Метаистория Ахсар и Ахсартаг

                Ахсар и Ахсартаг.               
  С укреплением военной мощи нартов, нарты поощряемые алдарами, не только успешно защищали свои селения, но и всё чаще предпринимали походы к замкам «насильников» уаигов и старались разорить их владения. Трудность для нартов заключалась в том, что они зачастую не знали, где находятся замки уаигов. Уаиги, угоняя в свои владения скот и женщин нартов, всегда старались сбить, преследующих их нартов, со своего следа.
  Внуки алдара Сайнага не сидели на месте, они, с дружинами от десяти до тридцати воинов и десятком собак почти всё время проводили в походах, разыскивая замки «насильников» уаигов, и, приводя их к покорности, заставляли платить подати их законному алдару. Близнецы всегда возвращались из походов с большой добычей.
  Однажды братья, стали на след уаига Карамага, убившего пастуха и собак пастуха и угнавшего отару овец их деда алдара Сайнага. Уаиг Карамаг в своей разбойничьей деятельности использовал беценагов, так на Ергини называли  гномов. Уаиг Карамаг один из немногих больших людей, кто за всю многотысячелетнюю историю соседствующего проживания гномов и больших людей, смог привлечь гномов к себе в союзники, и кого гномы добровольно признали своим хозяином.
  Всё началось с того, что одной из ночей недалеко от замка уаига Карамага упал большой обломок (размером с  ягнёнка) «небесной руды». Падение метеорита наблюдали и слуги уаига Карамага и беценаги. Опытные кузнецы беценаги, понимали всю ценность железа, потому попытались забрать метеорит к себе. Карамаг, узнав, о посланном с неба чуде, счёл это добрым знаком и  приказал доставить небесный камень в крепость и установить на крыше башни, полагая, что небесный камень защитит его замок от всех насильников. Слуги Карамага немедленно приступили к выполнению приказа своего «алдара», но когда пришли к месту падения метеорита, увидели, что небесный камень пытаются уволочь беценаги.   
  Слуги Карамага отбили небесный камень у беценагов, и, как было приказано, установили его на крыше башни. Но беценаги, обычно не вступающие в контакт с большими людьми, решили отстоять у Карамага свою добычу.
 
 Беценаги, как и все гномы, живущие на одной территории с большими людьми, постоянно  наблюдали за большими людьми, стараясь не вступать с ними в контакт. Гномам всегда было необходимо знать, что думают по их поводу соседи – «великаны», и не собираются ли они принести гномам вред, потому гномы неплохо понимали язык больших людей, рядом с которыми они жили.
  Один из самых отчаянных беценагов решил сам прийти к хозяину замка и договориться о возврате им небесной руды. Взамен на что беценаг пообещал Карамагу изготовить длинный нож, который с лёгкостью будет колоть камни, а сам не будет ломаться. Карамаг поверил беценагу и приказал слугам, доставить камень туда, куда укажет беценаг. Слуги Карамага доставили метеорит к кузнице беценагов (гномы к тому времени изобрели настоящий кузнечный горн с использованием мехов для дутья, что позволяло разогревать железо в горне до бела, и облегчало обработку метала). 
  Беценаги честно разделили небесную руду пополам и выковали меч Карамагу. Карамагу понравился меч, который может рубить камни (в то время большие люди на Ергини вообще не знали металлообработки, и пользовались только инструментами и орудиями из камня, кости и дерева).
   Карамаг наградил беценагов и разрешил им безопасно жить в своих владениях. Немного позже Карамаг заметил, что его очень злые собаки, никогда, не подпускающие никого чужого, к охраняемому ими объекту, даже по его приказу не нападают на беценагов. Эту особенность своих новых союзников Карамаг решил использовать себе на пользу.
  Карамаг с собой в разбойничьи походы стал брать несколько беценагов. Подойдя к пастбищу, Карамаг приказывал беценагам выйти на пастбище с обратной стороны. Когда беценаги появлялись на пастбище, собаки, почуяв чужаков, голосом подавали пастуху сигнал, что на пастбище чужой, указывая мордой направление, откуда появились чужаки. Получив сигнал от собак, пастух настороженно всматривался в сторону, куда указывали собаки, что бы принять решение (вступить в бой, протрубить в рог или, посчитав угрозу несущественной, успокоить собак).
