Я вижу музыку, говорит Севара Мирсидыкова

Культура.уз 24.04.2017

22 апреля, в день, благоухающий ароматами и красками ташкентской весны, мы снова собрались в гостеприимном музее Сулеймана Юдакова, который благодаря инициативе и щедрому сердцу его «внештатного директора», журналиста  Бориса Рахимовича Бабаева,  стал местом встреч нашей творческой интеллигенции. А темой таких встреч «имеют место быть» интересные личности, события, проекты, с которыми он не просто знакомит своих гостей, но вовлекает их в творческое участие. Вот и в этот раз  здесь собрались очень интересные люди -- музыканты, педагоги, поэты, журналисты и блогеры.

А центром внимания стала Севара Мирсидикова, 18-летняя учащаяся Республиканского музыкального лицея им. Успенского, лауреат международных конкурсов, один из которых, «Салют талантам!» состоялся в Париже в 2013 году и на котором Севара будучи незрячей,   заняла 1 место среди тех кто видит, блистательно  исполнив «Элегию» Рахманинова…

Впрочем, жалость и сочувствие – это не для Севары.  Совсем наоборот, она вдохнула в присутствующих  энергию и уверенность в собственные силы. Если есть люди, которые тебя любят, в тебя верят, и которых ты любишь сам , значит преодолеешь любые трудности. .

Это был прекрасный и незабываемый день, когда  я встретилась с большой душевной силой и талантом  хрупкой, изящной девушки, и которые меня лично снова утвердили в собственных силах и выборе.

Сначала Севара училась в школе для незрячих  и слабовидящих детей,  по воспоминаниям матери и педагогов, была очень любознательным и непослушным ребёнком. Могла оставить урок, который ей казался не интересным и зайти в другой, старший класс, где проходили  другие предметы … Жажда познавать окружающий мир, открывать невидимое и неизведанное, новые ощущения, которые она приобретала ,  становились для неё мощным  источником эмоций, требующих выхода и воплощения во что-то конкретное. И таким подспорьем для нее  вскоре  стала музыка.

В школе, где она училась, был также филиал детской музыкальной школы, и Севара начала здесь  заниматься  музыкой по классу фортепиано. «Сначала не получалось. Я даже не умела правильно держать руку, - вспоминает она. - Целых два года ушло лишь на то, чтобы  сориентироваться в инструменте, и только потом клавиши стали меня слушаться».  Но внутреннее желание реализовать себя в музыке ,стремление  поделиться наполнявшими её эмоциями,  терпение   педагога по фортепиано  Гульнары Уткуровны Пулатовой были так сильны, что через два года в  жизни  Севары появились выступления на школьных концертах, праздниках и фестивалях, потом она стала призером районного  и городского  конкурсов музыкальных школ, и наконец первое место  в Международном конкурсе-фестивале во Франции.

А по окончании школы в 2014 г.  Севара поступает в знаменитую «Успенку». В  этой кузнице музыкальных талантов к незрячей девочке отнеслись не просто со знанием  дела, но и с родительской заботой, заставившей преподавателей заняться поисками новых методов и подходов к обучению необычной  ученицы. В результате  она достигла новых успехов на очень престижных конкурсах за рубежом.

В 2015 г. она становится  дипломантом  международного конкурса в Курске; в 2016 г.- лауреатом Международного  конкурса-фестиваля  для музыкантов с ограниченными возможностями по зрению в Санкт-Петербурге . Отвечая на вопросы собравшихся и журналистов Помимо музыки, Севара любит играть в шахматы, изучает английский язык, осваивает работу на компьтере.

«Мне повезло, что у меня заботливая, любящая мама и такие прекрасные педагоги, как Марина Станиславна Плазинская, Тамара Владимировна Борисова,  Игорь Рахманович Пинхасов, Элеонора Андреевна  Джурунцева » - говорит Севара. Им пришлось искать для нее новую  методику обучения,  они поверили в меня и тем самым укрепили  мою уверенность в свои силы и возможности». С этими словами Севара оборачивается к педагогам, пришедшим на встречу:

- Я всегда с нетерпением жду вашего урока, Марина Станиславовна, потому что это не просто лекция о жизни и творчестве композитора, это концерт, в котором вы поете всеми голосами – от баса до колоратурного сопрано, и при этом играете за весь симфонический оркестр. Вы учите размышлять и аргументировать свои мысли, чувства, эмоции.

- А вот Тамара Владимировна Борисова, - продолжает Севара – большой Мастер и Музыкант. Наши многочасовые занятия  по фортепиано  - это увлекательное путешествие в мир человеческих эмоций и чувств в переводе на язык музыки. С таким педагогом мне не страшно браться даже за самые сложные произведения.

- Элеонора Андреевна Джурунцева учит меня решать задачи по гармонии, и это для меня очень важно, ведь я сама хочу сочинять музыку. Но как мне её писать, сохранять, редактировать, как представлять на суд для оценки? Я не знаю, как бы я с этой задачей справилась, если бы не наш педагог и композитор Игорь Рахманович Пинхасов. Он мне помогает не только в творческом процессе, но находит и продвигает возможности использования компьютерной  технологии и программы Sibelius для незрячего композитора. Так что я теперь могу записывать свои композиции».

Присутствовавший на этой волнующей встрече Игорь Рахманович, посетовав на то, что полная разработка такой технологии, по-видимому, дело будущего, предложил Севаре представить себе, что перед нею малыши и ей нужно воссоздать для них музыкальные картины «косолапых мишек», «поющих птичек» и «яркого солнышка». Севара тут же, к большому удивлению многих,  в блеском сымпровизировала все это  на пианино самого Сулеймана Юдакова. Музыкальная картина поющих птиц под косолапое топтание медведей под ярким весенним солнцем привела в восторг всю нашу взрослую аудиторию.

Эмоции нас всех переполняли, особенно, когда Севара исполняла на фортепиано произведения Сергея Рахманинова и свои собственные. Однако эмоции эмоциями, а прогресс двигают конкретные дела. И Борис Бабаев, верный своей миссии помогать всем добрым людям, позаботился также о практической поддержке, пригласив на встречу представителя Республиканского  детского фонда «Ты не одинок» (Sen Yolgiz Emassan) Дильнозу Сабирову, которая рассказала о деятельности фонда и о возможностях поддержки для Севары Мирси дыковой. Но пока речь шла  только о выступлении перед ребятами с ограниченными возможностями  из ташкентских детских домов. А помощь ей нужна срочно в том, чтобы какая-то фирма, или компания подарила ей компьютер со шрифтами для незрячих для того, чтобы с его помощью она могла и дальше сочинять музыку, что у нее уже так хорошо получается. 

«Я счастлива,- сказала Севара, - что могу посвятить себя  музыке. Это  для меня - неиссякаемый источник вдохновения , благодаря которому жизнь наполняется новыми красками, становится интереснее и обретает глубокий смысл. И вместе с тем, помогает быть нужной, востребованной и любимой в этом мире».

Спасибо и тебе, Севара, что ты помогаешь взглянуть на жизнь  с иного угла зрения и острее ощутить важнейшие  ценности жизни, ощутить свою  сопричастность и взаимосвязи, которые в прямолинейном  измерении жизни часто ускользают или теряются.


Рецензии