Взгляд за кулисы театра

Культура.уз 25.01.2018

Премьера спектакля «Женитьба Хлестакова» с обновлённым составом   вызвала у меня желание заглянуть в закулисье и поговорить с его создателями о некоторых моментах сценическо-музыкальной драматургии и о зрительских симпатиях.
У Ташкентского Государственного театра комедии (оперетты) уже сложилась постоянная публика, которая внимательно следит за афишами и репертуаром театра. И хотя 21 января 2018 г. состоялась уже третья премьера (первая и вторая были в декабре), зал был снова наполнен, а спектакль прошёл с большим успехом, зрители дружно аплодировали отдельным сценам и актёрам и спектаклю в целом, а временами раздавались возгласы: Браво!
Принято считать, что театр оперетты и музыкальной комедии – это прежде всего хорошая музыка. Это правда, но не полная. Очень много зависит от сценария и от слаженной работы всего коллектива. Конечно, зритель, далёкий от раздумий и анализа законов драматургии, воспринимает сюжетно-образное единение сценического и музыкального решения как нечто само собой разумеющееся. И чем меньше задумывается над тем, «как это сделано», и если не воспринимает спектакль как 2 отдельных жанра в одной постановке, тем больше успех спектакля в целом и заслуга совместных усилий режиссёра, композитора и коллектива исполнителей.

Тем не менее создатели спектакля заслуживают, чтобы зритель хоть немного больше узнал о сложном и трудоёмком процессе, который зовётся музыкально-сценической драматургией. Давайте же приоткроем завесу и заглянем в закулисье. И поговорим с теми, кто музыкально-сценический жанр оперетты не считают лишь увеселительной забавой, но ставят перед ним (и воплощают!)  художественные и воспитательные цели. А зритель, поддавшись искромётному обаянию их творчества, остаётся им верен и наполняет зал театра.
Мне повезло: в полутарачасовой беседе я встретилась с двумя известными деятелями культуры Узбекистана, которые к тому же интереснейшие собеседники - с композитором и дирижёром А.Ю.Эргашевым, заслуженным деятелем культуры Узбекистана, и с режиссёром С.С.Каприеловым, заслуженным работником культуры Узбекистана, а также с двумя очаровательными ведущими актрисами театра: с Натальей Лапковой и с Ульяной Семёновой.
Темой беседы была творческая деятельность каждого, а также их совместное творчество, его успешные плоды и планы на будущее. И, разумеется, то, что остается за кулисами и скрыто от публики.
 
Публика Узбекистана знает и глубоко ценит светлую,  глубоко эмоциональную и мелодичную музыку АНВАРА ЮЛДАШЕВИЧА  ЭРГАШЕВА к более чем 30 спектаклям и  50 кинофильмам; его концерты для фортепиано и виолончели с оркестром, прекрасные песни, камерные произведения, музыкальные сказки… И, конечно, балет-легенду «Хумо» и музыку к балету «Чеховиана», в музыкальных образах которой маэстро обобщил сущность чеховских пьес «Три сестры» и «Чайка». А недавно, в ноябре прошлого года, он великолепно дирижировал в ГАБТе им. А.Навои исполнение оперы «Флория Тоска» великого Джакомо Пуччини, оперно-симфонические партитуры которого предъявляют особенно высокие требования к единству работы режиссёра  и дирижёра.
В театре оперетты вместе с режиссёром СЕРГЕЕМ  СЕРГЕЕВИЧЕМ  КАПРИЕЛОВЫМ Анвар Юлдашевич поставил «Нашу Майсару», первую узбекскую комическую оперу, созданную Сулейманом Юдаковым; написал очаровательную, изящную музыку к комедии «Ребёнок напрокат» французского драматурга Жана Лераза (постановка режиссёра Руслана Шерезданова), а также к «Невесте Хлестакова», которая является авторской фантазией Сергея Каприелова по произведениям Гоголя «Ревизор» и «Женитьба». В последней он также создал великолепную музыку к стихам Александра Пушкина, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадуллиной, Саши Чёрного и французского поэта Поля Дюпена.
Гоголь и Марина Цветаева? Белла Ахмадуллина и Гоголь? Пушкин и Саша Чёрный? – спросите вы. Да, и всё это получилось очень органично, свежо и гармонично. Благодаря таланту и сотрудничеству автора сценария, композитора и дирижёра и всего коллектива исполнителей. Кроме того, в произведении, созданном по Гоголю, у которого единственный положительный герой – это смех, а любовные истории отсутствуют, появились  и положительные герои, и любовь, и даже романтика.
Итак, 21 января вновь состоялась премьера спектакля «Женитьба Хлестакова». Главные роли с неизменным успехом исполняли Суръат Артыков, заслуженный артист Узбекистана (Хлестаков), и Игорь Бухаидзе в роли отца Хлестакова. Яркую роль Свахи создала народная артистка Зинаида Соловей. Невесту Хлестакова талантливо представила ведущая солистка театра Наталья Лапкова, а роль Авдотьи исполнила не менее талантливо ведущая солистка Ульяна Семёнова. В едином ансамбле исполнителей успешно выступили остальные его участники.
.
                КАК  ЭТО  СОЗДАВАЛОСЬ?

- Мы с Сергеем Каприеловым дружим и сотрудничаем уже давно, - сказал Анвар Юлдашевич Эргашев. В прошлом году во время празднования Нового года как-то спонтанно у нас появилось желание написать что-то большое и русское. И вот Каприелов мне даёт стихи выше упомянутых поэтов. Но речь ведь идёт не о музыке к отдельным стихам, а о создании музыкального спектакля, в едином ансамбле либретто + музыка.
Я всегда пишу музыку как живописное полотно, тоны и мелодии – это краски, которые сливаются воедино и помогают создавать  гармонию сценическо-музыкального целого. Я несколько раз просил Сергея Сергеевича показать мне либретто. Не тут-то было!