  Увидев, беценагов, которые никогда никакой угрозы для больших людей не представляли, пастух обычно откладывал в сторону лук и рог, но за это время Карамаг и его люди, опять же за спинами беценагов подходили к пастуху сзади на расстояние выстрела из лука. Убив пастуха и его собак, Карамаг со своими слугами угоняли скот к своему замку. И если до союза с беценагами только одна из 4-5 попыток разбоя, для Карамага оканчивалась удачей, в остальных Карамаг часто терял и своих людей и своих собак, да и сам нередко получал ранения, то теперь все разбои Карамага заканчивались удачей и обходились без потерь.
  Уаиг Карамаг обнаглел настолько, что называл себя алдаром и осмеливался грабить владения алдаров Сайнага и Уархага, уводя не только скот алдаров, но и женщин их семей.
   После очередного нападения на владение своего деда 16-тилетние Ахсар и Ахсартаг решили отыскать и уничтожить насильника Карамага. Ахсар и Ахсартаг, с дружиной в 30 воинов и десятком собак, двинулись по следу насильника Карамага  (недавно прогнанное стадо, оставляло за собой чёткий след), на третий день погони, они увидели, что тропа разделилась на три. Братья решили разделиться и пойти по крайним дорогам, и если ничего не смогут найти, то они вернутся к развилке и обследуют центральную тропу.
  На развилке под камень братья положили стрелу, что бы каждому из них  было понятно, возвращался ли к развилке до него его брат.
  Два дня  Ахсартаг с дружиной шёл по своей тропе, и неожиданно тропа закончилась у ручья, и продолжение её Ахсартаг обнаружить не смог. Ахсартаг вернулся к развилке и обнаружил стрелу на месте, значит его брат ещё не возвращался, потому он отправился по тропе, по которой пошёл его брат. И на 6-й день пришёл к 6-тиярусному замку уаига Карамага, рядом с замком Карамага стояли ещё две башни в три яруса. Брата Ахсартаг не обнаружил и не знал, что с  ним случилось. Пытаться штурмовать или осаждать такую крепость, имея всего 15 воинов было бессмысленно, потому Ахсартаг решил не обнаруживать себя, а затаиться и дождаться, когда из крепости кто-то выйдет, и уже от него узнать, что происходит в крепости, а потом решить, что делать дальше.
  Ахсартаг устроил засаду у ручья, единственного места, из которого жители башни могли брать воду. Утром к ручью за водой пришли женщины, в одной из них, лежащий в засаде Ахсартаг, признал свою тётку Агунду (сестру его отца - алдара Уархара), похищенную насильниками 4-ре года назад.
  Муж Агунды дружинник Бора с пятью товарищами добровольцами, погнался за насильниками, но не вернулся. Ахсартаг, воспользовавшись, тем, что его тётка, как будто, специально отстала от подруг, подошёл к ней. Агунда поведала Ахсартагу, что она уже несколько дней ждёт его появления.
  Его брат алдар Ахсар и хозяин её головы (так женщины на Ергини называли своих мужей) приказали ей это. Алдар Ахсар, хозяин её головы и более двух десятков дружинников находятся в плену у уаига Карамага. Днём их заставляют работать, как кавдасардов, а на ночь помещают в глубокую яму, вырытую беценагами.  У Карамага более 30 воинов, потому пока насильник Карамаг и его банда в замке, шансов победить его, нет. К счастью Карамаг подолгу не сидит без дела, и скоро видимо отправится в очередной разбойный поход, тогда то и можно будет захватить замок насильника и освободить алдара и пленников.
  Передав всё это, Агунда поспешила догонять подруг. Через  две недели Карамаг, с двумя десятками воинов, снова отправился на разбойный промысел. На следующее утро Ахсартаг со своей дружиной, ещё затемно, подошли к дверям замка, и как только двери замка отворились, чтобы выпустить за водой женщин, Ахсартаг со своей дружиной ворвались в замок.
  Защитники замка не ожидали нападения, потому не смогли организовать достойную оборону замка, и в результате короткого боя замок Карамага был захвачен, беценаги, как только бой начался, сразу же попрятались в своих норах и по подземным ходам покинули замок. Теперь уже хозяева замка были помещены в яму, а пленники освобождены и вооружены.    
