Незабываемый случай

Собрались как-то друзья на берегу Байкала в русской просторной бане. После жара с березовым и пихтовым вениками, купания в байкальской ледяной купели, все садились за большой деревянный стол. Здесь за кружкой травяных сибирских чаев да с ягодными вареньями сам собой рождался задушевный разговор. Макс, рок музыкант видом напоминавшего пирата карибских морей неожиданно предложил тему для общего застолья: «Друзья!(внимание) Жизнь – это череда разных историй. И среди историй есть истории, может быть внешне малоприметные, непригодные для официального портфолио, но в них есть нечто такое, что делает их запоминающимися на всю жизнь.  Сегодня с нами наш сибиряк Кирилл, он вернулся к нам из-за океана, из Соединенных штатов". Речь Макса прервали аплодисменты, свисты и гуканье. Макс выдержав паузу продолжил: Друзья, давайте послушаем Кирилла. Пусть он расскажет нам любую его историю! Все одобрительно, дружно подняли кружки, с возгласом: "Кирилл, Оле, Оле!!!"
Кирилл, молодой брюнет со шкиперской бородой, очкарик с умными смеющимися глазами: Друзья, сегодня день рождения моего учителя и тренера Вадима Дмитриевича Избекова. Он чемпион СССР по самбо. Про него говорят: "он первый и последний чемпион якут". Здесь в Сибири мы с ним встретились и прошли много общих дорог и таежных троп. Вот про один из таких походов я хотел бы коротко вам рассказать. В этой истории случилось нечто, чему я до сих пор не могу дать рационального, логического объяснения.
В тот день мы группой из пяти спортсменов вышли с Аршана* в сопровождении  чемпиона СССР(1958), тренера по самбо Вадима Дмитриевича Избекова. Он учил нас не только секретами борьбы и самообороны, но тайнам целительства. Вадим Дмитриевич большой  знаток лекарственных растений, альтернативной медицины, пульсодиагностики, массажа. В то время он исповедовал теософию, буддизм. Наряду с шаманскими практиками, использовал восточные медитации и православные молитвы. В этом смысле в походах Вадим Дмитриевич  для нас был больше старшим Братом, где-то гуру, чем тренером. Было начало июня. В это время в горах еще лежал снег. После двухдневного перехода, мы поднялись на горный перевал (более 1500 м. над уровнем моря). Мы наивно полагали, что  самое трудное позади, но оказалось все по другому. Погода внезапно изменилась, небо среди бела дня так потемнело, будто в концертном зале выключили все софиты.  Тучи так сгустились, что казалось еще чуть-чуть, и они станут черными. Таких темных туч я потом больше нигде не видел. Пошел такой густой снег,  что было трудно поверить, что такая снежная масса может выпадать буквально за минуты. Всюду, вокруг нас стояла подвижная, плотная стена падающего снега. При этом был такой сильный порывистый ветер, что нам приходилось порой держаться друг за друга, чтобы устоять на ногах. Все это делало эту снежную массу необыкновенно плотной и динамичной. За три-пять шагов впереди идущего человека уже скрывала белая стена… Идти приходилось «по колено» в снегу и при этом снежную тропу пробитой впереди идущей группой, заметало в считанные секунды. Вадим Дмитрий Избеков дал нам задание(общались жестоми, голоса наши уносило в белую бездну) искать подходящее(безопасное) место для ночлега. Мы спустились вниз на границу леса. Здесь внизу ветер был потише.  Там мы наткнулись на крошечное охотничье зимовье. Чтобы в неё попасть нам пришлось  выкапывать двери, трубу из-под снега. Нас было шесть человек, тогда как избушка была узенькой не более 2х метров. В ней было двое «одноместных», узких нар. Самое главное там была хорошая печурка. Так что у нас появилась возможность высушить сырую обувь, одежду. После ужина в зимовье осталось ночевать три человека. Двое на нарах, третий на земле, но это все равно было лучше, чем на горной «улице». Вадим Дмитриевич  установил палатку рядом с избушкой. Мне он предложил ночевать с ним под одной крышей. Когда я заготавливают дрова для ужина, недалеко от зимовья обнаружил раскидистый коренастый кедр. Это был гибрид кедра(Сосна сибирская) с кедровым стлаником(Сосна стланиковая) с очень густой кроной. Его ветви спускались до самой земли. Крона была настолько густой, что под ее шатром почти не было снега. Внизу под ними за много лет сформировалась толстая «подушка» сухой кедровой хвои. Я это дерево воспринял как «дух гор» и лесную гостиницу. Об этом кедре рассказал Вадиму Дмитриевичу. Он благословил мой выбор, отдал свою пленку для защиты от снега. Я наломал дополнительно сухих веток. Так у меня получилось уютное гнездо - гайно.  