Как вернуть долг, который вернуть нельзя. Притча

Один старый почти слепой монах жил в монастыре близ скалистых гор. Ходили к нему люди, кто за мудростью, кто за простым житейским советом. Однажды пришел человек в довольно дорогой одежде.

– С какой печалью ты пришел ко мне? – спросил его мудрец.

– Учитель, я пришел за советом, – ответил гость. – Мучает меня совесть. Я был должен одному нехорошему человеку большие деньги. Когда-то я не отдал их, потому что думал, что мне они нужнее. У меня была семья, дети. Я начинал свое торговое дело. А он был бандит и любитель азартных игр. Мне жаль было отдавать долг такому человеку, а он не спрашивал. Потом его не стало. А меня с годами начала все больше мучить совесть. Подскажи мне, что делать?

– И не осталось у него семьи и друзей, которым можно было бы отдать долг? – спросил старик.

– Нет. И нет ничего хорошего, что он любил, на что мог бы я пожертвовать эти деньги.

Монах поразмыслил и спросил:

– А тебе он почему дал деньги? Чтобы ты ему отдал вдвое больше?

– Да, он ведь любил деньги и редко кому давал их в долг.

– Тогда все просто! – воскликнул старик. – Дай их любому такому же человеку, каким был когда-то ты. Отыщи такого же. Скажи, что потом потребуешь вдвое против этого. Пусть парень встанет на ноги, обзаведется семьей. А если вдруг придет, то скажи, что прощаешь ему долг.

– Спасибо тебе, учитель! – сказал человек и с легким сердцем ушел.

В другой раз пришла к мудрецу женщина.

– Говорят, ты всем даешь мудрые советы, учитель, – сказала она. – Помоги и мне в моем странном деле. Много лет назад я овдовела и осталась одна на руках с ребенком. Была бы печальная моя жизнь, да один добрый старый человек помог мне. Он меня приютил как дочь, помог растить сына. Потом он умер и оставил мне дом. А после я снова вышла замуж, родила еще детей. И все у меня сейчас хорошо. Только хотелось бы как-то заплатить добром тому доброму старику, но нет у него родни. Что мне делать, подскажи!

Мудрец помолчал, а потом улыбнулся:

– Нет ничего проще. Раз хочешь свой долг вернуть, верни. Возьми на воспитание сироту и воспитывай как своего, а когда придет ему пора жениться, отдай ему дом этого старика.

Обрадовалась женщина и ушла с легким сердцем.

Как-то пришел к мудрецу молодой мужчина:

– Скажи мне, учитель, можно ли вернуть долг, который вернуть нельзя?

– Нет такого долга, который нельзя было бы вернуть, – улыбнулся старик. – Расскажи мне свою историю.

Гость тяжело вздохнул:

– Я свою жизнь начал с черной стороны. Рано стал сиротой, попал в банду. В юности грабил хороших работящих людей. А однажды в лесу убил я странников, позарившись на их добро. Это были мужчина и женщина. То ли брат с сестрой, то ли муж с женой.

– И ты продолжил свои набеги? – спросил монах.

– Некоторое время я еще жил в банде. Но потом так начал мучиться, что ушел на светлую сторону. Все деньги, что у меня были, вложил в дело, открыл лавку по торговле тканями и стал регулярно помогать всем, кто просил. Семью я не завел, потому что считал, что не имею на это права. Так я и жил – помогал всем, не просил возвращать долги. Но однажды я понял, что пожертвованные деньги руки от крови не отмывают. Скажи, учитель, как мне поступить?

– Нет такого долга, который нельзя было бы вернуть, я же тебе сказал. Ты отнял две жизни, две жизни должен спасти. Иди, найди молодую вдову с маленьким сыном, которые находятся на краю смерти. Уж постарайся таких отыскать. Должны они быть почти мертвые, чтобы ты и правда в мир две жизни вернул. Женись на этой женщине, а сына воспитай как своего первенца. Да сделай все, чтобы были они счастливы.

Мужчина обрадовался и ушел, полный решимости вернуть свой долг.

А старый монах сидел, смотрел на заходящее солнце и шептал сам себе:

– Эх, люди. Все они думают, что надо возвращать долги именно своим кредиторам. Не понимают, что не важно, кому ты вернешь долг, главное, что вернешь. Если сделал тебе кто-то добро, не спеши ему за это платить, спаси другого человека, а тот пусть спасет еще кого-то. Только так добро будет расти и множиться, только так люди не загордятся, только так и стоит возвращать долги. Жаль это не понимают ростовщики и богачи. Молодец тот, кто дает в долг и не просит обратно. Молодец и тот, кто возвращает долги своему кредитору. Но молодец и тот, кто возвращает такой долг, про который говорят, что его вернуть нельзя. Потому что от возврата таких долгов мир светлеет.


Рецензии