  Алдар Ахсар снова принял командование своей дружиной (Ахсартаг родился на несколько часов позже Ахсара и алдаром не был). Ахсар решил дождаться в замке насильника Карамага, и полностью уничтожить его банду. Когда Карамаг, с богатой добычей возвращался в свой замок, не далеко от замка его встретили беценаги, и поведали ему, что его замок захвачен. Карамаг понимал, что штурмом свой замок ему не отбить, но у него ещё достаточно воинов, что бы побороться за своё имущество, потому теперь уже Карамаг занял позицию у ручья, понимая, что без воды его врагам в замке долго не продержаться. Ахсару пришлось вывести свою дружину из замка и вступить в бой с «бандой» уаига Карамага. У Ахсара было вдвое больше воинов, чем у Карамага, но сам Карамаг, стоил не менее десятка воинов. Много дружинников алдара Ахсара поразил Карамаг своим мечом из  небесной руды, и даже нанёс серьёзное ранение Ахсартагу, пока не был сражён стрелой алдара Ахсара. После гибели своего «алдара» воины Карамага, не смогли устоять против, превосходящих их по численности, дружинников Ахсара, но сражались они до последнего и были все перебиты. 
   Ахсар также потерял почти 2/3 своей дружины. Меч Карамага взял себе алдар Ахсар, замок Карамага Ахсар подарил во владение дружиннику Боре (мужу своей тётки). Бора дал клятву верности алдарам рода Нарт, и обязался ежегодно платить положенные подати Алдару Сайнагу и прочим алдарам рода Нарт. Имущество Карамага (скот, пленных воинов и членов семьи Карамага, которых обратили в кавдасардов) алдар Ахсар поделил пополам. Половину оставил во владение новому хозяину замка  Боре, остальное его дружинники и собаки погнали во владения алдара Сайнага.

   Но не сиделось дома Ахсару и Ахсартагу, каждый раз, когда какой - то насильник тревожил земли нартов, алдар Ахсар собирал дружину и отправлялся наказывать насильников, и возвращать нартам, отнятое у них имущество, и Ахсартаг - брат алдара Ахсара всегда был рядом с ним. И всегда братья находили и наказывали насильников.
  Но, однажды, братьям в ту пору, только что исполнилось 20 лет, на западные владения нартов напали насильники из страны рода Донбет. Чётких границ между владениями родов в ту пору ещё не было, но было очевидно, что следы насильников ведут в страну рода Донбет. Нарты селения Гомдз, скот которого угнали насильники, не смогли сами выследить насильников и отбить у них своё имущество, и они обратились за помощью к своему алдару. Алдар Ахсар со своей дружиной в 20 воинов  и  воинами   из селения Гомдз отправился в страну рода Донбет.   
  Две недели, нарты искали след насильников, но так и не смогли его обнаружить. Но алдар Ахсар считал своей обязанностью защищать своих подданных, и возвращать им их имущество.
 
 Алдары родов Нарт, Донбет и Чинты, включая алдара Сайнага (деда Ахсара) никаких обязательств перед своими подданными не имели, их не волновало, как их подданные будут добывать и защищать своё имущество, лишь бы вовремя платили подати алдару.
 Но алдар Ахсар был полон решимости, прекратить разбой во владениях нартов. Он запретил нартам разбойничьи походы за чужим имуществом, как во владениях нартов, так и за их пределами, но при этом гарантировал нартам сохранность их стад. Алдары Уастаржи и Сайнаг были противниками такой политики алдара Ахсара, но не стали мешать ему, проводить её, считая, что, повзрослев алдар Ахсар, и сам поумнеет.
  Ахсар решил, раз они не могут установить насильника, то за беззаконие своих подданных должен ответить своим имуществом алдар рода Донбет. До этого природные алдары, ведущие род от общего предка (князя Ергини), никогда не враждовали друг с другом, и даже не допускали мысли, что, защищая интересы простого люда, можно предъявить претензии природному алдару.
  Тем не менее,  Ахсар привёл свой отряд к родовому селению алдаров рода Донбет (к замку Донбет). После того, как Ергини перестал быть островом, род Донбет разделился на восточный род – Гатах и западный Донбеттыр. Алдары обоих родов построили себе новые родовые замки у берегов морей Гатах - Каспийского, Донбеттыр - Азово-Чёрного. Родовой замок Донбет оставался во владениях рода Донбеттыр.
