Записки вне сети. Выплыть...

Записки вне сети

1 Выплыть…

С виду обычная история порой приводит к необыкновенным последствиям…
Короче это недавно было, как обычно я лежал на кровати и листал ленту соцсети, наполовину укрывшись тёплым пледом. Знаете, необъяснимое чувство наслаждения, от которого противно.
У ног лежал исписанный блокнотик с перечнем задач на ближайшее время.
«Блин, надо встать и начать делать доклад», – подумал я.
Нехотя я встал и побрёл к компьютерному столу, понимая, что сессия близко и час икс настанет уже со дня на день.
Интернет, правда, барахлил, и я перезагрузил модем. 
«Одуреть, инет повсюду уже, и почему я этому удивляюсь, не 2007-ой же щас?»
Открыл на ноуте документ. Настроение было паршивое. Только вот почему, я не мог понять.
Прошло десять минут.
«Нет, не могу без перерыва, надо поесть»…
Прошло три часа…
Лента листалась уже на автомате, только на ноут-буке.
«Хм, я то ещё ничего, вот десятилетние вообще не смыслят свою жизнь без онлайна».
Смартфон стрекотал без перерыва. Сосед говорил мне отключить оповещения, только вот руки до этого не доходили.
Сдавать доклад необходимо было уже послезавтра.
Кое-как я состряпал работу на 4 вордовские страницы и нашёл подходящие картинки. Голова же кипела от перегруза бесполезной информацией.
«Надо что-то делать, так больше нельзя» – наивная мысль под звуки Нойза и его «Граблей», где пелось о порочном круге. Я часто переслушиваю эту песню зимой. Зимой всё кажется каким-то одинаковым, – что снег в декабре, что в феврале – разницу я не чуял уже много лет. Почти.
Да, надо что-то делать, но завтра, тем более что близится поздний вечер, точнее три часа ночи.
Лёг, укрылся пледом, но телефон вот забыл на кухне. Вздохнул, но встал. Вернулся. Лёжа на боку, я продолжил насыщать свой мозг дофамином – листать ленту новостей, которые совершенно ко мне не относятся. Удивительно, каким образом я умудрился заснуть…
После нескольких абстракций мне приснилось то, чего раньше единым целом не представлялось. Волна, то морская, то из книг, то из людей, а пловец – я. Делаю попытку выбраться к спасительному горизонту, но люди меня толкают на берег, состоящий из экранов, а книжки превращаются в птиц и клюют. За волной же я вижу женскую фигуру, настолько красивую, что в жизни я такую не видал. Или видал. Правда лица не разглядеть, люди и птицы мешают. Но вот, вроде удаётся выплыть! Хех, сейчас увижу, какая она!...
Но блеснула от солнца снежинка в окне и глаза открылись…

