Посадить дерево...

Эссе

"Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына." Говорят, это мудрость из Талмуда. Правда, в Талмуде предписывается очерёдность данных событий в жизни: сначала дом и дерево, а потом уже сын. Практично. А и то верно: не дело заводить семью, если за душой у тебя ничего ещё нет. Вот когда у тебя будет что дать семье, тогда и заводи её. Уж сколько раз твердили миру... А они всё в эту женитьбу/это замужество (нужное подчеркнуть) как в омут с головой – сначала нырнём, а уж потом оглядимся.  Это по Талмуду.

А в том ли дело? Из трёх сверхзадач, стоящих перед человеком – давайте   вспомним, что в состав человечества ещё и женский пол входит, между прочим, он-то и рожает упомянутого сына  – две выглядят логично, а вот третья даже непонятно, откуда взялась.

Сын в данном случае – тоже обобщение. Если уж говорить о продолжении человеческого рода, дочери тоже пригодятся. Нужно ли подумать о том, чтобы на тебе не прервался твой род, а в обобщённом понятии – человеческий род? Несомненно. Задача номер раз.

Нужно ли позаботиться о среде обитания для своих детей, а значит, и для всех детей рода человеческого? Конечно. И для психически здорового человека забота о природе так же естественна, как дыхание – человек сам является частью природы и, заботясь о природе, он заботится опосредованно о себе. Так что с деревом – задачей номер два – тоже  всё понятно.

А вот что с домом? Если хотя бы миллиард семей, живущих сейчас на планете Земля, построит миллиард домиков (Haeuserle, как говорят швабы), пожалуй, придётся поискать другую планету – Земли будет маловато.

Речь явно о другом. Не о доме из строительных материалов (все прахом будем, всё прахом станет), а о вечном, о таком же вечном, как человечество и природа. Не человек и дерево, жизнь которых конечна, а человечество и природа, сотканные из миллиардов непрерывно возникающих и прекращающих своё существование элементов.

Человек должен построить свой дом не в материальном смысле, а в духовном, таком же вечном, как человечество и природа. Человек должен создать свой внутренний мир (свой «дом») – он должен состояться не только в физическом смысле, но и в духовном.

И тогда мудрость о доме, дереве и сыне приобретает иное значение. Тогда все три элемента этой мудрости сплетаются в единое целое, единый смысл: приди в этот прекрасный мир, живи нравственно, развей и обогати свою душу, сделай её вместилищем добра и, уходя, оставь планету для живущих после тебя такой же прекрасной, какой она была до твоего прихода – полной цветов, пения птиц и детского смеха.

Видимо, добро не созревает в космосе.


Рецензии