О скифских повозках

О скифских повозках
С. С. Бессонова
О скифских повозках 14.06.1982
Широкие масштабы исследования степных курганов, проводившиеся в последние десятилетия, существенно пополнили имеющиеся данные о погребальном обряде скифов. В частности, заметно возросло количество находок повозок, известных прежде лишь по двум царским курганам (Александропольский и Краснокутский).
В настоящее время находки повозок и их частей отмечены еще в десяти погребениях. Если учесть несовершенство методики раскопок больших курганов в дореволюционное время, когда, как правило, полностью не снимали насыпь, ограбление большинства курганов, а также плохую сохранность дерева в земле, то можно предположить, что количество подобных находок могло быть значительно большим. Для сравнения приводятся данные по пяти курганам Прикубанья, находки из которых обычно рассматриваются вместе со скифскими, а также по сарматским курганам.
Повозки были древней принадлежностью погребального обряда населения евразийских степей. В погребениях ямной культуры известны находки повозок со сплошными дисковыми колесами, запрягавшиеся волами.
Начало железного века — время широкого распространения повозок в соседних со Скифией районах в культурах раннего галыштата и на Кавказе.
Повозки были неотъемлемой принадлежностью быта кочевников. Античные авторы называют скифов «живущими на повозках». Повозка для кочевников была одним из символов богатства. Скифские жилища на повозках упоминают Псевдо Гиппократ, Страбон, Диодор Сицилийский и другие авторы. Гиппократ так описывает скифские повозки: «А живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестиколесные; они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам... В эти повозки запрягают по две и три пары безрогих волов... В таких
кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях». На таких же повозках везли к месту погребения умерших, как простых, так и знатных .
 Были ли у скифов легкие конные повозки? В источниках об этом нет упоминаний. Легкие колесницы  упоминаются античными авторами, писавшими о Северном Причерноморье, очень редко, причем во всех случаях речь идет
о скифских соседях или о божествах. На такой повозке, например, путешествует по Скифии Геракл в поисках быков Гериона. Скифские курганы близки алтайским, где захоронение упряжных коней отмечено только в кургане № 5 Пазырыкской группы, где найдена повозка. С. И. Руденко объясняет это обстоятельство тем, что верховых лошадей у кочевников всегда несколько и они следуют за своим хозяином в загробный мир, так как
на них никто не имеет права ездить. В виде рабочей гипотезы можно предположить, что отсутствие в погребениях упряжных коней объясняется обычаем приносить их в жертву во время погребального обряда.
 По мнению С. И. Руденко, упряжными животными у скифов были преимущественно волы. Судя по разнообразию в конструкции (с железными деталями и без них, двухколесные и четырехколесные), для погребений использовались обычные повозки, применявшиеся в быту для перевозки
легких грузов и людей.


Рецензии