***

Общежитие, где я жил, располагалось недалеко от дамбы, через которую я ходил на учёбу в другой район города. Дамба была насыпной, поэтому в весенний период с трудом сдерживала воду. Как будет на этот раз, боялись все, учитывая одно обстоятельство, о котором я расскажу по ходу рассказа.
Зима выдалась на редкость тёплой, но именно в то утро термометр показывал -10. Не совсем удобно конечно было добираться со студенческого общежития до учебного корпуса, но, как говорили старожилы, у вуза не было иной возможности обеспечить жильём студентов, так как само место учёбы находилось в окружении промзон, где строить было нельзя. И транспорта не хватало. Но мне нравился путь в сторону вуза. В солнечные дни мой разум отвлекался от экрана смартфона и созерцал дивный, хоть и привычный за три года учёбы мир. Я привык, что идти мне надо было около полутора километров, как и компашкам студентов вокруг меня. Иногда я включал музыку, иногда просто слушал пение ласточек и чаек. Единственным разочарованием в сердце служило то, что, раз за разом проходя через дамбу и местное озеро, я не заходил по пути в районную библиотеку, где у меня давно была подписка, но только она в пыльной картотеке напоминала о том, что когда-то я там бывал.
Я не люблю электронные книги. Один раз прочитал таким образом роман про Великую Отечественную и понял, что какая-то завеса мешала мне воспринять прочитанное более живо. Смартфон не пахнет книжной пылью и типографской краской, а именно за такими запахами в детстве я рвался в сторону библиотеки, а некоторые редкие книжные экземпляры с горькой душой относил по истечении срока. Даже точно не помню, когда наступил момент безкнижья. Какое-то время в моей жизни существовал интернет и книга одновременно, но всемирная сеть поглотила меня полностью. А с наступлением учебных будней теперь даже при желании, я не мог просто так взять и отключить телефон. Перегрузка информацией – это бич современности, бич по смыслам. Как волчок, что крутится настолько быстро, что ты не можешь разглядеть все его грани. Или как монохромный мир, закрывающий от глаз цвета.
Я искренне не понимал, как мой сосед по комнате умудрялся читать книгу за книгой. В прошлый Новый Год я купил парочку книг себе в коллекцию, но с тех пор даже к ним не притронулся.
Вид библиотечного дома говорил об окружающем мире больше, чем даже я сам, наверное, понимал тогда. Дом был старый, купеческий, и резко выделялся среди безликих хрущёвок. Удивляло другое: насколько человек эстетизирует любой архитектурный объект вокруг себя, даже если он до корки утилитарен. Поэтому дом библиотеки был выше меня, он понимал больше. Творчество художников и архитекторов рассеивалось в среде гедонизма и материализма. Этот дом говорил о торжестве осмысленного и нравственного труда, где мысль не даётся физически легко, а разум грезит иррациональными категориями. Смысл такого творчества потерялся в поколениях или поплыл против течения современности…
Оставался один день до сдачи доклада, я шёл в вуз с точной уверенностью, что опять прокатит. Выступит кто-то за меня. Отсижусь как-нибудь на задней парте. Главное – сдать, а там всё норм будет. Да и денёк в запасе ещё припасён, как-нибудь сяду за дело.
Выйдя из общаги, я пошёл беспечно в сторону дамбы.
В дни, когда наступали дедлайны, я особо нервничал, поэтому телефон по пути был лёгким способом отключить мозг. Поэтому на этот раз без созерцания. В социальной сети я был подписан на паблик, где постились фотки природы, и когда я уже не глядя приближался к библиотеке, то наткнулся на картинку пролетающих птиц…
Это было так быстро, что я даже не успел осознать, что произошло – движение птиц в сети случилось наяву, да так, что испачкалась сумка. Только вместо чаек – стая ворон, которым нипочём зима. Я поднял голову на библиотечный дом. По рукам пробежала дрожь – я вспомнил детали прошедшего сна. Он проконспектировал небольшую часть своего сюжета, наполнив смыслом прежде фото из сети. Вороны в окнах были словно падающими оттуда книгами. 
Стая ворон вскоре поднялась на крышу купеческого дома. Я остановился и достал салфетку, чтобы протереться. Даже забыл, положил ли в карман смартфон.
«Видимо, совсем изнервничался. Пора завязывать ложиться под утро».
Я стоял недвижимо минут пять. Старинная усадьба, где царила книга, скинула с себя ветер, словно отряхиваясь в мою сторону. Но зачем придавать значение таким глупым совпадениям? Я побрёл дальше и вновь «уснул» в телефоне, который незаметно оказался в руке.

***

За три года учёбы в филиале машиностроительного института я часто на поточных занятиях останавливал свой взгляд на одной девушке. Меня подкупала её интеллигентность, сочетающаяся с внешней красотой. Я рисовал её образ в своей голове, и он был близок к моим этическим и эстетическим идеалам. Наверняка реальность была более прозаической, но тогда я об этом не думал. Девушек на нашем курсе было не так много, но именно она была особенной. Правда, в своём стиле, я держался всегда поодаль и боялся подойти заговорить…
Прошёл ещё день, и на этот раз через дамбу я прошёл без происшествий. Даже не помнил, как дошёл до вуза, учитывая, что на второй паре надо было презентовать свою работу. Она была недоделана, поэтому я строил планы, как избежать выступления, либо схитрить и сказать, якобы, что флэшка не работает. Я не чурался грязных методов, хотя совесть твердила мне прекращать паясничать. Тем самым, я сам был далёк до тех идеалов, которыми наделял девушку своей мечты.
На проходной я выронил пропуск. Нагнувшись, краем глаза я увидел её, сидящую на подоконнике в дальней части холла. Вдруг, я ощутил толчок.
– Куда зыришь, ахаха? – Это был мой одногруппник Пашка.
Прежде чем ответить, я поднял пропуск и прошёл через охрану. 
– Здорова, как оно?
– Да норм, вчера весь день рубились в рпгшку, чё не зашёл то?
– К докладу готовился. Моя очередь выступать сегодня, но хочу отсидеться.
Я лукавил. Вчера мне было просто лень. Весь день я провёл в дружбе с ютубом. Пашка как всегда полез с советами.
– Чувак, есть лайфхак. Просто скажи, что флэшка не работает.
Я покачал головой. Он говорил мои мысли. Сразу как-то стало скучно, и я полез за телефоном.
– Да, с идеями у тебя плохо, Паш.
– Ну, решай сам. Стипуха улетит, будешь роллтоны жрать!
Эх, мне было не до того. В ленте соцсети я увидел мем, где сразу двадцать антропоморфных мобильных телефонов корчило злые рожицы. Я поднял глаза…

