Дорогой дедов. Начало - красноярский край

Весна, апрель, 2019 год. У меня - эксперимент. Я иду дорогой дедов - живу в бревенчатом доме с печью-камином, освоил клок земли у леса 20 соток, вырастил сад, раскопал грядки, соорудил теплицы и парники, посеял семена, вырастил и собрал урожай. Казалось бы, живи и радуйся. Но... неспокойно на душе.

В такой же солнечный день 115 лет назад мои деды, переселенцы из Тверской и Смоленской губерний в Красноярский край на Ману, жгли пни и кустарники, расчищали лес под пахоту. Освоили 200 га. Настроили домов и амбаров, насеяли ржи и картофеля, завели кур, коров и лошадей.

И я решил пожить их жизнью - не на асфальте, не на этаже, а на земле. И кормиться от неё. Но без кур и коров.

Мои деды пахали лошадьми, кормили их овсом и сеном. А у меня ни покоса, ни конюшни, ни амбара. Но я завёл коня железного – мотоблок на бензине. Сильный, как шесть лошадей, увесистый - не поднимешь. Легко заводится, исправно пашет. Но чуть зазеваешься - зарывается в землю, потом как вспрыгнет, да как мотнёт меня - успевай только осаживать его, чтобы устоять. А вот короткую грядку им не вспашешь – недостаёт простора для разворота.

Из 20 соток земли, что досталась мне, я освоил всего ничего - десятую часть. Остальное - дачный дом, сад, полевые травы, ягодный кустарник, тропинки, залежи сухих веток, муравейники, сорняки.

Увлёкся агротехникой. Накупил удобрений, электроинструменты, грабли-лопаты. Свинтил железный гараж и лёгкий навес. Установил три теплицы из поликарбоната размером три на восемь метров. Понимаю, что всё это даст бог окупится лет за 15 - 20. Дожить бы.

Но очень уж хочется припасть к земле, прижаться щекой к траве, раскинув руки как в детстве, утонуть в природе. Заодно и откушать свойского зелёного лука не по 700 руб. за кг., укропчика с грядки не горстку, обвязанную резинкой, редиски не израильской в полиэтилене, которая выращена на канализации и безвкусна как резина, помидорчика - сладкого, огурчика - хвостатого и пахучего с ветки, молодой картошки - не польской генно модифицированной по 35 руб. за кг, кабачка без турецких нитратов, земляники - не крашенной по 300 руб. за кг., смородины чёрной и красной с куста, вишни и черешни изысканной с дерева, капусты белокочанной мягкой летней, салата кочанного - ешь сколько хочешь, американской ежевики, свёклы с хвостиками в супчик, морковки сладкой длинноносой, щавеля кисленького в прикуску, перца сладкого белого и красного, если успеет вырасти, яблок белый налив и сладких груш немеряно, слив два пуда на вино, шиповника, калины, хрена… И всё со своей грядки и сада.

Так что флаг мне в руки. Картофелю - быть, кукурузе - расти. Дорогу фасоли, гороху - простор. Кабачкам - слава, свёкле - почёт! И на нашей улице будет праздник! Но отстаю по графику от прошлого 2019-го. Картошку сажал вчера, но всего лишь начал - накануне был дождичек и земля промокла. Глянул в теплицы. Там по-разному. Из рассады - огурцы надоели. Их пока не выращивал. Но помидорчиков и баклажанов - море. Люблю помидор "бычье сердце" - гигант, тает во рту!

А вот и вечер. Устал. Не есть, ни пить не охота. Промыл глаза прохладной водой из уличного душа, вернулся в дом и упал в кресло в чём был. Представляю, как мучились мои деды с одной лошадёнкой и деревянной сохой пока не обжились. А ещё и корчевали подлесок.

Допоздна смотрел военные фильмы. Поднялся в 9-00 и кинулся открывать теплицы. А там - жара. Посевы кабачков, тыкв и огурцов на удивление проросли за ночь!

Так и живу. Вот и весна-лето 2020-го прошли, подоспел октябрь-ноябрь. Дачный сезон окончен с богатым урожаем – в подвале 150 банок с овощами. А осень в этом году холоднее прошлогодней. Уже падал первый снег. На дворе лёгкий минус, ночью луна, утром холодный туман.

В доме на веранде +3 по Ц. В гостиной +10. В кабинете у камина + 25 (когда он пылает) и +15 по утрам. Пора покидать "тот" свет, дедовский, и возвращаться на "этот" городской. Но прежде навести порядок в хозяйстве - где докопать, где что-то припрятать, слить воду из баков, слить пойло и вывернуть свечу у коня. И, наконец-то, посчитать доходы - расходы. Интересно, а какая же экономика у меня вышла за сезон? В плюсе я, или в минусе!? Подсчитал и удивился – я в плюсе.

И вдруг меня озарило. И моих дедов, и меня самого российская власть обманула! В начале 20-го века Столыпин, вместо дележа земель дворян и помещиков, заманил моих дедов деньгами и отправил на целинные земли в Сибирь горбатиться, на маету, на добровольную каторгу. Но деды мои были стойкие и справились.
Но в 30-х новый удар - всё нажитое российская власть отняла, деда сгубила в лагере, детей и внуков раскидала по России. Так я стал советским человеком и оказался в Москве, брат – на юге, мать и отец на западе в Проскурове, дядя Миша за горами в Закарпатье, дядя Паша на Севере у холодного моря, другие в Сибири.  Судьбу многих из своего рода не знаю.

Прочитал я однажды в юности повесть Василия Белова "Кануны" о жизни до колхозной деревни в 20-х. Отец с сыном построили мельницу. Но им не довелось долго радоваться исполнению мечты – в 30-х пролетарская власть всё отняла и отдала в колхоз голытьбе. Прочитав "Кануны", я был потрясён, словно это обо мне. Подумал - кто знает, может и меня ждёт та же судьба.

Я за многое брался, многому научился, достигал результатов. Но времена быстро менялись и от моих трудов часто оставалось одно пепелище. Я начинал всё с начала, но история неудач повторялась. Впрочем, друзья считали меня успешным. Но я-то знаю, что я всегда ставил высокие цели, а результаты не всегда были ожидаемыми.

Жизнь идёт по кругу.
Вот и я кружу, иду дорогой дедов. А они из далёкого прошлого смотрят на меня, смеются и пальцем на меня-дурака показывают, мол, поделом тебе, допрыгался, в люди не выбился. Говорил же тебе отец стань мукомолом - всегда будешь с хлебом и война тебе не страшна. Так нет – поверил во власть, в науку, зарылся в книжки. Да только время потерял.

Наступил 2021-й год. Вечер. Темнеет.
Киномеханик, что управляет миром, крутит очередную серию триллера моей жизни. Сижу у камина, смотрю в окно на метель, как одинокий зритель на картину художника в Третьяковке. И понимаю - придёт час, прозвучит последний звонок, выставку закроют, картину унесут, зал опустеет...


Рецензии
Да, ничего нет лучше и здоровее, чем жить на земле. У меня есть один ныне 96 - летний знакомый, живущий круглогодично на даче в Подмосковье, участник ВОВ, инвалид на протезе и, представьте, до сих пор работающий на участке. В декабре звоню ему, а он в этот момент малину снежком прикрывает! При этом голова светлая, без намёков на потерю разума и памяти! И Вам, Евгений, желаю крепкого здоровья на ваших земельных владениях! Пусть очередная серия триллера Вашей жизни будет долгой и счастливой!

Галина Лагутина   23.03.2021 15:04     Заявить о нарушении