  После переселения алдаров, алдар Донбетыр оставил в замке Донбет смотрителя замка и 10 семей дружинников,  замку Донбет принадлежало большое стадо скота алдара Донбеттыра (несколько сотен голов овец, коз и лошадей). Отряд Ахсара напал на стадо замка Донбет, пастух стада, протрубив в рог сигнал о нападении, вступил с насильниками в бой, но был ранен Ахсартагом.
  Ахсартаг добил бы пастуха, но его собой заслонила девушка – дочь пастуха. Ахсартаг опустил свой топор и оставил жизнь пастуху.
  Из селения по тревоге прибыл отряд замка Донбет, и попытался отбить свой скот и скот алдара Донбеттыра, но  отряд в полтора десятка воинов, не смог бы оказать сопротивление отряду Ахсара. Алдар Ахсар остановил дружинников замка Донбет, заявив им, что насильники из страны рода Донбеттыра, угнали скот из селения Гомдз рода Нарт. Найти насильников им не удалось, потому за бесчинства своих подданных своим имуществом должен ответить Алдар рода Донбеттыр.
   Дружинникам замка алдар Ахсар разрешает забрать из общего стада свой скот, остальное достанется жителям селения Гомдз. Но никто из дружинников замка Домбет не рискнул, спасать своё имущество, жертвуя имуществом алдара. Тогда алдар Ахсар разделил стадо пополам, половина отдавалась жителям селения Гомдз, что с лихвой покрывало их убытки, а половину оставил воинам замка Донбет. 
  Ахсартагу понравилась храбрая дочь пастуха, потому Ахсартаг вывел из стада, доставшегося жителям селения Гомдз, 2 лошади и выплатил ими ирад (калым) отцу девушки. Достойный ирад был уплачен, потому отец девушки не имел право отказать жениху, так Дзерасса стала женой Ахсартага. После чего отряд Ахсара погнал скот во владения нартов.

    Смотритель замка Домбет, сразу же, как увидел, что отряд насильников, напавший на них много больше его дружины, отправил гонцов к алдару Донбеттыру и в соседние селения рода Донбеттыра, с сообщением, что насильники Нарты напал на замок Донбет, и угоняют скот алдара Донбеттыра. От защиты своего алдара и его имущества не мог отказаться никто, потому все воины селений соседних с замком Донбет взяли своё оружие и отправились догонять насильников нартов, посягнувших на имущество их алдара. Более 200 воинов рода Донбеттыра догнали отряд Ахсара уже на земле нартов у леса в 20 верстах от селения Гомдз. Алдар Ахсар приказал 20 воинам селения Гомдз гнать скот в селение, он же с отрядом в 50 воинов задержит преследователей.
  Бой у Гомдзых леса продолжался  от зенита солнца до заката и закончился полным разгромом отряда Ахсара. Алдар Ахсар и его брат Ахсартаг погибли в этом бою. Отбить скот алдара донбеттырам не удалось, но они вернулись домой, полные гордости, что они наказали насильников, покусившихся на собственность их алдара.
  Утром жители селения Гомдз, собрали к захоронению тела своих родичей, которых перевезли и захоронили в семейных склепах селения. Алдара Ахсара и его брата Ахсартага жители селения Гомдз по просьбе Дзерассы, с почестями захоронили на месте их гибели у Гомздых леса, соорудив им отдельный склеп.
  Дзерасса, похоронив супруга, побоялась возвращаться в отчий дом, а отправилась в замок деда своего супруга - алдара Сайнага. Алдар Сайнаг, узнав о гибели внуков, впал в депрессию, у него снова не осталось наследника. Сайнагу нужен был наследник, а не женщина, называющая себя женой погибшего внука. Он приказал забрать у Дзерассы меч Ахсара, и разрешил ей поселиться на нижнем ярусе своей башни (вместе с кавдасардами и скотом). Позже, оправившись от горя, алдар Сайнаг сообщил о смерти его сыновей алдару Уархагу. Сайнаг так же сообщил Уархагу, что к нему прибилась женщина, которая называет себя женой Ахсартага. Алдар Уархаг, забрал Дзерассу к себе, сделав её своей женой, за что Дзерасса была ему всю жизнь благодарна. Тогда ещё никто не знал (даже сама Дзерасса), что она беременна и кого она родит.


Рецензии