Сложно назвать это дежавю. Ситуация явно неординарная. Я понял, что-то происходит. Пашкин толчок рукой по плечу, экраны, девушка… А, кстати, где она? И что это за инсталляция в центре холла? Какие-то большие прямоугольные статуи, расположенные по кругу, как в Стоунхэндже, и нагнетающие над чётко очерченной скульптурой человека, которая находилась в центре круга. Удивительное дело, я заметил, что глаза этого несчастного были отточены так, словно они бегали и искали выход.
Я обернулся, Пашок исчез, видимо уже пошёл на первую пару. Вновь посмотрел на инсталляцию, закрывавшую отчасти вид на одну из дверей. Девушка… Она встала с подоконника и направилась к двери, в сторону учебного корпуса. Её силуэт мигал сквозь прямоугольные статуи, а я стоял как вкопанный и созерцал. Именно что созерцал, пытаясь, как в разминке для глаз, разглядеть лицо…
Прямоугольные статуи оказались огромными пластмассовыми смартфонами-мегалитами. А лицо на скульптуре было похоже на...
«Бог играет со мной, как с младенцем. Как же всё просто. Впрочем, это всего лишь совпадение».
Пашка оказался мозгастым. Впрочем, много мозгов тут и не надо было. Он подговорил Коляна заболтать препода во время своей презентации вплоть до конца пары. До моей очереди так и не дошло.
Выходя из аудитории, я решил поинтересоваться у Пашки, что за инсталляция и кто её поставил в центр институтского холла. Пашок скорчил рожицу:
– Инсталляция? Чего?
– Ну, эти… Смартфоны-мегалиты.
Пашка заржал, пожал руку и растворился.
Я понял, что полезнее будет спросить Николая Алексеича, нашего препода по профилю. Он у нас вёл матан на 1 курсе. Профессор явно торопился. Не успел я молвить слово, как он сказал:
– На почту пришлёте сегодня презентацию и чертежи.
Вздохнув вслед убегающему преподавателю, я накинул куртку и тихонько побрёл к выходу. Третьей парой был поток, на который идти не хотелось. Даже с перспективой увидеть её.
«Надо ещё раз взглянуть на местный Стоунхэндж». Достал телефон и стал скроллить ленту.
Уже спускаясь с лестницы, я получил уведомление о пяти сообщениях. Они были несрочные, но ответить хотелось каждому. Завязалась онлайн болтовня, да так, что вскоре я вновь оказался на дамбе… Я вышел из реального мира мимо всех смыслов. Впрочем, а был ли он? Смысл, реальный мир… Да ну его, их, эх…
Теперь я понимаю, что был. Но был ли Стоунхэндж?

