Свадьба по-неаполитански

Фильм «Брак по-итальянски»  с Марчелло Мастрояни и Софией  Лорен, являющийся  классикой мирового кино, был снят в середине прошлого века, но актуальности своей в Неаполе не утратил.  Жизнь коренного неаполитанца  с точки зрения отношений в семье не изменилась с тех пор, она, в сущности, не меняется со времен средневековья.

Жениться итальянцы не торопятся. И  их можно понять. Свадьба и развод в Италии - процедуры сложные, многоходовые и чрезвычайно дорогостоящие. Часто пары, живущие вместе много лет и имеющие  уже взрослых детей, так  до конца своих дней  и остаются формально  «фидансати» (жених и невеста ) или «компаньи» (приятели).  На узаконивание отношений «со всей помпой» нет денег или, наоборот, денег много, но сама идея их  раздела (при возможном расторжении брака после) пугает.  Кроме того, мужчины-итальянцы очень боятся ответственности и предпочитают лет  до 40 -50 «свободное плаванье». Ответственность за семью понимается в Неаполе немного иначе, чем у нас. Чтобы наглядно объяснить  это, я просто опишу один эпизод.

Венчание в маленькой церкви в центре Неаполя. Друзья и родственники молодоженов собрались. Все при параде.  Жених и невеста радостно улыбаются. Священник, протискиваясь через толпу к алтарю, чтобы начать церемонию, обращается к жениху: « Ты видишь всех этих людей, которые пришли?  Они оставили свои дела и проблемы, чтобы поздравить вас. А проблем у каждого из них много. Родители влезли в долги ради вашей  свадьбы и не знают, как расплачиваться.  Братья невесты не учатся,  а им нужно каким то образом закончить школу и найти работу.  Справа, вон там, - тетя невесты,  ей предстоит операция на ногах.  Вот бабушка и ее сестра, у них в квартире нужно сделать ремонт. Семья большая. У каждого свое. Но сейчас они здесь. Знаешь почему? Это теперь твоя семья. Посмотри, посмотри на них.  С этого дня для тебя все только начинается. Ты думаешь, что женитьба — это только удовольствие? Нет! Их проблемы с этого дня  - это и твои проблемы тоже. Ты вошел в  семью и отвечаешь за нее как мужчина.»
Жених перестает улыбаться...

Как правило, неаполитанцы оттягивают женитьбу сколько могут.
Если уж на брак решились ( в большинстве случаев к этому времени «молодые» уже «немолоды», хотя, конечно же, исключения случаются иногда) то «все должно быть как у людей».  Денег не жалеют.
Например,  один мой знакомый  продал дом, чтобы оплатить свадьбу дочери.
- Что ж ты делаешь, - пытался вразумить его начальник, - ты б  лучше его молодоженам подарил. Где они жить будут? ( Начальник был с севера Италии,  где смотрят на вещи немного проще,  и не понимал всей сложности неаполитанской действительности.)
- Квартиру снимут. А вот если я «нормальную» свадьбу не устрою, то родственники не поймут, со мной никто разговаривать не будет. Скажут, что дочка вообще не замужем. Нельзя. Нужно, чтоб все «как положено »....С людьми живем.

Развод в Италии был долгое время запрещен,  и только  относительно недавно  католическая церковь его разрешила. Вышеупомянутая София Лорен, выросшая, кстати, в Неаполе и его пригороде Поццуоли, внесла в это свою лепту.  Она очень хотела  замуж за  любовника — известного режиссера Карло Понти, но тот был женат и имел в браке двух детей.  Карло подобрал Софию (ну, или просто не смог отвязаться от нее, так как девушки из Неаполя часто напористы) на конкурсе красоты и  протолкнул «по блату» на съемки в низкопробных фильмах, где от нее требовалось только быть раздетой и молчать. Софии было в ту пору 15 лет, и (наученная жизнью: ее отец так и не женился на ее матери) она
смогла (и сколько ж надо претерпеть, какую волю, силу духа) перейти из этой категории актерок в «великие» актрисы итальянского кино и женить Карло на себе. На это ушло долгих 16 лет, и их брак  так и не был признан в Италии. За эти годы последовательность событий была следующей. Карло переехал в Америку, заключив контракт с Голливудом , оформил развод в Мексике, и там же (в Мексике) заочно  (все сделал адвокат по доверенности) «женился» на  молодой любовнице., приехал в Италию, где развод и новый брак не признали и сразу же осудили  тюремным сроком за двоеженство., от женитьбы на Софии отказался и уехал из Италии., во Франции развелся таки еще раз с первой женой (в каком - то маленьком городишке, где Карло никто не знал) и там же после многих лет «страданий» опять женился на Софии. Этот брак  признали во Франции. Аллилуйя! Карло даже выкупил  и уничтожил пленки ранних «кино -шедевров» новой жены, чтобы не позориться, чем подчеркнул серьезность шага. Казалось бы, все закончилось, но София , видимо, все выносила и выносила ему мозг, поэтому пришлось обращаться во всевозможные международные организации с просьбой признания их брака и в Италии. (Нужно же было приехать в Неаполь к родственникам со статусом  законной жены, а не тем, чем она уехала из этого города много лет назад.)
Пять лет настойчивых прошений (к тому времени Карло уже был великим режиссером) внесли свою небольшую лепту в то, что в 1970 году церковь признала развод в Италии возможным.

