Черно-белая музыка джаза и ее рыцари

Зародившись в чикагском негритянском гетто более века назад, эта музыка прочно вписалась в современную музыкальную культуру и в сердца любителей джаза, создав неувядаемые «эвергрины» таких мастеров, как Джордж Гершвин, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бенни Гудман, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн и многие другие. По сравнению с возрастом классической музыки, которой более 100 лет, это небольшой срок, но процесс «взросления» джаза пробегал очень быстро, соизмеряя свой шаг с энтузиазмом его поклонников и космическими скоростями ХХ века.
Предшественниками джаза был трудовые песни, которые пели черные рабы на плантациях, и ритм этих песен облегчал их труд, а также их спиричуэлы (духовные песни), позже рег-тайм и блюз, песни боли и радости, идущие от самого сердца. Черных рабов с их ритмами, песнями и танцами (например, voodoo) привозили в Америку из разных африканских племен, и музыка каждого из них отличалась особым колоритом. Именно в джазе музыка черной и белой расы быстро нашла путь к сближению и слиянию и, по всей вероятности, помогла  сближению их носителей, создав уникальную по демократичности, интернациональности и музыкальному характеру культуру джаза. Недаром его иногда называют черно-белой музыкой. Отмена рабства в 1863 г. и приток африканцев в города способствовали ее формированию и развитию.
Первый этап утверждения джаза да и само его название  историки связывают с Нью-Орлеаном  на реке Миссисипи. В этом промышленном городе и шумном порту проживали бывшие французские и испанские колонизаторы и их потомки креолы, в жилах которых текла кровь черных матерей, а также итальянцы, немцы, славяне...
Немецкий музыкальный теоретик Й.Э.Берендт дает такую характеристику джазу: «Джаз – это искусство музицирования, возникшее в США из столкновения негров с европейской музыкой. Инструментарий, мелодичность, гармония в большинстве своем берут начало в европейской музыкальной традиции. Ритмичность, фразирование, образование тонов и определенные элементы блюзовой гармонии происходят из африканской музыки».
 Отличительные черты джаза: ритм в стиле «swing», спонтанность и энергичность исполнения, импровизация, музыкальное фразирование, отражающее индивидуальность музыканта, быстро снискали ему популярность среди исполнителей и зрителей и вместе с особенностями его интернационального рождения сообщили джазу особую «живучесть» и жизненную силу.  Джаз продолжает черпать из музыки разных народов и жанров. Перечень инструментов, характерных для него в начале (труба, корнет, тромбон, кларнет, гитара, туба и ударные), тоже вырос: джаз сегодня «присвоил» не только классическую скрипку, флейту и арфу, но и все остальные музыкальные инструменты, включая узбекские дойру, дутар, рубаб, киджак, тавлак и другие.
За период, близкий возрасту одного человека, джаз в процессе своего взросления прошел удивительные этапы  формирования и становления, и каждый из них  по-своему интересен и характерен: от фортепианных рег-таймов и оркестровых маршей (marching jazz) на разных торжествах, от hot dance music («горячей танцевальной музыки») к усилению импровизационного принципа и появлению соловых звезд с их пульсирующим ритмом (beat)  и горячей джазовой интонацией (hot jazz); а потом, в качестве противопоставления «коммерциализации» джаза - переход к холодному и к твердому джазу ( сool jazz, hard jazz) и к симфоническому джазу в стиле оркестровых произведений П.Вайтмана и «Голубой рапсодии» Д. Гершвина. И все эти истоки и течения, некоторые очень бурные, другие спокойные и холодные, соединяются в одну широкую и мощную реку, волны которой, называемые free jazz («свободный джаз»), открывают простор экспериментированию и творчеству в рамках сплоченной команды, каждый член которой – творческая индивидуальность. У джаза удивительно творческий, толерантный, демократический и интернациональный характер, он способен выразить и разделить радость и печаль, выплакать страдание и боль, подарить улыбку, смех и любовь.

