На краю земли...

  Жила-была на свете песчаная коса. Необыкновенной красоты, почти 100 километров длины и около километра ширины. В центре той косы, что много десятилетий назад соединяла, а сейчас разъединяет две страны, была проложена дорога, окаймлённая вековыми деревьями по обе стороны. Впуск на ту косу был когда-то ограничен и только по пропускам, а потому воздух там был пьяняще-свежий, слева с моря - с сосновым запахом, а по праву руку со стороны залива- с запахом берёзовым и кленовым.  Хорошо было мчаться на велосипеде по той дороге, окунаясь в утреннюю свежесть близкого моря, сокрытого за деревьями и песчаными дюнами. Переливы птичьих песен да шёпот игривого ветра в густых ветвях деревьев были нескончаемы и, как казалось, вечными.
А ближе к лету там зацветала черёмуха, от аромата которой кружилась голова многих счастливых людей.
Коса была излюбленным местом отдыха и пешеходных прогулок множества людей - как местных жителей, так и приезжих отдыхающих в санаториях.
Бабульки да люд помоложе спешили на косу, чтоб в сухом солнечном лесу насобирать черники иль земляники, а ближе к осени - и грибов.  Были там сокровенные местечки, где росли орехи. 
Мужики ловили рыбу и на море, и на заливе круглый год. А потом предлагали пойманную рыбёху горожанам по символическим ценам, чтоб заработать немного и заодно самую малость оставить на бутылку водки, когда цена той была не более 3 рублей.
По всей длине этой заповедной косы были разбросаны маленькие посёлки с одноэтажными домиками и прилегающими садами-огородами, где всегда можно было напиться родниковой воды, а то и найти для летнего отдыха комнату на самом берегу моря. Это те места фиалковой красоты, которые описывал Юрий Нагибин в своих рассказах.
  Я помню начало семидесятых, когда местные чиновники решили расширить дорогу, безжалостно и беспощадно спилив под корень столетние дубы, клёны и ясени.  Наши детские в ту пору голоса против надругательства над природой никто не брал во внимание.
  Помню, как на следующий год лес по праву руку превратился в болото. На заливе зацвели вредные водоросли, рыба попросту сгинула, а деревья умирали стоя. Зверь убежал оттуда за кордон, где дорогу запретили расширять.
  Начальники, сорвав куш, начали осушать ими же созданные болота, топя в них огромные суммы государственных денег.
  Минуло всего лишь время одного поколения людей... Много руководителей разного фасона сменилось в области. Каждый выпячивал свою исключительно гениальную идею. Последний из них решил превратить песчаную косу в платные туристические «Нью Васюки» с автомагистралью, копотью и запахом бензина и многочасовыми автомобильными пробками, а теперь вот и в конгломерат вилл и частных резиденций, повторяя застройку косы периода коррумпированных 90-ых. 
Неужели непонятно, что в основе косы лежит песок? Неужели неясно, что в песок нельзя вбивать сваи? Школьнику доступно понимание того, что нарушение естественной циркуляции наносимого морем песка и движения дюн приведёт к коллапсу и исчезновению песчаной косы, а с ней и фауны, и флоры?
Как жаль, что некому защитить этот маленький кусочек дорогущей земли от огромного бабла и уничтожения. Кусочек бесценной благодати и вечности...
  Как жаль...


Рецензии