Развод разрешен, но система инертна, и процедура эта сложна до сих пор.
Процесс  затягивается  на десятилетия и, учитывая вспыльчивый и впечатлительный южный итальянский темперамент,  нередко заканчивается тюрьмой, больницей или кладбищем. Поэтому больше половины женатых пар находятся в состоянии «сепарато», что значит, что они в браке, но не живут вместе. При этом, мужчина считает себя свободным и активно ухлестывает за всем, что движется, а вот у женщин поведение варьируется в зависимости от наличия или отсутствия детей, жилья и работы.

Действительным (негласно) у неаполитанцев считается только церковный брак.  Иначе, «мама будет плакать», «папа рассердится», «соседи и родственники не поймут и не признают».  Но  священник не венчает без справки из коммуны (муниципалитет городского округа ) о заключении гражданского акта бракосочетания. Поэтому, прежде всего, для оформления  отношений нужно пойти в коммуну по месту жительства и подать заявление. В Неаполе люди живут семейными кланами, которые мало перемешиваются между районам города.  Даже черты лица обитателей для каждого района свои, характерные.  Это я к тому, что все друг друга хорошо знают. Так вот,  служащий «загса»  не регистрирует  заявление сразу, а вывешивает на специальной доске перед зданием коммуны  объявление, что мол такой -то и такая - то собираются официально оформить свои отношения,  и что все, кто хочет возразить,  могут вмешаться «пока не поздно». 
Объявление висит месяц и, если не объявились «недовольные» ( прежние  возлюбленные, разъяренные  родители, брошенные дети и т. д.)  и жених и невеста по-прежнему живы и здоровы, то  заявление пары принимается, и назначается дата регистрации брака.

На церемонию приходят с родственниками, друзьями  и в парадной одежде: костюм, белое платье. Свадебное  платье  стоит недешево. На него берется кредит. После свадьбы  оно хранится в шкафу, и  всю оставшуюся жизнь его гордо показывают детям и внукам. 
И вот первый этап церемонии пройден.

 Следующим шагом справку о регистрации гражданского брака приносят в церковь, и выбирается  день венчания. К нему готовятся более серьезно и тщательно, чем к первому этапу .

 Опять приглашаются родственники, друзья и сослуживцы, оплачивается  фотограф и видео съемка. 
Снова платье и костюм. Бывает, что это  уже второе белое свадебное  платье («первое же уже все видели»). Принято нанимать фирму,  которая организует все вокруг церковной церемонии:  прибытие, убытие молодоженов и гостей, спец эффекты, украшение церкви и т.д и т.п.  В большинстве случаев, все  это смотрится, действительно, красиво. Например,  невеста приплывает на лодке по морю, жених приезжает на карете. Большинство итальянцев — неисправимые романтики и выдумщики, умеющие сделать праздник запоминающимся.
Обручальные  кольца заказывают  именные.
Мой  русский приятель (тоже физик) то ли по большой любви, то ли от  безысходности, то ли от скуки  женился на коллеге - итальянке, ну, и «на радостях»  решил «похвастаться»   обручальным  кольцом. Видимо, он и сам был удивлен его дизайном и хотел поделиться  впечатлением.  С первого взгляда это было обычное золотое кольцом, но на обратной стороне его большими буквами и цифрами сияла гравировка число, месяц и год женитьбы, город и имя невесты.
-Удобно, вдруг, ты забудешь, на ком женат...А так, прочитал и вспомнил.
-Ну, да, теперь уже не забуду....
Разговор этот  имел место  в университете, где в то время все мы работали: и я, и приятель, и его молодая жена, которая каким то волшебным образом кристаллизовалась из воздуха рядом с нами  именно в  тот момент, когда кольцо было снято с пальца.
- Зачем снял? -  подозрительно спросила она.
- Понимаешь, между безымянным и средним пальцами левой руки проходит крупная артерия, идущая к сердцу, и опасно сдавливать ее постоянно, иногда нужно снимать давление, - с серьезным выражением лица сказала я. (Итальянцы носят обручальное кольцо на левой руке).
- Опасно, говорят, иногда нужно снимать, - попробовал поддержать меня молодожен.
- Попробуй сними!!! - аж взвилась итальянка -  я тогда тоже сниму свое.  (Она обиженно надула губы, захлопала глазами, и чуть не заплакала. )

