Только тот, кто сам горит, может зажигать

Культура.уз 31.12.2016

Внутренний творческий огонь, постоянство и сила которого зависит от степени влюблённости в искусство, в зрителя и в свой талант, не даёт музыканту, поэту, художнику усидеть на месте или почивать на лаврах. Или ограничиться новогодней сказкой и не думать о её чудесном продолжении.

В ушедшем году была и грусть потерь, и радость приобретений, 2016 год нас в чём-то даже закалил, научил ценить тех, кто рядом с нами, и с большей ответственностью относиться к будущему. В том числе к молодому поколению и его воспитанию.

В фойе Республиканского Специализированного Музыкального Академического лицея им. Успенского ещё висят афиши новогодних концертов, и на многих из них – ещё один заголовок: «Дети - детям». Это название их благотворительного фестиваля, который уже стал визиткой лицея. Его воспитанники с чувством особой ответственности помогают своим сверстникам, исцелению которых так необходима их моральная и материальная поддержка.

За жанровым, тематическим и исполнительским многообразием концертов, которыми пестрят афиши РСМАЛ, мне захотелось заглянуть в закулисье и встретиться с теми, кто непосредственно их готовит и участвует в них.

Республиканский лицей им. Успенского называют основной кузницей профессиональных музыкальных кадров Узбекистана. На протяжении десятилетий сюда  устремляются юные таланты из разных  уголков и регионов Республики, чтобы потом своим мастерством завоёвывать сердца зрителей в Узбекистане и за рубежом. Они обучаются игре на фортепиано, на духовых, струнных и ударных инструментах, учатся дирижированию, знакомятся с музыкальной теорией и композицией.

Среди тех, в ком «горит»  огонь творчества, - Алина Алибекова, педагог по импровизации в РСМАЛ, а также её ансамбль и воспитанники. С Алиной и её воспитанниками я познакомилась почти 7 лет назад; они не раз с успехом участвовали в концертах «Арт-Студии-Свет» в рамках проекта «Планета – наша общая Родина». И сразу вписались в его интернациональную программу, основанную на утверждении общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства разных народов мира.

Родители Алины узбекско-польского происхождения в начале семидесятых переехали из старинного Львова в Фергану, где Алина посещала музыкальные школы и одновременно впитывала в себя неповторимую национальную музыку Ферганской долины.  Потом училась в Государственной консерватории Узбекистана, позже работала в эстрадно-симфоническом оркестре Узбекского радио, преподавала в Музыкальном училище им. Хамзы и в Государственной консерватории…

Имя Алины Алибековой, талантливого пианиста, педагога и руководителя молодёжных ансамблей, хорошо известно большинству наших зрителей и поклонников джазовой  музыки.

Общаясь  с этой удивительно молодой, энергичной и умной женщиной, я даже не задаюсь вопросом: где источник её неиссякаемой энергии и вдохновения? Здесь кажется всё налицо: сам жанр импровизации, молодой возраст её адептов, благодатная атмосфера Музыкального лицея не могут не оказывать влияния…

Но почему она, начинающий музыкант, посвятила себя уже в 80-е годы в то время почти «опальному» жанру джаза? который и по сей день считается жанром скорее мужским, чем женским?  Ведь и внутренний огонь может угаснуть, если его не поддерживать!

Победила сила характера самой Алины, влюблённой в джаз, для которого присуща спонтанность и энергичность исполнения, импровизация и фразировка, отражающие индивидуальность музыканта и личности. Большую роль сыграла также поддержка  Ташкентского Джаз-клуба им. С.Гилёва,  президентом которого является Владимир Сафаров.

 Позже 90-е годы открыли новые перспективы джазу и приобщению молодёжи к джазовому музицированию. С  1996 г. Алина принимат активное участие в Клубе «Детская дорога к джазу», организованном В.Упоровым при Республиканском  Специализированном Музыкальном Академическом лицее им.Успенского.    Она создала здесь успешный ансамбль «Солнечные ребята» (Sunny kids), который покорял сердца зрителей, выступая в Ташкентском Джаз-клубе им. С. Гилёва и на престижных сценах ГАБТа, «Туркистон», в Государственной консерватории,  представляя джазовую музыку разных стран на концертах «Арт-Студии-Свет». В составе этого ансамбля выступали Игорь Тэн и Санжар Турсунов, которые впоследствии стали лауреатами международных джазовых фестивалей, а сейчас являются студентами Академии им. Гнесиных в Москве.

Интернациональный по своему рождению джаз, соединивший в своих истоках американские, африканские и европейские мелодии и культуру, а позднее включивший латино-американские, индийские, восточные,  японские и арабские мелодии,  продолжает развиваться, расширяя границы своей географии и музыкальных форм также у нас в Узбекистане.

Джаз продолжает  черпать из музыки разных народов и жанров, в том числе из узбекской, обогащаясь мелодикой Ферганы, Хорезма, Кашкадарьи... Перечень инструментов,  характерных для него в начале (труба, корнет, тромбон, кларнет, гитара, туба и ударные), тоже  вырос: джаз сегодня «присвоил»  не только классическую скрипку, флейту и арфу, но и все остальные музыкальные инструменты, включая узбекские дойру, дутар, рубаб, гиджак, тавлак  и другие.

Отрадно сознавать, что в этом интернациональном творческом процессе есть лепта участников и пропагандистов, преподавателей и музыкантов Узбекистана, в том числе нескольких ансамблей, созданных Алиной Алибековой. Самый последний (пока!) называется «My style». Его участники– юные воспитанники начальных курсов Музыкального лицея, которые приехали из разных регионов Узбекистана: из Ферганы, Хорезма, Кашкадарьи, Ангрена… Они учатся по другим специализациям лицея, а в класс по импровизации их влечёт внутреннее творческое горение, которое уже не вмещается в рамки учебной программы. «Алина Яхъяевна учит нас слышать, любить и совместно творить музыку нашей души» - говорят они о своём педагоге.

Передо мной в музыкальном классе школы – вместе с преподавателем  шесть её воспитанников: солистка Анна Гуржиева (вокал и фортепиано); Бехзод Облаёров (фортепиано, виолончель, вокал); Бузрук Бахтиёрходжаев (соло-гитара и ударные); Владислав Айвани (бас-гитара, фортепиано, ударные); Абдулазиз Зарипов (перкуссион); Шохрух Саидазимов (ударные). На недавнем новогоднем концерте «Дети - детям» они блестяще представили инструментальные и вокальные композиции не только американских и итальянских авторов, но также авторские композиции Бехзода Облаёрова «Блюз» и «Хива».

Обаятельная и экспрессивная Анна Гуржиева, лауреат фестиваля «Янги авлод»,  выступает также в театрализованном новогоднем мюзикле «Снежная королева», представления которого продолжаются в январе 2017 г. во Дворце искусств «Истиклол». Она примет участие и в январском, юбилейном, концерте «Арт-Студии-Свет», вместе с Наврузой Мамараджабовой, другой воспитанницей Алины Алибековой. Навруза на январском концерте исполнит национальный узбекский маком, а также песню на словацком языке «Красное яблочко». Аня Гуржиева споёт песни итальянского и американского композиторов.

 

Каковы будущие планы самой Алины Алибековой на 2017 год?

На мой вопрос Алина ответила очень кратко: «Мне остаётся только добавить: хочу продолжать привлекать молодое поколение к слушанию, а затем и к исполнению джазовой музыки».


Рецензии