6. Таль меняет правила игры

6.1 Ловушка Таля
(Путём изменения правил лицензирования Таль приобретает единоличные права управлять банкротствами)

В то время как Правительство было занято устранением последствий дефолта и корректировкой  государственной политики в сфере банкротств, Таль с маниакальным упорством, действуя в обход Маслюкова, укреплял свои личные полномочия.

Постановлением Правительства № 1544 от 25 декабря 1998 года был утверждено “Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих”. Выход этого постановления для меня был неожиданным. Возможно, проект постановления был направлен из ФСДН в правительство давно, его согласование задержалось, и он пролетел через секретариат Маслюкова как срочный и малосущественный документ. Но сейчас я понимаю - в Белом Доме кто-то придерживал проект и ждал удобного момента для его дальнейшего оформления.

На первый взгляд Положение было стандартным. На самом же деле Таль получил в руки неотразимое оружие управления банкротствами руками послушных арбитражных управляющих. А непослушных ждала кара: “в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего”, Таль мог лишить его лицензии.

"Фишка" была в том, что в Положении не были определены условия, при которых действия арбитражного управляющего следовало квалифицировать как  "ненадлежащее исполнение”.

В Положении также не была определена отдельная категория арбитражных управляющих, работающих на оборонных предприятиях с секретными документами. Это противоречило решениям Правительства и лично Маслюкова, в которых на эту тему Талю были даны прямые указания.

Таль получил возможность, действуя в обход арбитражного суда и комитета кредиторов, по своему усмотрению оценивать деятельность арбитражных управляющих и под угрозой лишения лицензии принуждать исполнять его указания. В дальнейшем Таль регулярно пользовался этим. Ярким примером этого являются его действия в делах о банкротстве МВЗ, Ачинского глинозёмного комбината, Кузнецкого металлургического комбината и других.

Кроме того, несмотря на распоряжение Маслюкова, к управлению оборонными предприятиями-банкротами по-прежнему допускались лица, не имеющие допуска к секретным документам.

Получив в руки эффективный инструмент управления банкротствами, Таль изменил тактику организации заказных банкротств. Он инициировал их не через ФСДН, а привлекая подставных кредиторов, и управлял банкротствами руками покладистых арбитражных управляющих, регулярно меняя их на всякий случай.

§ 6.2. “Боливар не выдержит двоих”

Укрупнение территориальных агентств ФСДН.
 Таль лишает  регионы участия в контроле банкротств.

Работа Правительства по “корректировке” продолжалась, но каждый из участников понимал её  цели по-своему. Для Таля это был повод укрепить доминирование ФСДН в регионах и устранить влияние региональных администраций на дела о банкротстве. Таль добивался этого путём ликвидации прежней системы территориальных агентств ТА ФУДН (ФСДН) в субъектах федерации и создания межрегиональных комитетов. Монополизм ФСДН возмущал местные власти.

12 ноября 1998 года в Правительство поступило письмо депутата Госдумы Н. Останиной №621, входящий №ЕП. - П5-32851ГД. Это была жалоба от имени областной администрации на ликвидацию территориального органа ФСДН по Кемеровской области и передачу его функций в новый   комитет ФСДН, размещённый  в Новосибирске.

А в то время губернатор Тулеев вёл бескомпромиссную борьбу с финансовой группой “Альфа” олигарха Фридмана и препятствовал банкротству крупнейших сибирских промышленных комбинатов - Запсиба, Коршуновского ГОКа, Кузнецкого МК. Организатором банкротств в интересах Альфы в этих делах был Таль.

Та же ситуация имела место в соседней Красноярской области, где генерал Лебедь укрощал амбиции Альфы в деле Ачинского глинозёмного комбината.

Та же история, но чуть раньше, при Кириенко, случилась в соседней Иркутской области. Там зачиналась афера “северный завоз” и банкротили “Ангарский НФК”. Инициатором банкротства была Госналогслужба. Основание - решение комиссии ВЧК. Заказчиком “афёры” был Борис Березовский. Во всех этих делах Таль действовал в его пользу.

Переиграть Таля в его стараниях создать послушную ему структуру межрегиональных органов ФСДН пытались в Санкт-Петербурге.
Губернатор Владимир Яковлев и представитель Президента в Ленинградской области Ф. Шкруднёв обратились с письмами в Правительство России к Маслюкову. Они выразили согласие с действиями Таля по созданию Комитета ФСДН России в Северо-Западном округе, но на должность руководителя Комитета просили назначить Г. Слабикова, руководителя территориального агентства ФСДН по Санкт-Петербургу. К письмам была приложена характеристика на Слабикова, подписанная вице- губернатором Ильёй Клебановым.

К обращениям Владимира Яковлева в правительство я, после личного знакомства с ним, относился с особым вниманием и немедленно подготовил и оформил распоряжение Маслюкова с поручением Талю: "Предложения В. А. Яковлева и Ф. Д. Шкруднёва представляются обоснованными.  Прошу  принять решение с учётом указанных предложений и доложить. Срок – 14 дней. Ю. Маслюков”.

Позиция Яковлева была мне понятна. Он давно ставил вопрос о создании единого субъекта Федерации в составе города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Бесчинства в делах по банкротствам, творимые у ворот Санкт-Петербурга, были хорошо видны из Смольного и неприемлемы. Банкротства областных предприятий сельского   хозяйства,  лесной  и рыбной  отраслей лишали жителей северной столицы недорогих товаров и продуктов питания. Это открывало рынок дорогому импорту, обедняло население и  ослабляло бюджеты.

С Талем я встречался часто. Он производил странное впечатление. Говорил ровно, без эмоций, как робот, словно читал внутренним взглядом книгу. С его лица не сходило выражение озабоченности какими-то иными делами. Он носил его как железную маску, прячась под ней.




 


Рецензии