Я вспомнила, что редко кто понимает мои шутки, и поэтому быстро сменила тему,  предложив всем вместе выпить кофе в университетском баре. Вроде бы инцидент забылся, но на следующий день в кабинете приятеля, в лаборатории, где  работала его  жена, а также в университетской библиотеке были развешаны  свежеотпечатанные парадные свадебные фотографии этой молодой семьи и копии свидетельства о браке. («Чтобы все знали!»)  Я связала их появление с эпизодом снятия кольца, хотя, скорее всего, фотографии появились бы в любом случае. )
К слову скажу, что в Неаполе обязательно прибивают дома к стенке  свидетельство о браке,  свадебные фотографии и всевозможные дипломы (школьные, университетские, о прослушивании каких-либо полезных или бесполезных курсов) в самом видном месте, хорошо просматриваемом сразу  после входа в квартиру. Так принято. Традиция.

Венчание выматывает всех, поэтому праздничный обед  (или ужин)  проводится в отдельный день  третьим  этапом. Заказывается ресторан, месяц обсуждается меню, тщательно выбираются тарелки и приборы, до изнеможения ведутся споры о том, какого цвета и с рюшечками или без будут салфетки. Приглашаются  платежеспособные родственники и друзья.  Долго решается, кто с кем рядом сидит. Подарки распределены между гостями уже  заранее по списку, составленному молодоженами. Цена подарка должна «перекрывать» обед. Ну и опять же снова: платье, костюм, цветы, фотограф, сувениры на память гостям.

Несмотря на то, что все этапы свадьбы отсняты, полагается отдельная профессиональная фотосессия новоиспеченной семьи на фоне достопримечательностей.   Выбираются красивые места (это могут быть  другие города или страны, если позволяет кошелек. ) Еще раз - свадебное платье, костюм и парадно одетая  «группа поддержки», и начинается движение в пространстве и времени от достопримечательности к достопримечательности. Весь процесс занимает от нескольких дней  до месяца, в зависимости от наличия денег.  Фотографии торжественно развешиваются веде, где можно и нельзя, распечатываются на календарях, футболках, чашках, и вообще веде, где хватает фантазии.

Вот, вроде бы и все. Все четыре этапа пройдены.  Свидетельство о браке висит на стене.  Все счастливы. Аллилуйя.. Осталось только всю жизнь выплачивать долги и кредиты.


Весь этот свадебный марафон  по приезду в Неаполь был для меня не известен. Более того, я и вообразить себе не могла, что все может быть так сложно. И теперь я возвращусь  назад во времени и опишу эпизод,  удививший меня много лет назад.

 Итак, несколько недель назад мы  приехали  в Неаполь с двумя детьми и двумя чемоданами, один из которых набит книгами. У меня шок и стресс, который не проходит..  (Меня поймет любой, кому довелось прямо с поезда или самолета резко окунуться в самую гущу неаполитанского «зоопарка» площади Гарибальди, Испанских кварталов или Форчетты.)