***

Сессия прошла, кое-как я сдал без троек. Спасибо старосте Коляну. Прикрыл пару раз. Кстати именно он – тот самый мой закадычный сосед по комнате, любящий читать.
Весна наступала рано, уже в конце февраля всё было покрыто настом, а начало марта порадовало резким потеплением. Я наслаждался теми редкими минутами, когда мозгу удавалось заметить разницу в природных изменениях. Обычно это происходило случайно – просто никто не писал в личку, а лента сторис в инстаграме была просмотрена буквально недавно. 
Пятого марта был выходным, и можно было поспать подольше. Проснувшись в полдень, первым делом я полез в сеть и понял, что ни мобильный оператор, ни вай-фай не работают. Такое раза два-три в год случалось, в среднем на час, поэтому я не волновался. Я сварил себе кофе и взглянул на книжную полку. Именно во время таких счастливых обстоятельств, я находил в себе силы открывать одну из книжек. Но, как правило, я их только пролистывал, эстетски восхищаясь дизайном книги или её древностью. А потом ставил на место с мыслью, что обязательно когда-нибудь прочитаю.
Прошло три часа. Я стал нервничать, всё-таки был выходной и хотелось глянуть ролики или шутеечки для отключки. Даже на лёгкие фильмы меня не хватало. Когда соседи включали что-то, я мог усидеть лишь до того момента, как не начнутся пространные диалоги. Редкая смена кадров заставляла руки взяться за смартфон и проверить обновления. Думаю, не только у меня есть такая проблема.
Колян тем временем читал Камю – автора из моего списка плана чтения, который как бы написан, но толку от него не было. Я явно скучал. Надо было перебить это беседой.
– Колян, что, интересно?
– Ещё как!
– Вообще в шоке от тебя, как ты успеваешь…
Колька улыбнулся. Взгляд его был прямой и говорил в лоб.
– Да всё просто. Просто сажусь и читаю, как сделаю дела. Тут и думать не надо.
– Слушай, Колян, не звонил провайдеру? Чё там за фигня с инетом то?
– Неа. А ты чё, не слышал, что ночью творилось? Спал как младенец прям!
По выходным я обычно отсыпался после учебных будней и бессонных ночей. В будние же ночи я обозначал и рефлексировал подготовку к занятиям при помощи переживаний, что часы тикают, а ролики и лента в прокручивании не кончаются.
– Чё там ещё? – Заинтересовался я.
– Ураган. Глянь в окно!
Обзор с окна 7 этажа общаги показывал частный сектор, далее дамбу и озеро, за которыми располагались вдалеке хрущёвки, наш вуз и промзоны. Начало марта выдалось очень тёплым и дождливым для средней полосы России, поэтому я ожидал увидеть лишь грязь, слякоть и мусор по обочинам. Ну, и поваленные деревья от стихии. Но я был поражён. Уровень воды в озере за два дня, что я не наблюдал его, поднялся на несколько метров и грозился смыть дамбу ко всем чертям. На подъездах стояли машины МЧС, полиция, перекрывшая дамбу, и зеваки.
– Ё-моё, а как мы завтра в вуз то покатим? Поплывём? На транспорте хрен доедешь.
Колян усмехнулся.
– Научить плавать? Ахаха.
– Один плюс, есть повод не делать нифига к завтра, если связи не будет.
Колян усмехнулся второй раз.
– Был бы на месте препода, спросил бы, а как же библиотека?
– До неё ещё надо доплыть! Смотрю, не только пешеходную дорогу перекрыли.
– Друг, у меня лодка есть, могу одолжить! – Это Колян так шутил. – Да и в обход транспорт едет, пусть и в очереди придётся постоять. Съезди. Всё равно ещё долго точно не включат ничего. – А это уже Колян серьёзничал.
Я подумал, а почему бы и нет. В конце концов, такие шансы редко предоставляются. Выйдя из студгородка, я дошёл до остановки, но потом задумался, стоит ли толкаться в маршрутке и ехать туда, куда сердце доберётся и так, если можно вначале побыть в образе зеваки и посмотреть наглядно на уровень воды в озере. Внутри таилось знакомое многим современным людям мнимое чувство обладания: интернет никуда от тебя не денется, даже если сейчас он отключён. Я был уверен, что вечер в общаге точно не будет испорчен. На полпути я обнаружил, что забыл телефон, и не смог проверить, работает ли мобильная сеть на улице. Это обстоятельство заставило меня улыбнуться.
Наш город был весь покрыт проводами, в тот момент изогнутыми после урагана. Атмосферу создавала и троллейбусная сеть, которая, правда, была пару лет бесхозна. Идя по частному сектору, я вспомнил, как однажды, в одном из пабликов, видел дореволюционное фото той же улицы, по которой тогда шёл. Мысленное сопоставление не оставляло шансов современной интерпретации.
«Свернули ли мы не туда? Или провода были неизбежны?».
Полпути я думал над этим риторическим вопросом. Ответ был тривиален.
«Да, нам надо жить и адаптироваться в условиях меняющихся смыслов».
После этого я ощутил вкус свежего ранневесеннего воздуха. Внутри стало так хорошо, так легко, но в то же время грустно от того, что такие размышления меня постигли из-за неимения смартфона под рукой. Теперь эти размышления не перебивались ничем и были цельными. Да уж, никогда ещё человеку не был так необходим самоконтроль, как в последние годы прогресса. Для меня же это понятие было тайным островом посреди воображаемого океана, где волны не несут тебя на растерзание временем…
Волны…
«Господи, какие же они большие, ё-моё!». Моё изумление теперь было явным: даже за изгородью и снующими там туда-сюда мчсниками, полицейскими и строителями я увидел опасность, что таилась. Дамба уже находилась в пятидесяти метрах от меня и зевак, но я чувствовал, как меня припорашивает водой. Волны бились о дамбу, грозясь её смыть.
Стоя перед жёлтыми лентами, что мешали обзору, неожиданно я прочувствовал на первый взгляд обыденную, но интересную ситуацию. Пока стройотряд занимался укреплением дамбы при помощи бетона и решёток, зеваки выстроились в цепь и синхронно начали всё это действо снимать с надеждой выложить в сторис. Я даже не заметил, как полицейский рукой отодвинул меня в их сторону.
Люди… Экраны…
– Гражданин, осторожнее. Дальше нельзя!
Всё, что произошло, вывело меня из равновесия…
Когда я очнулся, то спросил одного из зевак:
– Известно, когда всё починят?
– Главное – до завтра. Обещают новый ураган к утру. Вот они и торопятся.
– А у вас случайно интернета нет?
– Очень нестабилен. Еле загрузил фотку вот щас. Говорят, если завтра повторится ураган, то будет совсем хреново.
С грустью я обернулся и собрался идти восвояси. Но когда я в последний раз взглянул на работу спасателей, то заметил её… Она была среди волонтёров от вуза, кто помогал строителям.
«Удивительно, я всё в этой жизни пропускаю мимо себя, а тут люди без интернета находят способ быть полезными. У них есть информация!».
Я восхищённо смотрел, как она с ребятами из параллельного потока таскала тележки и не чуралась грязной работы. Работы же было выше крыши. С другой стороны, я ехидно улыбнулся, вспомнив о Коляне, безмятежно читавшем в общаге книжки.
«Эх, Колян, теперь мы в одной лодке. Одолжить бы её у тебя, ахаха».
Через полчаса я вернулся в общежитие, забыв про библиотеку. Коляна дома уже не было. На оставленной им книжке валялись какие-то чертежи.

