выдергивали с места, вышвыривали из своего дома, унижали, не давали жить так, как они хотят.
Смотрите сами. Вынужденное переселение на Житомирщину 1860, депортация в 1915 году, раскулачивание и высылка в 1934, депортация в 1941, реэмиграция в Германию в 1990.
Мой дядя Брейт Готлиб, приехав в Германию, сказал, что это единственный переезд в его жизни без конвоя.
Пять раз за одно столетие, почти каждые 20 лет, мы начинали жизнь сначала. Как тут не возмущаться, не восхищаться и не любить свой народ, своё прошлое? Любое дерево погибнет от такой заботы агротехников.
Эта тема может быть не близка только равнодушным людям. Потому что у них явно просматривается дисбаланс: лишний вес тела и дистрофия души.

Опасайтесь люди - равнодушных,
Не от них ли в мире этом зло?
Почему заржавленные души,
Неспособны излучать тепло?
Так и будут жить они в достатке,
Не делясь ни лаской, ни рублём.
Обесценятся со временем манатки.
Как душа предстанет пред Творцом?

Нужно ли сохранять в памяти то, что было 75 лет назад? Если да, то для чего?
Странный вопрос.… Одно из сокровищ человека - это его память. Память нужна для того, чтобы знать себе цену и уважать себя и своё происхождение. Потому что, уважая своих предков, я уважаю свой народ и помню его историю. Мы не только помним и будем помнить, мы будем об этом говорить, писать, увековечивать.
Мы уже пробиваем толстый слой льда, то есть лжи, чтобы освободить замороженную, то есть засекреченную правду. Наших немцев перекрасили, замарали, облепили ненавистью, извратили суть. Даже в учебниках истории исказили правду.
Разве нынешнее и будущие поколения, наши внуки и правнуки, должны забыть, что они принадлежат к трудолюбивому и изобретательному народу с великой философией и культурой.
Русское выражение: «Иван, не помнящий родства» нам в корне не подходит. Правда о нашем прошлом - это фундамент нашего будущего.
Мы любим Россию! Мы любим Германию! Хочется, чтоб и они нас любили и оценили!

Если бы не было той депортации, как Вы думаете, как бы сложилась жизнь российских немцев в будущем?
Немецкие колонисты из разных мест России всегда были лучшими поставщиками высококачественных и чистых экологических продуктов к царскому столу.
Значительная часть труда немецких колонистов шла на экспорт - а это было более 60% поставок всей царской России.
И в СССР Республика немцев Поволжья уже перед войной была единственно образцовой, передовой и самой богатой. И в других местах России немецкие колонии резко отличались от всех.
Почитайте Короленко.
Думаю, что сытые и свободные работники принесли бы России гораздо больше пользы, чем оболганные, униженные, голодные и под конвоем.
Невиновные российские немцы - до сих пор единственный не реабилитированный правительством народ.
75 лет этот вопрос висит позором над Россией! И он будет стоять на повестке дня до тех пор, пока не произойдет перед нашим народом покаяние, то есть окончательная реабилитация.

Вы - неравнодушный человек, и, как публицист писали острые статьи о парагвайской афере, о лживом фильме Познера «Германская головоломка», о немецком школьном учебнике истории, о беженцах и политике Меркель - «Троянский конь в Европе», о деле «Берлинской Лизы».
Вы писали обращение на Мосфильм, к кинорежиссерам Станиславу Говорухину и к Карену Шахназарову с просьбой - снять художественный фильм о немцах России.
Писали письмо Медведеву и Путину по вопросу реабилитации российских немцев.
В интернете у Анатоля Рёзнера можно прочитать «Тяжбу у позорного столба», где он пишет про Вашу гражданскую позицию. Зачем Вам это?
Я тормошу людей, бужу их совесть, призываю быть честными и интересоваться прошлым. Хочу, чтобы с нами не повторилось то, что случилось с нашими предками. Чтоб над немцами светилась отмытая дождем радуга чистой правды, чтоб вернулось всеобщее уважение к моему трудолюбивому народу. Все мои рассказы - о справедливости и трудной жизни российских немцев. История наша в белых одеждах, но её измарали ложью, и одежду эту надо отстирать.

-Почему другие, менее продуктивные авторы, вышли в зенит славы, обласканы землячеством и властью, имеют награды и поощрения, а вас, как бы, обходят стороной?
-Это было во все времена. Те, кто прогибается ради собственной выгоды, всегда проходят под закрытым шлагбаумом в шикарные парниковые условия. Они живут в шоколаде без угрызения совести.
А кто с детства помнит Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», разбирается в этом и, тем более пишет, имеет собственное мнение и свой голос - такие люди не совсем удобны для управленцев. Перед ними шлагбаум не поднимают. Их не подпускают к себе, а прогибаться совесть не разрешает, ответственность перед людьми и Богом.
Сегодня мир - оборотень. Те, кто в угоду кукловоду, готовы испоганить собственный народ, исказить свою историю, изменить морали, тех приветствуют под фанфары и поднимают перед ними шлагбаум славы и достатка. Все они близоруко радуются!
Но люди и история потом, после смерти, ставит каждому свой пьедестал. Кому из навоза, кому из золота.