У джаза в Узбекистане есть уже своя история и многообещающие перспективы. Благодаря таким энтузиастам и организаторам, как Сергей Гилев, братья Сафаровы, Батыр Закиров, Василий Упоров, Георгий Бугданов и другие, джаз в Ташкенте появился уже в тридцатые годы прошлого века и на протяжении десятилетий здесь продолжают расти новые джазовые коллективы, солисты, ценители и любители джаза. 
Руководитель Иллинойского джаз-оркестра Джон Гарви по возвращении из Узбекистана в США уже в 1969 г. рассказал в журнале «Америка»: «В Узбекистане мы слышали очень интересную национальную музыку и познакомились с ее исполнителями. Мы увидели там народные инструменты, о которых раньше и понятия не имели. Кое-что мы привезли с собой. Наше первое выступление мы открыли музыкальным салютом в честь наших коллег из далекого Узбекистана». И после Иллинойский бэнд часто открывал свои программы узбекскими мелодиями на узбекских инструментах.
А то, что у джаза в Узбекистане есть блестящее будущее, подтверил Джаз-Фестиваль «Ташкент-Jazz-2010», состоявшийся 25 мая 2010 г. в Центральном Доме офицеров. После большого успеха Международного фестиваля «Ташкент-Jazz-2008» его организаторы – Ташкентский Джаз-клуб и Армянский культурный центр – пообещали, что джаз-фестивали станут в Ташкенте традицией. И сдержали свое слово.

 Майский джазовый фестиваль нынешнего года в ЦДО открыло выступление Образцово-показательного оркестра Министерства обороны Республики Узбекистан под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана полковника Павла Макарова, далее выступили ташкентские ансамбли «Братья Сафаровы и друзья», «Караван», «Nuroniy»,  Джаз-секстет «Jame five», Джаз-трио Михаила Вартанова, Джаз-ансамбль Владимира Терегулова, Рег-Тайм-Трио Геворга Севумяна, Студия «Детская дорога к джазу» и «Солнечные ребята» педагога Алины Алибековой из Республиканского Специализированного Музыкального лицея им. Успенского, «Город солнца» (Узбекистан-Казахстан), «Шелковый путь» из Бухары, Эдуард Мусаэлян из Самарканда и заслуженный артист России Владимир Михайлов из Москвы.
Фестиваль был богат разнообразием авторов и мастерством исполнителей: пианистов Владимира Сафарова, Михаила Вартанова, Улугбека Салихова и Руфины Усмановой; саксофонистов Булата Мустаева, Льва Бугданова и Владимира Терегулова; мастеров игры на ударных Вячеслава Сафарова и Ивана Димова; певиц Тамиллы, Юлии Угай и Сабины Мустаевой… В их исполнении прозвучали произведения Джона Колтрейна, Хуана Тизола, Майлса Дэвиса, Бенни Гудмана, Джорджа Гершвина,  Диззи Гиллеспи, Теллониуса Монка, Кола Портера и других классиков джаза.
Звучали здесь мелодии и песни в стиле блюз и свинг, а также «be bope», который Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и Теллониус Монк в 50-е годы прошлого века противопоставили стереотипной гармонии мельчающего свинга; прозвучала на фестивале и музыка неистового, страстного авангардиста Джона Колтрейна и «сооl jazz» (холодный джаз), который  африканец Майлс Дэвис вместе с европейцем Гилем Эвансом противопоставили би бопу, следуя принципу спокойной мелодической линии, сдержанной и немного печальной.
Именно Майлс Дэвис вместе с европейскими авторами создал позднее произведения, представляющие собой симбиоз джаза с рокком, и успешные джазовые обработки классической музыки и фольклора разных стран. И эта традиция нашла яркое продолжение в композициях, представленных на фестивале «Ташкент-Jazz-2010». Фестиваль подтвердил, что джаз, соединивший в своих истоках африканские и европейские мелодии и культуру, а позднее включивший латино-американские, индийские, японские и арабские мелодии, особенно в исполнении Джона Колтрейна, продолжает развиваться, расширяя границы своей географии и музыкальных форм.