Такие «подушки» для себя делают в сильные морозы кабаны. В это гайно я втащил спальник. А чтобы защититься от снега(снег шел весь день и всю ночь) я укрыл  убежище сверху полиэтиленовой пленкой. Чтобы пленку не сдуло ветром, в нескольких местах закрепил ее бечевкой к ветвям кедра. Ночью я проснулся. На фоне шума ветра слышался мелодичный звук. Сразу оговорюсь, это были восьмидесятые годы, в то время у нас не было даже обычных телефонов, с нами не было ни радио, ни плееров, вообще никакой радио или электронной техники. Я весь превратился в слух.  Мелодичный звук отчетливо напоминал звуки бубенцов! Слушал эту музыку, мне хотелось проверить достоверность своего восприятия. Я сделал себе массаж ушей, лица, кистей рук, прикусывал много раз язык. Все эти ощущения были вполне явственными.  Также я выполнил серию математических упражнений. Удостоверившись в своей адекватности, я снова слушал... Мелодия продолжалась. Она то приближалась, становясь громче, то удалилась, становясь тише. Я вылез из своего убежища, для облегчения мочевого пузыря. По-прежнему шел снег и дул ветер. А мелодия продолжала звучать непрерывно. В нашей группе ни у кого музыкальных инструментов не было. И даже если что-то было, трудно представить, что после очень тяжёлого, экстремального дневного перехода, кто-то бы смог всю ночь «музицировать», наигрывать все ночь одну и ту же мелодию, которую никогда я ни до, ни после нигде больше не слышал. Музыкальный ритм был простым, неизменным, но приятным для слуха. Я его запомнил на всю оставшуюся жизнь. Сейчас я хочу вам напеть эту мелодию:
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы -дцынь
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы –дцынь
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы –дцынь
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы -дцынь
Я засыпал под эту мелодию и просыпался под неё несколько раз в течение всей ночь. Музыка прекратилась только под самое утро. К утру я слегка продрог и поэтому встал раньше всех. Разжег костёр, скипятил чаю, а когда все проснулись, сварил геркулесовую кашу с изюмом. Когда я спросил своих спутников, слышали ли они что-нибудь? Все отвечали: «Спали как убитые". Перед сном все слышали шум ветра, шорох ветвей и не более. Вадим Дмитриевич, пояснил, что горная река, на которой мы остановились, по-бурятски называлась «Хонхинуур», что означает «колокольчик», «бубенцы». Есть легенда, что здесь живет Тара – девушка-богиня, она ездит на оленях, упряжь которых вся увешана бубенцами. Считается, тот, кто услышит Тару, благословлен будет на всю оставшуюся жизнь.
День выдался солнечным и тёплым. По всюду потекли ручьи. Но снегу местами было по пояс. После кострового совещания, идти на перевал к Шумаку мы отказались из-за возникшей лавино опасных условий. Вадим  Дмитриевич предложил всем вместе подняться на одну из ближайших вершин для «общения с Небом». На вершине горы мы провели медитацию мира. На обратном пути нам стали встречаться заросли саган дали.  Вадим Дмитриевич, показал нам, как травники при сборе растений просят разрешения духов места и растений разрешения на сбор «сокровищ здоровья». Все мы набрали по небольшому мешочку знаменитой Саган Дали (Рододендрон Адамса). Для чая собирают только концевые веточки с листочками.
Когда мы спустились в долину, первым делом мы пошли в кафе. Там за чашкой чая, внутренне я снова слушал звон бубенцов. Их музыка звучала уже глубоко в мое сердце. И вот сейчас с вами я снова ее услышал. И мне захотелось вам о ней рассказать».
Кирилл достал бубенец и начал нежно им встряхивать в воздухе перед собой, полился магический звук, который заставил всех на какое-то время замереть…

Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы -дцынь
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы –дцынь
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы –дцынь
Дцынь-дцынь, дцы-дцы-дцы-дцы -дцынь

*Аршан - курортный поселок в Тункинской долине (республика Буятия), известный еще с царских времен, как место где текут Аршаны(так по-бурятски называют целебные источники)

 


Рецензии