Вы пишете книги, какая из них для Вас самая ценная?
Такой нет. Какой ребенок в семье самый ценный? Какой палец не болит от раны? Во всех книгах есть то, чем автор хотел бы поделиться с читателем.
Это привычка из СССР, если узнал, где продают дефицит, то звонишь всем своим дорогим и близким, сообщаешь знакомым, чтобы все быстро сбегали и тоже купили дефицит.
Создавать, делиться и дарить - это очень хорошая человеческая привычка.

Какова ваша читательская аудитория?
Мои самые преданные и внимательные читатели - это наше замечательное старшее, военное поколение российских немцев - трудармейцев, которые пережили горе, смотрели смерти в глаза и знают истинную цену жизни. К сожалению, их становится все меньше.
Их дети, следующее поколение, активно занято работой и мало читают книг. Потогонная система труда не оставляет им времени на интеллектуальный досуг. Они работают на двух-трех работах. У них нет времени, не хватает денег и куча всяких проблем.
Следующее поколение – дети их детей, то есть внуки, они уже не говорят по-русски, не понимают и знать не хотят, как жили их предки. Их интересует только то, что будет впереди. Читать, способны только СМСки. Виртуальный интернет отбирает сущую реальность.
Мы живём в быстрое время. Люди не хотят читать длинные романы, им надо писать коротко и ясно. Да и чтение на русском в Германии на излёте.

Про кого из немцев России вы уже написали?
Это будет очень длинный список. Поищите авторство в интернете, зайдите на сайт немцев Поволжья,
«Die Geschichte der Wolgadeutschen» на страницу: http://wolgadeutsche.net/rd/schulz_reinhold.htm

У вас несколько книг, написанных в соавторстве с героями ваших книг. Как Вам работалось?
-Все, наверное, читали книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Книга о подвиге советского летчика Алексее Маресьеве, оставшегося без ног. Маресьев рассказал писателю свою необыкновенную историю, показывал документы, справки, какие-то личные записи, а писатель, настоящая его фамилия Кампов, все это художественно изложил на бумаге, выпустил книгу и прославил героя!
Точно так же и я работал с героями своих книг, но в отличие от Полевого, поставил на обложке фамилию своего героя как соавтора. Сделал это из уважения к своим героям, они это заслужили!
Но, вместо благодарности и понимания, некоторые родственники этих героев звонили мне. Одна из Гамбурга, с пеной у рта, обвиняла в том, что это, оказывается, я примазался к авторству и присвоил книгу, в которой я лично написал каждую букву.
Вот так можно всё поставить с ног на голову. Правда, мои литературные герои потом успокоили своих завистливых родственников и извинились передо мной.
Так что, авторам в таких случаях надо подумать - стоит ли быть благородным - это никто не оценит, а проблемы принесет.
Кое-что на эту тему я изложил в статье «Зависть» и в статье «Обратная сторона луны».
А в моём рассказе «С того света» события разворачиваются ещё круче, чем у Маресьева, но поскольку речь идёт о немце, мир об этом ничего не знает.

Как вообще сейчас обстоят дела с литературой российских немцев?
Плачевно! Наша литература, как рязанская сирота. Ощутимо никто не помогает, ни государство, ни землячество, ни бизнесмены, ни общественность. Никто! К кому я только не обращался…
И не только я.
На эту проблему внимательно откликнулся только известный всем московский хранитель немецкой культуры - Генрих Мартенс. В своё время, в Ульяновске, я подарил ему свои книги, и в разговоре о литературе российских немцев он лично обещал мне помочь издавать книги наших авторов. Обещал, что поможет выпускать ежегодные литературные альманахи. Обещал, что из Германии в Россию, и наоборот, поедут писательские десанты, будут литературные вечера, встречи с читателями. В Лито даже подготовили списки очередности.
Авторам необходимо общение, знакомства, впечатления - всё это пища для творчества, результат которого потом может войти в историю. Но из обещанного почти ничего не сделано, не считая приглашения некоторых авторов на свои тусовки. Относительно публикаций подвижек не было и нет.
Сегодня нашим авторам печататься негде. Каждый варится в собственном соку и издается, кто как может.
Спасибо за интересные ответы. На этом пока закончим нашу беседу.
С большим уважением Виктор Шель.



Рецензии