Уже в 1968 году, на первом ташкентском фестивале джаза, каждый из участвующих коллективов должен был сыграть узбекскую композицию в джазовом стиле. На нынешнем фестивале прозвучали произведения авторов Узбекистана, обогатившие этно-джаз уникальными произведениями с использованием национальных инструментов. Помимо «Газли» и «Шахрисабз» Сулеймана Юдакова и Фарруха Закирова здесь были представлены композиции «Когда город спит» Саидмурада Мурадова, «Весенний Ташкент» Геворга Севумяна, «Мой путь к Богу» Михаила Вартанова, «Мурабо Хамса» Санжара Рафикова и «Восточная баллада» Мустафы Бафоева. Примечательно и то, что произведения С.Юдакова, С.Мурадова и С.Рафикова с большим успехом и под крики «Браво!» исполнил молодежный Джаз-секстет «Jam Five» под управлением его руководителя и саксофониста Саидмурада Мурадова. Учитывая, что средний возраст его исполнителей – около 26 лет, а возраст Лилии и Юлии Угай (студия «Детская дорога к джазу») и того меньше, а «Солнечные ребята» Алины Алибековой – вообще еще школьники, можно с уверенностью сказать, что у узбекского джаза есть будущее. Пожалуй, можно назвать и его будущую вокальную звезду, которой сегодня девять лет: Сабину Мустаеву. Внучка известного саксофониста и руководителя джаз-ансамбля «Караван» Булата Мустаева Сабина обладает голосом редкой красоты и силы и к тому же имеет талантливого и любящего наставника в лице своего дедушки. Помимо восторженных возгласов и аплодисментов на майском фестивале Сабине досталось больше всех цветов от зрителей.


Но дороги к джазу далеко не всегда устилают розы… Не будем гадать, какова была бы судьба многих джазменов без самоотверженной заботы и бескорыстной помощи его любителей, организаторов и спонсоров, включая тех, которые не являются ни авторами, ни исполнителями джаза, а просто добрыми, щедрыми людьми.  Хочу поведать историю, которую мне рассказала Зося Трацевская, вдова преждевременно ушедшего из жизни известного джазового барабанщика Алексея Трацевского:
«Я никогда не забуду того спазма, перехватившего дыхание, когда в переходе ташкентского метро я впервые увидела музыкантов, игравших самозабвенно, но стыдившихся поднять глаза на равнодушно снующих прохожих. Черный бархат раскрытого футляра у их ног с безысходным трагизмом и величественным смирением принимал редкие измятые купюры. Также стараясь не смотреть в глаза музыкантам, я вытряхнула на черный бархат все содержимое моего небогатого кошелька и не помню как, с грузом вселенской вины, оказалась наверху…
А дома нас с мужем ждали чирчикские друзья – супруги Хабибуллины, Слава и Мукера, художник и пианистка, романтики, утонченные и неравнодушные люди. Они только что открыли «Арт-салон» в Чирчике. Выслушав нашу горькую джазовую «исповедь», Слава произнес сакраментальную фразу: «Свободным от капитала музыкантам могут помочь только свободные от капитала художники… Мы не так богаты, но пусть наши первые сто тысяч (по тем временам сумасшедшие деньги!) будут вашим началом!» Да, именно этот взнос явился началом Биг-Бенда, ставшего впоследствии оркестром им. Батыра Закирова, и наша первая презентация, о которой говорили как об одном из выдающихся событий культурной жизни города. В фойе Дворца Издательства, где проходил концерт, экспонировались работы Сергея Гилева, президента ташкентского джазового клуба, который не только потрясающе играл джаз, но творил его и на холсте…»

После ухода из жизни Сергея Гилева эстафету президента Ташкентского Джаз-клуба принял талантливый музыкант и организатор, очень добрый, чуткий и удивительно скромный человек Владимир Сафаров, который вместе со своими братьями Геннадием и Вячеславом основал джазовый ансамбль 56 лет назад. Ансамбль братьев Сафаровых зародился в марте 1954 года, первый концерт состоялся в Доме культуры пищевиков; им троим всем вместе было тогда 42 года, а сегодня уже триста. Инженер-строитель железных дорог по образованию и профессии, любитель футбола и автор исторических публикаций об узбекском футболе, Владимир Ашотович Сафаров хорошо известен и почитаем всеми, кто хоть немного интересуется джазом, в Узбекистане и далеко за его пределами. Он заразил любовью к джазу не только всю свою семью, но вместе с коллективом других джазменов приобщил к джазу очень широкую и благодарную публику и исполнителей. На первый взгляд, в нем нет ничего артистичного: на сцене он также сдержан и прост в общении с публикой, как и в повседневной жизни. Волшебная сила его артистизма проявляется, когда он садится за фортепиано и касается его клавиш. Он сумел избежать того, что называют «звездной болезнью», однако энергичное и доброе влияние Владимира Сафарова проявляется и постоянно присутствует не только в деятельности Ташкентского джаз-клуба, и Джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», но и всего дружного, сплоченного коллектива  джазменов и их ансамблей.