***

Было пять часов вечера того же дня. Злостно смеркалось. Я смотрел в окно в сторону разрушавшейся дамбы и метущихся там деревьев. Глаз постепенно замыливался, так как изнутри выходила скрытая депрессия. Телефон я сжимал двумя руками на груди, упустив момент того, когда включился и вновь отключился интернет. В последние полчаса я успел поскроллить ленту и даже проигнорил сообщение от Пашки, звавшего сыграть в стратежку. Водоворот мыслей нахлынул так сильно, что телефон весь покрылся потом от рук. Слабо помню, что было потом.
Водоворот мыслей – удивительный процесс. Он настолько реален, что может унести тебя за горизонт, навстречу тайным островам. А может понести к берегу. Одномоментно. Воронка кружила меня и всасывала. Так вот закроешь глаза и окажешься посреди улицы. Люди бегут из стороны в сторону. А ты смотришь безучастно. Даже когда таинственный библиотечный дом стал скидывать с себя броню, а книги начали плавать как маленькие плоты. Даже когда от насыпи не осталось ни следа, а частный сектор превратился в бухту...
…Вода несла меня и я не знал куда, пока не увидел, как уносит вдаль девушку моей мечты. Но каждое моё старание к ней приблизиться, отдаляло её от меня. Вокруг плыли книги из тайного отсека библиотеки, куда в детстве я хотел попасть, но туда никого не пускали… Найду ли я там ответ, как спастись или как спасти, пока не смоются чернила?.. 
…Казалось, что изогнутые провода исчезли. Водная гладь больше не имела волн и больше никуда не несла. Открытое море смыслов!
Вскоре мне протянули руку.
– Жив?
Это была та самая девушка.
Выплыл.


 


Рецензии