О страданиях душевных и физических
Почему вообще наша жизнь состоит из страданий? Неужели нельзя было создать мир без боли и несчастий, где все живут в гармонии, счастье и без болезней? Ответить на эти вопросы крайне затруднительно, так как все живое испытывает страдания и так было во все времена. Более того, чем совершеннее и разумнее жизнь , тем больше страданий будет испытывать данное существо. С точки зрения биологии и эволюции ответа не найти, так как по – сути эволюция идет как набор случайностей и комбинаций, которые запускает Мать-Природа непонятно для чего и почему. Если же обратится к религиям, то у них концепция Бога и падшего мира, а страдания даны для искупления грехов и духовного преображения (христианство), или же для осознания заблуждения Сансары и прорыва в Нирвану (буддизм). Страдание души в телесной оболочке по мнению религий лишь временно, зато впереди безграничная вечность и освобождение от страданий (естественно, если ты идешь по духовному Пути конкретной религии). Тут страдание является моральным стимулом к осознанию своей греховности и несовершенства, надежды на некий потусторонний мир, свободный от всяких материальных пут и любой боли. Хотя при этом моральный аспект здесь работает и в обратном направлении, наказывая грешников и упорствующих в заблуждении дальнейшими новыми страданиями либо здесь в нашем мире, либо в каком-то потустороннем демоническом мире.
Но даже если отбросить религиозные представления и подойти к этому более практично-житейски, то и в этом плане все не так просто. Испытывая боль, мы можем ее как-то соотносить с тем, что сделали накануне не очень хороший поступок и это как бы нам в наказание. Бывает, что человек считает все злоключения и любую боль как следствие того, что он в чем-то провинился или совершил что-то плохое, даже если он и не может вспомнить это. «Боже, за что?» - слышим мы из уст больного, хватающегося за больное место и не понимающего, за что ему такая участь, если он такой добрый и справедливый по жизни. Но здесь мы впадаем в ошибку, пытаясь как бы поставить себя в позицию неслучайной жертвы, несущей наказание за какую-то провинность. Да, люди склонны к самобичеванию и не хотят принять тот факт, что все произошедшее с ними есть трагическая случайность, несчастный случай (оказались в не нужном месте в не нужное время), сбой в организме или случайный контакт с зараженным какой-нибудь инфекцией. Хотя важно отметить, что иногда страдание заставляет нас осмыслить жизнь, понять самих себя и свои ошибки в прошлом, переварить неотложные накопившиеся проблемы в своей голове и учиться философскому стоическому смирению перед ударами судьбы. Бывает так, что попавший в аварию и выживший после нее человек вдруг резко меняет свой образ жизни в лучшую сторону, воспринимая это как некое указание свыше или просто такая встряска пробудила в нем какие-то способности, раскрылись глаза на свою жизнь как неправильную , нуждающуюся в резких переменах.
Какие выводы можно сделать? Безусловно, страдания это факт, игнорировать их никак нельзя и весьма глупо. Нужно ли бороться со страданием? Если дело касается физической боли, то ее нужно устранить и медицина для этого как раз нужна нам. Но если говорить о душевных муках, то тут даже психиатрия или психоанализ не всегда могут помочь. Человеку предстоит самому решать свои острые экзистенциальные проблемы, переживать потерю близких и перебарывать свое отчаяние, находя смысл в жизни для себя. Душевная боль может помочь осознать неправильность выбранного пути, вовремя сойти с него. Философия учит относиться ко всему с мужеством и сохранять достоинство, наставляя нас на поиск добродетели, любви, истинного счастья и покоя. Полное избавление от страданий невозможно в нашей жизни. Но мы можем принимать неизбежное, уже происходящее с нами болезненное состояние во-первых как нечто временное и преходящее, а во-вторых как повод задуматься о нашей жизни, помнить о тленности и смертности всего созданного природой. Если человек счастлив и умиротворен в покое, пребывая в состоянии атараксии , то все-таки он должен помнить о возможных страданиях и смерти. Окружающие нас страдания как бы напоминают нам, что не всегда бывает все радостно и счастливо, а боль , отчаяние и смерть могут постигнуть каждого из нас. Отсюда идет и способность сострадать тогда, когда мы мысленно ставим самих себя на место страдающего. А это уже источник этического и гуманного в человеке, что делает нас более благородными. Может быть, в этом и есть некий смысл, но ответ мы должны найти для себя сами.
Свидетельство о публикации №221010500178