И тут в разговор вступает Сергей Сергеевич:

- А я Анвару Эргашевичу отвечаю: у меня  либретто в рукописи. Но процесс пошёл. Как же иначе? Ведь меня  во сне посетил сам Николай Васильевич.  И ему в моём сне задали вопрос: «А продолжение Ревизора существует?» А Гоголь отвечает: «Да, существует». Гоголя снова спрашивают: «А разве вы его не сожгли?» «Это я продолжение Мёртвых душ сжёг, а не Ревизора», отвечает Николай Васильевич. Это был утренний сон, так что я его хорошо запомнил.
 
- И вы его воплотили?

-  Да, через какое-то время я об этом сне вспомнил. Всё получилось очень логично: у Гоголя в «Ревизоре» развязкой служит оглашение приезда настоящего ревизора, а в продолжении «Ревизора» это послужило завязкой. Я логически продолжил судьбу его героев: Городничий приговорён к тюрьме, его семья полностью обанкротилась и должна переехать в деревню в Орловской губернии, из Марии Антоновны стала бесприданница… Она, однако, вспомнила, что обручена с Хлестаковым, и решает его на себе женить. Какой никакой, а всё же столичный чиновник! Не за мужика же ей в деревне выходить!

-  Вы сохранили характеры героев, но к гоголевскому безжалостному смеху  добавили то, за отсутствие чего современники не раз его упрекали: положительных героев, любовную историю, точнее две, и даже романтику. Некоторые  сомневались в возможности такого альянса, а вы доказали, что он может быть успешным!

-  Только Осипа я переиграл: в «Невесте Хлестакова» он у меня простак  и добрый малый, а ещё я развил роль Авдотьи. О ней в гоголевском «Ревизоре» всего одна фраза, сказанная Бобчинским, что, мол, встретил вашу ключницу Авдотью, которую вы послали за французским коньяком…

-  А у вас получилась женская роль второго плана, очень яркая, колоритная, с окающим русским диалектом и с русским характером.
И в не менее ярком и обаятельном исполнении Ульяны Семёновой…

- С Ульяной Семёновой я работал первый раз и, признаться, опасался, что она «из консерваторских, академических», и в плане актёрском придётся её переучивать для оперетты. Но Ульяна попала в самое яблочко! Я очень рад, что ошибся, вместе с Максимом Воланским, исполнителем роли Осипа, они оба молодцы!

- Сергей Сергеевич, вы ведь не в первый раз обращаетесь к творчеству Гоголя…

- Да, впервые это было, когда я преподавал в Театральном институте им. Островского и поставил вместе со студентами «Сорочинскую ярмарку». Потом несколько раз ставил «Ревизора», в том числе в Узбекском драматическом театре, где я работал режиссёром 15 лет. Ну, а теперь вот «Свадьба Хлестакова».

- Ваши планы?
 
- Никогда не сообщаю их заранее. Но скажу, что с Анваром Юлдашевичем собираемся создать новый мюзикл. А в «Невесту Хлестакова» добавить арию Свахи. А ещё - хочу поставить «Двенадцатую ночь, или что вам угодно» Вильяма Шекспира.

- В этом произведении вы, конечно. тоже дадите волю своей творческой фантазии!

- А как же иначе! Сам великий драматург сказал: «… или что угодно».

                ЕЩЁ  ОДИН  АСПЕКТ:  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Картина будет неполной, если не сказать, что оба:  и режиссёр, и дирижёр действуют ещё в одной ипостаси: педагогической. Как в отношении студентов, так и по отношению к исполнителям, актёрам.
- Все исполнители ужасно рады, когда дирижирует Анвар Юлдашевич, - говорит Наталья Лапкова.- Он прямо «вкладывает» в уста поющих правильные ноты и тоны. И готов дать конкретные советы, консультации любому исполнителю.
Её поодерживает Ульяна Семёнова: - Да, это ещё одна школа практического мастерства и с Анваром Юлдашевичем, и с Сергеем Сергеевичем. Оба очень требовательные и заботливые, а это залог успеха.
А бывший студент С.С.Каприелова Мухаммадали Искандаров в своём интервью, опубликованном на издательском сайте «krasota.uz», сказал: «Единственный педагог в моей жизни – Сергей Сергеевич Каприелов, главный режиссёр театра оперетты. Он много сделал для нашей группы и лично для меня. Он нас воспитывал. Он для меня – всё, и я считаю его отцом. Всё, что я знаю – это то, что он в меня вкладывал на протяжении трёх лет».
 
- Трогательно. – прокомментировал Сергей Сергеевич Каприелов.-  Но я, помнится, Мухаммада ругал больше всех, и он даже возмущался: ну что вы, мол, только меня ругаете? А потому что было ясно: из парня будет толк. Сейчас он успешный кинорежиссёр.

     *****

Беседа закончилась, но среди упомянутых участников  этого вечера мне хочется  сказать ещё об одном: о нашем, узбекистанском, зрителе. Ведь это всё делается для него и ради него! 
У нас очень хороший зритель. Хорошо воспитанный, неплохо образованный и сердце у него на правильном месте. О нашем зрителе едва ли можно сказать, что глубине переживаний и высоким чувствам он предпочитает попсу, порно и Бог весть что ещё!, как на это часто жалуются критики  других регионов.
Иначе разве он   заполнял бы наши зрительные залы, в которых наряду с юмором и смехом его потчуют поэзией и романтикой и не стареющим обаянием возвышенных чувств?
Поэтому в заключение своего интервью хочу выразить благодарность всем его участникам, в том числе нашим зрителям.


Рецензии