Чехия на европейском кинофестивале 2017

Культура.уз 25.05.2017

Пятый Кинофестиваль Европейского кино продолжается. 23 мая 2017 в рамках показа 13 художественных, документальных и мультипликационных фильмов во Дворце кино им. А.Навои  был представлен чешско-словацкий фильм «Маленький человечек», продолживший многолетнюю традицию чешских анимационных фильмов, но с использованием несколько иной техники анимации.

Всемирно известный чешский кукольный театр Спейбла и Гурвинека, созданный в 30-х годах прошлого века Йозефом Скупой, с успехом гастролировал в более чем 30 странах мира. Традиция этого театра, отображающего мир с его непростыми социальными проблемами средствами гротеска, юмора, сатиры (и кукол!), находит продолжение во многих чешских анимационных фильмах. Не случайно я избегаю эпитета в «детских» фильмах, потому что многие из них обращены к взрослеющим детям и к детским взрослым. (Признайтесь, почти в каждом взрослом и, может быть, где-то в тайнике души, дремлет ребёнок, жаждущий игры и искренности).

Так вот, маленький человек живёт-поживает в своём мирке и вроде всё у него под рукой: и пища, и природа, и крыша над головой, и даже газеты ему на мотоцикле привозят…  Но надо же случиться:  его посещает мечта! Да не просто посещает, а не даёт ему сна и покоя, причём, действует по принципу: не знаю чего хочу и не дам покоя, пока не получу. И маленький человек отправляется в путь за своей мечтой. Так начинается фильм, поставленный режиссёром Радеком Бераном по детской книге Иржи Стаха и Лены Углиржовой «Большое путешествие маленького человека», на основе сценария Люмира Тучека.

Перед нами развёртывается классический сюжет типа: принеси мне А, чтоб я тебе сказал Б, но для этого надо пойти в точку В, чтобы достать Г, и так далее. Классика кукольного театра размещена в реальном лесе; простоте и наивности средств соответствует также открытое управление марионетками при помощи струн и стержней руками кукловодов. Наш герой встречается с причудливыми фигурами, рождёнными фантазией их авторов и в то же время олицетворяющими характеры: это гигантская пустая голова; уродливая и злая ведьма, которая хочет быть красивой; прозорливые очки; огурец, который вырастает при поддержке плодородных вопросов и т.д.  Фильм развёртывается поучительно, выразительно и с юмором. Те персонажи, которые злы, выглядят устрашающе и в то же время смешно, а те, которые добры, выглядят смешно и в то же время мило. Умное решение, чтоб не напрягать детскую психику! Хотя… сегодня дети такое видят по интернету и телевизору, что авторам детского фильма до них очень даже далеко.

Как в каждой доброй сказке, всё заканчивается хорошо. Наш герой осознаёт, чего ему не хватало: друзей, и обретает их, причём, часть из них была и раньше неподалёку. Как говорится, «удивительное рядом».

После фильма я спросила у своей знакомой 16-летней Анжелы, вместе с которой была на представлении, как ей фильм понравился. «Очень даже понравился, -ответила Анжела, - его можно смотреть и взрослым, и детям. Кто сказал, что с детьми надо обязательно сюсюкаться?»

Да, действительно. Кто сказал, что с детьми нельзя разговаривать как с равными о вещах, которые им понятны? И кто сказал, что взрослые не любят сказок с хорошим концом? Только не я.


Рецензии