Наиболее ярко забота организаторов Джаз-клуба проявляется, пожалуй, по отношению к начинающим и молодым джазменам, а также в популяризации джаза среди подростков и юношества, особенно со стороны Василия Упорова, арт-директора Интерклуба «Фестиваль» и организатора студии «Детская дорога к джазу». Возглавив эстрадный факультатив в музыкальной школе им. Успенского, Василий Упоров приобщает молодое поколение узбекистанцев к шедеврам мировой музыкальной культуры. На лучших концертных площадках столицы концерты, посвященные памяти Луи Армстронга и другим корифеям отечественного и мирового джаза, «Праздники классической и джазовой музыки» собирают солидную аудиторию, позволяют молодым исполнителям приобретать и совершенствовать мастерство. Из «Детской дороги к джазу» в большой мир музыки вышли десятки замечательных музыкантов, среди них Влад Гиршевич и Варя Фетисова, лауреаты международных конкурсов Даниил Халиков, Ксения Айзель, Рустам Абдуллаев, Диана Зиятдинова, сестры Лилия и Юлия Угай и другие.
Когда на майском фестивале под руководством Алины Алибековой выступил ансамбль «Солнечные ребята» из РСМАЛ им. Успенского, исполнивв композиции Генри Манчини и Фарруха Закирова,  в зале послышались одобрительные возгласы: «Дай Бог, чтоб и взрослые музыканты так хорошо играли!»

Саксофонист редкого таланта и руководитель джаз-ансамбля «Караван» Булат Мустаев впервые соприкоснулся с духовым инструментом, учась в четвертом классе, когда на одном из пионерских слетов не оказалось горниста. «Соприкосновение» было настолько успешным и вдохновляющим, что после этого последовала самостоятельная школа игры на трубе, кларнете, флейте и саксофоне по самоучителю (!), а потом и концертная деятельность. В 1980 г. судьба свела его с замечательным человеком – Георгием Бугдановым, которого Булат Мустаев считает своим наставником и учителем, а также учеба в эстрадно-цирковом колледже, где Г.Бугданов преподавал. Там же он познакомился с Иваном Димовым, барабаны которого, по выражению Булата Мустаева, «разговаривают» не только с соисполнителями, но и с публикой.
Кстати, дальнейшие подтверждения того, что джазом «заболеть» очень легко и  что это передается по наследству, мы находим не только в семейной традиции Сафаровых и Булата Мустаева с его внучкой Сабиной, но и в талантливой игре саксофониста Льва Бугданова, сына Георгия Бугданова, и пианиста Армена Бугданова, его внука.

Трудно сказать, как бы сложилась судьба Михаила Вартанова, талантливого пианиста, композитора и руководителя Джаз-Трио, если бы не было в его жизни  джаза и хороших,  щедрых друзей. А также если бы он сам не был мужественным и сильным человеком, способным противостоять судьбе, которая сначала отняла у него дом и семейную жизнь в Карабахе, а после переезда в Ташкент – способность передвигаться без помощи костылей. «Мой путь к Богу» - так назвал  Михаил Вартанов собственную композицию, которую исполнил в заключение майского джазового фестиваля. Когда он встал, опираясь на трость, публика встала вместе с ним и воздала ему честь овацией.

Культура джаза находит благодатную почву на земле Узбекистанской, и в этом большая заслуга ташкентского Джаз-клуба, который регулярно и бескорыстно проводит вот уже восемь лет концерты и заседания в Ташкентском Доме фотографии, каждое третье воскресение месяца. Посетители самых разных возрастов и профессий здесь знакомятся с историей джаза и мелодиями, вошедшими в его золотой фонд, внимают рассказам о выдающихся музыкантах и композиторах прошлого, слушают концерты ташкентских джазменов и гостей из разных стран Европы, Азии и Америки. После концерта Биг-бэнда знаменитого Бенни Гудмана из США, состоявшегося в 1962 году, в Ташкенте и других городах Узбекистана нередко выступают музыканты и коллективы из разных городов Америки, Канады, России, Японии, Германии и других стран. Некоторые из этих концертов проходят совместно с ташкентскими джаз-ансамблями. Ансамбли Ташкентского джаз-клуба, в свою очередь, дают концерты и участвуют на международных фестивалях за рубежом. Есть все основания верить, что в историю джаза впишет прекрасные страницы и узбекский джаз.


Рецензии