 У меня есть пара часов свободного времени, и я иду бегать. Мне нужна физическая нагрузка, чтобы не сойти с ума в этой новой стране, обстановке, жизни.
Жарко.  При опускании подошвы кроссовок на асфальт  возникает ощущение, что ты встал на раскаленную сковородку. Дышать трудно. Очень влажно. Пот сразу начинает стекать крупными каплями по спине, капать со лба, попадая в глаза. Середина августа. Феррагосто. Температура - 40 градусов. Город пуст. На улицах ни людей, ни машин.  15:00 - самый жаркий час в самый жаркий месяц. В это время, как говорят неаполитанцы, гуляют только собаки и французы. «И ненормальные  русские женщины», - добавляю они, глядя на меня. Соседские старушки, обдуваемые кондиционером, наблюдают через закрытые жалюзи окон за пустынными улицами. (Старушки бдительны во всех городах мира.) Они дружно крутят пальцем у виска, когда я прохожу мимо них.( Нравы в Неаполе просты.)
Я иду в парк Каподимонте рядом с моим домом.  Парк пуст.  Даже охранники забились в домик у входа под кондиционер, их не видно.
Я прохожу мимо королевского дворца, в котором располагается сейчас картинная галерея, направляясь к маленькой калитке, ведущей в лес. Это единственный в Неаполе, а возможно и во всей южной Европе, сохранившийся каким-то чудесным образом нетронутый парк -лес внутри города. Целых 20 квадратных километров.  Он прекрасен: многовековые буки и грабы, тенистые дорожки, сосны, липы.
 
Из-за угла дворца появляется медленно «ползущая» свадебная  процессия, растянутая в пространстве метров на двадцать. Впереди — жених.   Чуть отстает от него, ковыляя на высоких каблуках по неровному камню,  нервно курящая сигарету невеста.  И ему и ей примерно лет по 45. Оба сильно потрепаны жизнью. Он -  лысый и  толстый. Темный плотный костюм, пиджак в обтяжку застегнут на все пуговицы, галстук туго затянут,  живот  свисает складками  сразу и над и под  ремешком брюк.  Пот крупными каплями стекает  со лба. Лицо  усталое и раздраженное.   Она — также нехуденькая. Косметика потекла от жары и пота. Навороченная прическа из длинных волос слегка съехала. Лицо  отекло и стало одутловатым (ну или таким и было всегда).  Длинное белое платье с глубоким декольте, из которого сильно торчат слегка увядшие груди  шлейфом скользит по мощеной туфом дорожке парка. 
За ними с торжественно- ответственным (но  замученным) выражением лица устало бредет девушка лет 15-ти в длинном голубом платье с фасоном «почти как у невесты» и за ней  двое пацанов примерно 10-ти и 5 лет, оба в выглаженных костюмах, застегнутые на все пуговицы и затянутые галстуками-бабочками.  Все трое похожи друг на друга и на жениха с невестой. У каждого в руках тяжелый букет белых роз.
 Между всеми ними «змейкой»  с энтузиазмом (единственный персонаж с энтузиазмом в этой процессии) вышагивает молодой фотограф с тяжелой профессиональной камерой в руках и радостно щебечет что-то  о свете, тени, отражениях и фонтане. 
 Помощник фотографа, видимо, его младший родственник, с отражателями света, красным зонтиком и набором сменных объективов в сумке замыкает шествие. 
Младший 5-ти летний мальчик, идущий предпоследним, вытирая пот и стараясь снять или хотя бы ослабить галстук, останавливается, садится на каменную дорожку, кладет свой букет рядом и кричит  жениху: «Папа, папа, я не больше не могу.  Зачем мы вообще тут с самого утра ходим? Я домой хочу. Жарко!»
Жених оборачивается и, бросая уничижающий взгляд на  невесту,  как-то  злорадно отвечает:
 « А вот терпи, я же терплю! Брат с сестрой тоже замучились. Но мама же хотела  свадьбу «как у людей», вот, получайте! Фотосессия, так фотосессия!»
Вся вереница движется к фонтану.    «Беллиссимо! Перфетто!» - слышится удаляющийся голос фотографа.

После двухчасовой пробежки, насквозь мокрая, я возвращаюсь. Свадебная процессия все еще стоит у фонтана. «Нет, нет и нет! Анкора уна вольта!  Мне нужны счастливые лица! Ну, постарайтесь!» - по-прежнему воодушевленно и радостно щебечет  фотограф.

Через две недели в витрине фотоателье рядом с парком висят большие красивые фотографии. Я узнаю знакомые «счастливые лица»...


Рецензии
Очень интересно. Вы живете в Италии?
С уважением,

Ева Голдева   19.04.2024 16:01     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв.
С добром и уважением.
Наталья

Наталья Денискина   21.04.2024 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.